Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Безударная гласная и парные согласные в корне слова

Безударная гласная и парные согласные в корне слова

Д. Мы изучаем орфограммы “Безударная гласная в корне слова”, “Парная согласная в корне слова”.

У. Что такое проверочное слово?

Д. Проверочное слово – это слово-подсказка, где для безударных гласных в корне гласный звук должен быть ударным; для парных согласных нужный звук должен стоять перед гласным или непарными звонкими звуками.

У. А что ещё нам важно помнить при подборе проверочного слова?

Д. Нужно, чтобы у проверочного слова был тот же корень, что и у проверяемого.

У. Ребята, давайте вспомним с вами памятку, как нужно поступать при поиске проверочных слов.

Д. Чтобы подобрать проверочное слово, нужно подобрать однокоренное слово или изменить проверяемое слово. Узнав букву в проверочном слове, нужно написать ту же букву в проверяемом слове.

4. Работа в печатной тетради “Пишем грамотно №1”. Урок 43. Упражнение 1.

У. Ребята, давайте потренируемся подбирать проверочные слова. Мы выполним задание в печатной тетради.

В упражнении дан текст, в котором уже подчёркнуты безударные гласные в корне слова. Нужно устно подобрать к ним проверочные слова. Читаем по очереди по одному предложению, называем слово с орфограммой и подбираем проверочное слово. Если кто-то будет затрудняться в подборе проверочного слова – остальные ученики помогают.

5. Работа с доской.

У. На доске написаны слова. Давайте их прочтём:

ука.ка, в.сна, шу.ка, в.да, яго.ка, з.ма, ска.ка, р.ка, варе.ка, в.лна, кра.ка, гн.здо

У. В каких словах вы будете выбирать буквы гласных звуков, а в каких – согласных? Как будете действовать?

Д. Мы сначала найдём слова с безударными гласными в корне слова, и подберём проверочные слова, а затем найдём слова с парными согласными в корне слова и подберём к ним проверочные слова.

У. Давайте сначала выписывать слова с безударной гласной в корне слова, и подбирать проверочное слово, изменяя его так, чтобы оно стояло во множественном числе.

  • вёсны — весна
  • воды – вода
  • зимы – зима
  • реки – река
  • волны – волна
  • гнёзда — гнездо

У. Графически покажите, как проверочные слова “помогают” выбрать нужную букву.

(дети самостоятельно выполняют задание: ставят ударение, выделяют корень в словах, подчёркивают двумя чертами буквы, которые в проверочном слове показывают решение задачи, одной чертой – объясняемые буквы)

Физминутка

У. Теперь мы выпишем слова с парной согласной в корне и подберём проверочное слово так, чтобы оно звучало ласково. Графически покажите, как проверочные слова “помогают” выбрать нужную букву.

  • указочка – указка
  • шуточка – шутка
  • ягодочка – ягодка
  • сказочка – сказка
  • варежечка – варежка
  • красочка – краска

У. Часто ли в речи мы пользуемся, например, словами варежечка, ягодочка? Удобно ли нам произносить эти слова? Может быть, есть другой способ проверить эти слова?

Д. Такими словами мы почти никогда не пользуемся. Нужно поискать другой способ проверить эти слова. (Ученики предлагают варианты ответов)

Читайте так же:
Нужна ли ветровка с флисом

У. Давайте изменим наши слова новым способом – по команде вопроса: много чего?

  • Много (чего?) указок
  • Много (чего?) шуток
  • Много (чего?) ягодок
  • Много (чего?) сказок
  • Много (чего?) варежек
  • Много (чего?) красок

У. Какой мы можем сделать вывод? Как можно проверить парные согласные в корне слова?

Д. Проверить парную согласную можно подбором однокоренного слова с ласковым значением или изменить слово так, чтобы оно отвечало на вопрос: много чего? много кого?

У. Давайте потренируемся находить “опасные” места в словах и подбирать проверочные слова.

6. Закрепление. Работа в печатной тетради “Пишем грамотно №1”. Урок 43. Упражнение 6.

У. Прочитайте на доске рассказ “Наш друг мишка”.

Хорошо мишке зимой в берлоге! Никаких забот о еде. Сытый, довольный, развалился медведь в тепле, вспоминает о рыбе, ягодах и орешках прошлого года.

У. Нам нужно выписать слова, в корнях которых есть “опасные места”. Как мы с вами будем действовать?

Д. Нам нужно обнаружить орфограммы, определить, каким правилом регулируется написание букв, применить правило и выписать слова, подбирая проверочные.

У. Давайте будем читать по одному предложению и искать “опасные места” в корнях слов. Нужные нам слова будем самостоятельно записывать в тетради вместе с проверочными. Графически будем выделять орфограмму.

  • хороший – хорошо
  • много мишек – мишке
  • зимы – зима
  • вдоволь – довольный
  • развалится – развалился
  • медведи – медведь
  • помнить – вспоминает
  • много орешек — орешках

У. Ребята, а теперь выполните проверку в своих тетрадях.

7. Самопроверка

У. Давайте вспомним памятку, как правильно выполнить самопроверку.

Д. Сначала нужно прочитать по слогам – нет ли описок в работе.

Далее снова найти все орфограммы, проверить написание и графический способ выделения орфограмм.

Если нашли описку или ошибку – нужно аккуратно исправить.

Д. Выполняют самопроверку.

8. Домашнее задание

Упражнение 2 в Печатной тетради “Пишем грамотно №1”, урок 43.

9. Итог урока

У. Ребята, какими способами проверки орфограмм в корнях слов мы с вами сегодня пользовались?

Д.

– изменяли слова по числам;

— подбирали однокоренные слова, в “ласковом” значении;

— ставили слова в форму, отвечающую на вопрос: много чего?

У. На следующем уроке мы с вами познакомимся ещё с одним способом проверки орфограмм в корне слова. Урок закончен. Молодцы.

Правописание парных согласных в корне. Урок русского языка в 3 классе.

-развивать умения последовательно выполнять действия при обозначении парных согласных на письме.

Воспитательные: формировать умения работать индивидуально, в малых группах; прививать интерес к обучению.

Планируемые результаты

Личностные УУД :
-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД :
-уметь определять и формулировать тему и задачи урока с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-работать по коллективно составленному плану;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Читайте так же:
Янка брыль биография краткая

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:

— уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других;
-совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД :
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование : нетбуки, презентация, тренажер, карточки , сигнальные карточки, карточки для работы в паре.

I. Организация детей.
Добрый день! А он обязательно станет для вас хорошим и добрым, если мы подарим свои теплые улыбки друг другу. Давайте вместе проделаем маленькую гимнастику.

Потянулись! — ( потягиваются)

Встрепенулись! — ( встряхивают плечами).

Оглянулись! — ( оглядываются друг на друга).

Улыбнулись! — ( улыбаются).

II .Создание проблемной ситуации

— Сказочный герой Ктототам очень любит природу .С приходом зимы он особенно трепетно заботится о птицах. Ктототам решил написать небольшое стихотворение. Посмотрите, что у него получилось (слайд 1)

Я показал своим подрушкам,

Где для птиц висят кормужки

— Но Ктототам засомневался, не допустил ли он ошибок в своем стихотворении?

Готовы ли вы ему помочь? Обговорите в парах.

— Исправим ошибки на интерактивной доске.

— Докажите правильность написания слов.

— А теперь сформулируйте тему урока.

«Правописание парных согласных в корне слова»(слайд 2)

Сформулируйте задачи, над которыми мы будем работать в течение урока.
(слайд 3)

Что же мы с вами сначала должны повторить ? (Какие парные согласныенужно проверять?)

Чему должны учиться ? ( Правильно писать парные согласные в корне и подбирать проверочные слова)

III .Актуализация знаний

— 1.Повторение правила «Правописание парных согласных в корне».

— Вы будете рассказывать правило друг другу, но для этого вспомним «Правила работы в паре» (Слайд 4).

— Расскажите правило в паре.

2.Работа с интерактивной доской (одна пара )

Составить правило из частей.

3.Работа с нетбуками (планшеты)

а)- Я вам буду называть слово, а ваша задача написать парную согласную, которую нужно проверять, с помощью планшета должны показать результат.

Робкий, указка, сладкий, просьба, варежка, нитка, ложка .

— Оцените свои знания с помощью светофора.

б)Проверка умения называть и писать слова с парной согласной в корне.

-Записать как можно больше слов с парной согласной в корне (за 2 минуты)

-Затем по команде стоп, поменяетесь нетбуками и проверите работу соседа. Обязательно сообщите оценку товарища.

в) Индивидуальная работа.

Составить алгоритм проверки парной согласной в корне.

Чтобы проверить парный согласный в корне слова надо:
1) найти парный согласный в слабой позиции;

2) подобрать проверочное слово:
– изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного стоял гласный или согласный Н;

3) сравнить проверяемое и проверочное слово.

Читайте так же:
Гидрофильные масла the Body Shop Lierac

( у детей на столе карточки с алгоритмом)
IV. Закрепление знаний и способов действий.
1.Разноуровневые задания.

1 уровень (Нужна помощь при выполнении задания)

Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова

2 уровень (Знаю материал, но иногда испытываю затруднения).

Кошка точила ко..ти. У кота Мурзика болит ла..ка. У Кати на глазах показались слё..ки.. Маша надела лё..кую соломенную шля..ку

*Спиши, вставив пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

3 уровень (Хорошо знаю материал).

Подул реский ветер. Холотно стало дупкам и берёскам. Летком скованы реки. Побелели поле и лук.

Исправь ошибки, напиши проверочные слова

2.Самопроверка (по ключу), оценивание.

V. Тестовая проверочная работ а (приложение)

Проверка выполненного, оценивание.

VI . Итог урока

Игра «Верю – не верю»

— Я читаю высказывание, если вы с высказыванием согласны, поднимите руки вверх , если вы с высказыванием не согласны, руки вперёд.

1. Верите ли вы, что парную согласную в корне слова нужно проверять? (да)

2. Верите ли вы, что парную согласную в корне нужно проверять ударением? (нет)

3. Верите ли вы, что парная согласная проверяется гласным звуком? (да)

4. Верите ли вы, что в слове « зуб» на конце слова пишется согласная «п» ? (нет)

5. Верите ли вы, что в слове « суп» на конце слова пишется согласная «п» ? (да)

6. Верите ли вы, что в слове « соседка» в середине слова пишется согласная «д» ? (да)

7. Верите ли вы, что к слову « закладка » проверочным словом является слово « закладки »? (нет)

8. Верите ли вы, что слово « грядка » можно проверить словом « грядочка »? (да)

— Что же нужно сделать, чтобы правильно написать слово с парной согласной в корне?

Какое проверочное слово к слову ВАРЕЖКА?

Лучше всего проверять написание какого-то слова, используя для этого это же слово, однако в изменнном его виде. Чтобы узнать, пишется слово "варежка" через Ш или Ж, можно например применить проверочные слова "варежечка" или "варежек".

В слове ВАРЕЖКА могут возникнуть проблемы с написанием согласного Ж в корне слова. Под влиянием глухого К он при произношении оглушается. Не допустить ошибки можно, если изменить слово так, чтобы после согласной Ж стоял гласный — варежка- варежек. Написание гласной Е в корне нужно запомнить.

В слове варежка есть орфограмма проверяемая согласная в корне слова. Проверочные слова для слова варежка — это варежек, варежечка. В данных словах после проверяемой согласной стоит стоит гласная, а это и сеть сильная позиция, то есть "ж" отчетливо слышится.

В данном случае сомнения возникают по поводу правильного написания пятой буквы слова варежка. Для проверки правильности написания нужно подобрать такое слово, в котором оно слышится достаточно отчтливо. В нашем случае, проверочным может быть слово — "Варежек".

Как правильно пишется: варешка или варежка?

Читайте так же:
Туники от аллы коваль

Слово ВАРЕЖКА не проверяется никакими словами, так как это словарное слово и учат его в старших классах школьной программы.

Слово "варежек" и "варежечек" как проверочные слова нельзя поставить, так как не зная правописания этого слова легко написать и "варешек" и "варешечек".

В слове "варежка" вместо буквы Ж некоторые дети пишут букву Ш. Чтобы избежать этой ошибки следует проверить слово, поставив его в родительный падеж. Нет чего? Варежек или варежечек. На самом деле, такие слова стоит запоминать, как они пишутся

Слово ВАРЕЖКА пишем через Ж в корне слова. Проверочного слова нет, это словарное слово, его нужно запомнить. Но как подсказку можно использовать поставя слово во множественное число — ВАРЕЖЕК.

Пишем ВАРЕЖКА через Ж в корне слова, нужно запомнить

В слове "варежка" можно ошибиться лишь с одной буквой, то есть, при написании писать "ж" или "ш". Проверить правильность написания, можно с помощью склонения родительного падежа во множественном числе, соответственно: нет чего — "варежек". Ответ очевиден, в этом слове нужно писать букву "ж".

Правописание буквы "ж" в слове "варежка" легко проверить специальным проверочным словом. Это слово варежек (то же слово в родительном падеже). В данном проверочном слове мы слышим отчетливо букву "ж", значит и ее нужно писать в слове "варежка".

При написании слова "варежка" можно допустить ошибку, и написать "варешка". Чтобы этого не произошло, необходимо подобрать проверочное слово, чтобы убедиться, что нужно писать букву "ж", а не "ш" в этом слове. Проверим словом "варежечка" или много "варежек".

В слове варежка можно допустить ошибку лишь заменив в нм ж на ш. Чтобы проверить согласную в корне слова, необходимо подобрать проверочное слово. Итак, слово варежка превращаем в варежечка. Букву ж слышим здесь прекрасно.

Для того, чтобы не допустить ошибку в правописание слова "варежка" и не написать вместе буквы "ж" букву "ш", нужно проверить его с помощью слова "вареЖечка" или "вареЖек". Здесь буквы "ж" мы слышим отчетливо.

Проверочные слова, безударные гласные в корне

Для поиска нужного слова нажмите Ctrl+F. Посмотрите также отличный сервис, который позволит проверить слово на ошибку.

Важное видео по данной теме

Если вам лень читать, посмотрите видео, где всё просто и легко объясняется, а затем переходите к таблицам страницы.

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

К безударному корню трудно подобрать проверочное слово потому, что оно вышло (выходит) из активного употребления.

Н..гие поля — нАг (то есть не одет).

К безударному корню трудно подобрать проверочное слово потому, что значения корней в настоящее время уже расходятся по смыслу.

В этом случае приходится полагаться на вашу начитанность и языковую интуицию. Если вы в них сомневаетесь, обратитесь к списку 1.

Гласную в слове можно проверить разными ударными корнями.

Читайте так же:
Как отличить настоящий тренч burberry

Разв..ваться — вИлся, вЕял.

Зап..вать — пЕть, пИть.

Обратите внимание на значение корня (его легко узнать по контексту). Выберите проверочное слово, близкое по значению. Если вы затрудняетесь это сделать, обратитесь к списку 2.

К одному и тому же безударному корню иногда можно подобрать два проверочных однокоренных слова с разными ударными гласными.

Г..лова — гОловы, двуглАвый.

Г..родской — гОрод, грАд.

Зас..делся — сЕсть, сИдя.

Разбр…сал – брОсил, разбрАсывает.

Скорее всего, перед вами явление полногласия и неполногласия. Не проверяйте корни с полногласными сочетаниями –оло- и –оро- однокоренными словами с неполногласными сочетаниями –ла- и –ра-.

Обратите особое внимание на коварный корень –сид- / -сед-. Запомните правописание слов с этим корнем:

сидеть, посидеть, засидеться (сИдя),

но: седло, заседание, председатель (сЕл).

Безударную гласную О в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на – ывать, — ивать:
посм…треть – смОтрит (глагол рассмАтривает не является проверочным словом).

Трудно запомнить слова-исключения. Иногда не удаётся вспомнить, какую именно гласную писать в данном слове-исключении.

Воспринимайте исключения как словарные слова. Запоминайте их отдельно от правил. Чтобы запомнить было легче, обратитесь к списку 3. Вставьте буквы вместо многоточий.

Можно ошибочно отнести орфограмму «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением» к слову с чередующимся корнем и наоборот.

Пример неверного толкования:

рОсток — безударная гласная в корне проверяется словом подрОс.

Различайте корни, проверяемые ударением, и корни, в которых происходит чередование гласных.

Пример верного толкования:

рОсток — перед нами исключение из орфограммы «Чередование гласных в корне –раст- (-ращ-) -рос-».

Возникают трудности при толковании значений слов с корнями –равн- и –ровн-.

Подр…внять волосы — значит сделать их одинаковыми? Прямыми?

Оба варианта толкования кажутся сомнительными.

Действительно, далеко не ко всем случаям с корнями –равн- и –ровн- можно напрямую применить правило. Запомните правописание слов: сровнять, выровнять.

К слову с сомнительной согласной иногда трудно подобрать проверочное слово.

Если вы не можете подобрать проверочное слово, обратитесь к списку 4.

Вы не уверенны в написании слова с возможной непроизносимой согласной.

Обратитесь к списку 5.

В некоторых однокоренных словах в корне пишется то удвоенная согласная, то одинарная (тоННа, но трехтоНка).

Иноязычные корни в некоторых русских словах теряют удвоенную согласную. Обратите внимание на следующие случаи:

тоННа — трехтонка, пятитонка и т.п.,

кристаЛЛ, кристаЛЛический — кристальный.

Не путайте также два похожих корня: -бал- (на балу, бальное платье) и –балл- (пятибалльный шторм, высший балл).

В некоторых заимствованных словах после согласной либо гласной вместо буквы Е пишется буква Э. Как отличать такие слова?

С…ссия, силу…т, ма…стро, про…кт.

После согласных и после гласной И в таких словах обычно пишется буква Е.

Исключением является слово проект, правописание которого необходимо запомнить.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector