Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подвиг не рождается сразу: для этого нужно щедрую душу иметь»

«Подвиг не рождается сразу: для этого нужно щедрую душу иметь»

Среди книг, способных взволновать молодых, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, — повесть В. Кондратьева «Сашка». Когда Кондратьева спросили, как получилось, что в немолодые уже годы он вдруг взялся за повесть о войне, он ответил: «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то — это самое главное, что было у меня в жизни». Его мучили воспоминания, даже запахи войны. Ночами в его сны приходили ребята из родного

Писатель открыл нам правду о войне, пропахшую потом и кровью, хотя сам считает, что «Сашка» — «лишь малая толика того, что нужно рассказать о Солдате, Солдате-Победителе». Наше знакомство с Сашкой начинается с эпизода, когда ночью он задумал достать валенки для ротного. «Всплескивались ракеты в небо,

Сашка жалел, что не знал немецкого. Он хотел спросить у пленного, как у них «с кормежкой, и сколько сигарет в день получают, и почему перебоев с минами нет… Про свое житье-бытье Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал. Хвалиться нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами… Нету силенок ребят хоронить, нету… Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах».

Кондратьев проводит своего героя через испытания властью, любовью и дружбой. Как выдержал Сашка эти испытания? Сашкина рота, от которой осталось 16 человек, натыкается на немецкую разведку. Отчаянную храбрость проявляет Сашка, захватив без оружия «языка». Ротный приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге он говорит немцу, что у них пленных не расстреливают, и обещает ему жизнь, но комбат, не добившись от немца при допросе никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка не подчиняется приказу. Ему не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком, он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью.

В Сашке развито огромное чувство ответственности за все, даже за то, за что отвечать он не мог. Ему стыдно перед пленным за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили: он старался вести пленного так, чтоб тот не видел наших убитых и не захороненных еще бойцов. Этой огромной ответственностью за все, что происходит вокруг, объясняется и немыслимое в армии событие — неподчинение приказу старшего по званию. «…Надо, Сашок. Понимаешь, надо», — говорил Сашке ротный перед тем, как приказать что-нибудь, хлопал его по плечу, и Сашка понимал — надо, и делал все, что приказано, как следует. Категоричное «надо» в некотором смысле способно облегчить человеку жизнь. Надо — и ничего сверх: ни делать, ни думать, ни понимать. Герои В. Кондратьева, особенно Сашка, привлекательны тем, что, подчиняясь этому «надо», думают и действуют «сверх» надобного: что-то неистребимое в них самих заставляет их это делать. Сашка добывает валенки для ротного. Раненый Сашка под огнем возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат. Сашка ведет санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.

Читайте так же:
Что такое бризли бридж Немного об одежде

Сашка берет в плен немца и отказывается его расстрелять… Все это «сверх надо» словно слышит Сашка в самом себе: не стреляй, возвращайся, проводи санитаров! Или это говорит совесть? «…Не прочитай я «Сашку», мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще один друг, полюбившийся мне человек», — так оценил значение повести Кондратьева в своей жизни К. Симонов. А как оцениваете ее вы?

Тема Великой Отечественной войны в повести В. Кондратьева «Сашка»

В течение четырех лет войны не было ни одного хоть сколько-нибудь значительного события, которое не находило бы немедленного отражения в литерату­ре. Произведения тех лет на военную тему создава­лись буквально по горячим следам. Эту прозу называ­ют «лейтенантской», что многое говорит о ее авторах.

Вячеслав Кондратьев — фронтовик, свидетель и участник описываемых им событий. Его первая же повесть «Сашка» оказалась удачной. «История «Саш­ки» — это история человека, оказавшегося в самом трудном месте и на самой трудной должности — сол­датской»,— так сказал о повести Кондратьева К. Си­монов.

Герой повести — Сашка, простой деревенский па­рень двадцати двух-двадцати трех лет. Его молодость выпала на нелегкое для страны время. Прежнее пред­ставление Сашки о войне резко отличается от того, чем война в действительности оказалась. Проводя своего героя через многие испытания, автор раскры­вает читателю его характер. Показателен в этом отно­шении эпизод с валенками. Рискуя собственной жиз­нью, Сашка решает достать валенки для ротного. Ротного ему жалко. «Для себя ни за что бы не полез»,— замечает герой. Писатель подчеркивает добродушие и бескорыстие Сашки, его любовь к ближнему.

Сообразительным, смелым, ловким показывает себя герой, когда неожиданно появляются немцы. Сначала у него перехватывает дыхание, затем он при­ходит в себя, начинает быстро соображать и предпри­нимает решительное действие: «резанул длинной оче­редью по немцам». Мужественно выглядит герой на фоне «битой-перебитой» роты, которая, едва получив приказ, с удовольствием ретируется за овраг. Сашка же бросается на помощь ротному. Идя с ним в атаку и заметив, что у того расстрелян диск, Сашка отдает ротному свой, не думая о своей жизни. У него одно же­лание: «настичь немцев и обязательно перестрелять их».

Кульминационным моментом повести является схватка героя с немцем и то, что последовало дальше. С горячей ненавистью бросается герой на врага и, не­смотря на разницу сил, побеждает его. Однако после захвата немца Сашка вдруг замечает, что пленник — его ровесник, такой же молодой, такой же, наверное, жизнелюбивый, да и «на вид он прямо русский». Со­чувствие проникает в сердце Сашки. В обращении с немцем герой ведет себя гуманно, замечая, что «не та­кой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться». Сашка не только сам не применяет насилия, он против того, чтобы другие пользовались своей «страшной властью». Подробно Кондратьев описывает Сашкины мытарства, которые он переносит ради одного — со­хранения жизни врагу. «Много, очень много видал Сашка смертей за это время — проживи до ста лет, столько не увидишь,— но цена человеческой жизни не умалялась от этого в его сознании». И это опреде­ляющая черта в образе Сашки — умение в нечеловече­ских условиях сохранить в себе человеческое, «есть у него в душе заслон какой или преграда, преступить которую он не в силах». «Ну, Сашок. Ты человек. » — говорят о нем товарищи.

Читайте так же:
Ошибки дсг гольф плюс

Человечен Сашка и к своим, и к чужим. Снова рискуя собственной жизнью, он приводит к раненому солдату, которому он дал слово помочь, санитаров. Не может обмануть человека Сашка, крепко держит свое слово, дорожит человеческий жизнью.

Сложно складываются взаимоотношения героя с Зиной. После первой же встречи привязавшись к ней, Сашка надеется и с ее стороны увидеть любовь и преданность. Снова повстречав Зину, герой обнаруживает, что она любит другого. Сашка находит в себе муже­ство простить ей все, потому что он ее понимает: Зина молодая, ей надо как-то устраивать свою жизнь, и ни­какой уверенности в том, что Сашка с войны вернет­ся, у нее нет. «Неосудима Зина. Просто война. » — делает заключение герой.

Понимание свойственно Сашке и в других эпизо­дах. Предельно корректно ведет он себя с местным на­селением по пути своего следования, зная: осуждать их за негостеприимство нельзя — война. Герой умеет найти к человеку подход, знает, как не обидеть его.

Когда в госпитале происходит конфликт из-за ка­чества пищи, он обнаруживает необыкновенную сме­лость, беря на себя чужую вину. Сашка понимает, что друг его, Володька очень горяч нравом и может наделать глупостей, а он, Сашка, «благоразумнее», а пото­му попытается как-то сгладить сложившуюся ситуа­цию. О наказании за содеянное герой не думает, глав­ное для него — спасти друга.

Когда очарованный красотой подснежника Жора подрывается на мине, Сашка, ни минуты не раздумы­вая, бросается за отброшенной в сторону его шапкой. Не собственная жизнь волнует его в этот момент, а осознание долга перед товарищем: накрыть его лицо и отдать таким образом последнюю дань уважения. Сашка снова не думает о себе, проявляет способность к самопожертвованию.

На вокзале герой знакомится с двумя девушками, отправляющимися на фронт. Им жаль израненного, измученного Сашку, а Сашке — их. Он отлично по­нимает, что ждет этих юных, не нюхавших пороху девчат там, на передовой, и проявляет огромное со­чувствие.

Наплыв патриотических чувств вызывает у Сашки Москва. Он вдруг понимает всю важность и нужность того дела, которое он делал «там».

В повести «Сашка» Кондратьев нарисовал образ че­стного, смелого, мужественного, доброго и отзывчи­вого человека.

Читайте так же:
Как носить гольфы с кроссовками

Писатель развернул перед читателем объективную картину войны, беспощадной и смертоносной.

«Мужество есть великое свойство души: народ отмеченый им, должен гордиться собой. » (по повести В. Кондратьева «Сашка»)

Повесть «Сашка» написана Вячеславом Кондратьевым в 1979 году.
Как поведет себя человек на войне? Поступится ли он, оказавшись в экстремальной ситуации, своими жизненными принципами, либо же останется самим собой? Именно эти вопросы находятся в центре внимания автора.
Повествуя о событиях минувших военных лет, писатель убеждает нас, что даже на войне человек может остаться верным себе. Молодой кадровый боец Сашка – главный герой повести. Этот человек, несмотря на юный возраст, относится к своей службе со всей серьезностью. Для него главным в жизни является защита Родины, он исполняет свой долг, руководствуясь уже сложившимися жизненными ценностями. Сашке присуще чувство жалости, сострадания. Он для других готов сделать то, чего никогда не сделал бы для себя. Уже в начале произведения Кондратьев показывает нам героизм молодого бойца: Сашка, рискуя жизнью, отправляется за валенками для своего товарища. Начинается обстрел. Каждую секунду жизнь главного героя висит на волоске. Но он с честью проходит выпавшее на его долю испытание.
Одной из ключевых в повести, на мой взгляд, является сцена, когда Сашка берет в плен немца. У него нет к нему вражды, чувство, которое испытывает герой, скорее можно назвать жалостью. Вот каким его видит Сашка: «Был он вроде бы Сашкин одногодок, лет двадцати – двадцати двух. Курносый и веснушчатый, на вид прямо русский». Привыкший брать на себя ответственность, уверенный в правоте своего дела, беззаветно верящий в справедливость, Сашка убеждает немца, что на его Родине пленных не расстреливают: «Мы не вы. Пленных не расстреливаем». Автор подробно описывает путь главного героя в штаб, куда должен он был доставить немецкого солдата. За все стыдно Сашке: за непохороненные тела русских бойцов, за примитивность военного снаряжения, за поведение комбата. «Обросший, со спутанными волосами, лезшими ему на лоб, в расстегнутой гимнастерке, согнутый, с отвисшей нижней губой и черными кругами около глаз, необычный и страшноватый» — таким описывает его автор. Конечно, Сашка сочувствует командиру, потерявшему близкого человека, но, по его убеждению, никто не имеет право ставить личное горе выше воинского долга. И когда командир, ни в чем не разобравшись, отдает приказ расстрелять пленного, Сашка понимает, что жизнь этого молодого и курносого немца находится в его руках. Перед Сашкой выбор: поступить по совести и не выполнить приказ командира или, не нарушив присягу, расстрелять немецкого солдата и тем самым спасти собственную жизнь. И мы ни минуты не сомневаемся, что решит герой.
Перед очередным выбором становится Сашка после своего ранения. Он мог просто направиться в сторону госпиталя, но в силу своих убеждений не делает этого. Сашка возвращается, чтобы оставить отряду оружие и попрощаться с товарищами. По дороге в госпиталь он встречает раненого. Пообещав раненому солдату помощь, герой сам сопровождает санитаров и тем самым спасает бойцу жизнь.
С достоинством проходит герой и испытание любовью. Страницы, посвященные рассказу о первой любви Сашки, наполнены лиризмом, удивительной нравственной красотой. Юноша готов понять, а значит, и простить даже то, что ему предпочли другого. Он готов перетерпеть любую боль. А боится только одного – лжи и жалости.
Меня поразила в поведении Сашки ежеминутная готовность прийти к людям на помощь и одновременно боязнь, что кто-то почувствует себя его должником. Откуда в простом русском солдате столько тонкой душевной теплоты? От него буквально исходит доброта. Рядом с ним люди себя чувствуют уютно, надежно. Это и лейтенант Володя, и Паша, и девчонки-москвички, отправляющиеся на фронт.

Читайте так же:
Что такое унции у джинсов

90735 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Урок литературы в 9 классе на тему: «Я вам жизнь завещаю»

Образовательная: познакомить учащихся с творчеством В.Кондратьева, проанализировать повесть «Сашка».

Развивающая: развивать у учащихся выразительную правильную речь.

Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, беззаветной преданности ей, отзывчивость, милосердие.

Сообщение темы и целей урока.

Более шестидесяти лет прошло с тех пор, как отгремели последние бои и вернулись с фронта те, кому суждено было вернуться. Но не заживает боль в сердцах людей, не забываются страдания, выпавшие на долю народа в этой проклятой войне.

Сколько лет прошло, а настоящую правду мы узнаем только сегодня.

Сегодня мы открываем еще одно имя в современной литературе. В.Кондратьев был уверен, что «надо было рассказать правду, тяжелую, пропахшую кровью и потом». Сегодня на уроке мы узнаем, что нового в богатейшую современную прозу о Великой Отечественной войне внесла повесть «Сашка», напечатанная в журнале «дружба народов» в 1979 году.

Почему характер Сашки называют подлинным открытием в нашей литературе?

2. Сначала давайте познакомимся с биографией В.Кондратьева. (Сообщение заранее подготовленного учащегося)

Чтение подготовленным учащимся стихотворения А.Твардовского «Я убит подо Ржевом…».

3.Анализ повести «Сашка».

Мысленно перенесемся в то время и на ту землю, о которой узнали по воспоминаниям военачальников и прочли в повести «Сашка». Два месяца воюет Сашка. Много это или мало? Найдите те существительные, которые помогают писателю воссоздать это время.

«Всплескивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле… Как обычно…» Рисуется страшная картина, а оказывается – это обычно. Война есть война, а несет она только смерть. Мы видели такую войну с первых страниц: «Деревни, которые они брали. Стояли будто мертвые, ни видать в них было никакого движения. Только летели оттуда стаи противно воющих мин…»

В каких условиях жили солдаты?

(Не хватало продовольствия, боеприпасов, не было у первой роты ни окопов, ни землянок, ютились в шалашиках.)

Читайте так же:
Валенок множественное число именительный падеж

Только у ротного был жиденький «блиндажик». Что подчеркивают слова «шалашик» и «блиндажик»? (Ненадежность положения).

В каких эпизодах с большой полнотой раскрывается характер Сашки? (Сашка добывает валенки для ротного, раненый Сашка под огнем возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат, Сашка ведет санитаров к раненому, Сашка берет в плен немца и отказывается его расстрелять, встреча с Зиной, Сашка выручает лейтенанта Володю). Какой эпизод вы считаете кульминационным?

Анализ эпизода с валенками: «Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко». О каких чертах характера говорит этот эпизод?

Анализ кульминационного эпизода. Как удалось Сашке взять немца в плен? (Сашка оторвался от своих, рванул через огонь и тут увидел немца. Отчаянную храбрость проявляет Сашка – берет немца голыми руками)

Какое чувство испытывает Сашка. Когда ведет немца в штаб?

(Чувство совестливости и ответственности за все происходящее).
Сашка отказывается выполнить приказ комбата о расстреле пленного. Как сам Сашка объясняет свое состояние? ( Я же обещался ему… Я листовку нашу ему показывал. Где все сказано… К стенке, наверное, надо… и безоружного, беспомощного стрелять будет…)

Следующий эпизод с тяжелораненым. Почему Сашка сам ведет санитаров? (Сашка не доверяет санитарам. А он слово дал умирающему.)

Встреча с Зиной, испытание любовью. Что значит Зина в Сашиной жизни? Противоречит ли поведение Сашки вашему мнению о его характере? Подтверждает уже сложившееся представление о нем? (Сашка не ожесточился, не огрубел, сумел понять Зину и не осудить ее, хотя сам очень переживает).

Расскажите историю фронтовой дружбы Сашки с лейтенантом Володей. Почему Сашка вину на себя? Осуждаем ли мы за это Сашку или можем оправдать его?

4. Подведение итога урока.

Что нового о войне в преддверии 65-летия Победы вы узнали о войне?

Какие черты характера роднят Сашку с героями прочитанных произведений о Великой Отечественной войне? (Любовь к Родине, беззаветная преданность ей, требовательность к себе, желание во что бы то не стало добиться справедливости, отзывчивость).

Актуальна ли повесть сегодня? (Доброты, четности, порядочности не хватает нашему поколению).

Повесть «Сашка» — первое произведение В.Кондратьева, В 1981 году вышла в свет повесть «отпуск по ранению». Героем ее является лейтенант Володька. Через его восприятие дается описание жизни в Москве 1942 года.

В 1983 году написана повесть «Встреча на Сретенке».

Каковы итоги творчества В.Кондратьева?

Обратимся к словам самого В.Кондратьева: «Хотелось бы, чтобы читатель знал, сколько вынесло военное поколение и чем молодые ему обязаны. Хотелось бы, чтобы в суете благополучной жизни… читатель задумался, понял, что не единицы, а целое поколение свято хранило эти ценности, оплатив их своей кровью».

5. Домашнее задание: написать сочинение на тему: Чем меня заинтересовала повесть «Сашка?»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector