Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История появления валенок на Руси

История появления валенок на Руси

Что такое валенки? Википедия ответит на этот вопрос так: тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь.

Однако на самом деле, валенки – это нечто большее. Валенки – это настоящий атрибут русской зимы и образа русского человека.

Валенки неоднократно описываются в русском фольклоре. О них слагают легенды, рассказы, песни и частушки. В этой статье мы познакомим читателей с историей появления валенок. Вместе с нами вы узнаете о том, как раньше производили валенки и для чего они предназначались.

Когда появилась самая первая пара валенок?

Самые ранние свидетельства об использовании войлока на Руси датируются IV веком до н. э. Небольшие комочки валяной шерсти археологи нашли в ледниках Пазырского Кургана Горного Алтая. В ту пору войлоком здесь утепляли юрты, мастерили из него одежду и головные уборы. Историки полагают, что кочевые народы и произвели на свет валяную обувь. Во времена монголо-татарского ига валенки появились в русских городах и селениях.

Как про обувь из войлока узнали люди по всей стране?

Штучные пары валенок в последствии стали изготавливаться массовыми партиями. Русский народ ощутил на себе всю прелесть войлочной «диковинки», так о новинке узнали повсеместно. В XVI–XVII веках валенки валяли уже в Сибири и других северных городах. В те времена валенки изготавливались очень долго (ведь это кропотливая работа), а потому и очень высоко ценились. Голенище валяли отдельно, после чего пришивали его к пимам — именно так называли тогда короткие шерстяные ботинки.

Полноценные валенки научились валять в Нижегородской губернии в XVIII веке. В сёлах валенки по-прежнему являлись дорогой ценной обувью — порой одна пара могла служить всей семье и даже передаваться из поколения в поколения.

В промышленный оборот изготовление валенок вошло лишь спустя век. В России появились первые валяльно-катальные фабрики. После этого обувь носили не только в сёлах, но и в городах!

Мода на валенки не обошла и Царскую Россию. Екатерина Великая, к примеру, носила войлочные пимы под пышным платьем на своих больных ногах. А императрица Анна Иоанновна не видела ничего зазорного в том, чтобы надевать валенки к парадному платью.

Валенки – ценный подарок!

В те годы валенки считались очень дорогим подарком, а собственные валенки были настоящей роскошью. Удивительно, но факт – по валенкам невесты даже выбирали себе жениха. Если жених в валенках, — значит он обеспечен. На Руси даже практиковали гадания на суженого-ряженого с помощью валенка. В Святки девушки собирались во дворе и кидали валенок. В какую сторону смотрит его носок, там и нужно искать своего суженного.

Отдельную главу в истории обуви из войлока занимают расписные валенки. Узоры, которыми украшались такие шерстяные сапоги, были прошиты на поверхности. Зимой в давние времена было модно носить валенки с голенищами до середины бедра. Штаны заправляли в валенок – именно так стужа, холод и снег были ногам нипочём. После того как городская культура начала развиваться быстрее, валенки укоротили, потому что в городе не было таких высоких сугробов, как в сёлах. Чуть позже появились валенки на каблуках — их можно было носить, не снимая собственных туфель.

Читайте так же:
Валенок множественное число именительный падеж

Как развивалось производство?

Развитие овцеводства в Поволжье и центральной части России стало напрямую связано с производством валенок. Долгими вечерами крестьяне валяли обувь в домашних условиях, чтобы прокормить семьи, а после сбывали готовую обувь перекупщикам. Труд крестьянина был очень тяжёлым, ручным и кропотливым. Секреты производства валенок хранились в большой тайне и передавались по наследству.

По историческим исследованиям ныне известно, что для одной пары валенок тогда было необходимо около килограмма шерсти. На минуточку – это стрижка целой овцы! Шерсть отбирают, моют и сушат, после этого специальной машинкой её делают мягкой и воздушной. После этого формируются валуны — кудель, из которого готовят выкройки для будущей обуви. Чтобы вата стала цельным полотном, кудель прессуется в валяное сукно, покладистое для ручной работы. Сам валенок выкраивается по трафарету. Самое главное надёжно прикрепить подошву, на которую накладывается толстый слой шерсти, ведь эта деталь валенка должна быть максимально прочной. Подготовленную основу заворачивают в мокрую ткань и тщательно спрессовывают, чтобы пышная шерсть слегка улеглась. Все это делается вручную. Скатывание производится вдоль сапога, а войлок катают по ширине.

Многие мастера-ремесленники делились хитростями и рассказывали, что применяли в производстве медный купорос, а в СССР — серную кислоту. Шерсть и ворс имеют цилиндрическую форму, они покрыты гладкими чешуйками. Кислота же воздействует на шерсть так, что эти чешуйки раскрываются. Так шерсть становится плотнее.

Производство валенок в наши дни

На данный момент производство валенок по праву можно назвать слаженным и идеальным процессом. Сейчас валенки выпускаются на подошве, чтобы обувь была универсальной.

Компания «ШК Обувь» осуществляет производство валенок на протяжении 20 лет. Мы с огромным удовольствием занимаемся любимым делом и всегда рады своим клиентам. Благодарим каждого покупателя за доверие!

Семь пар валенок или валенков

«Валенки да валенки, ой, да не подшиты, стареньки» - пели на празднике в красном селе

Ярко и задорно прошел в Красносельском клубе «Праздник валенка», в нем принял активное участие народный ансамбль русской песни «Бабье лето», художественный руководитель Борис Мурашко.
Мероприятия в Красносельском клубе, которые организует художественный руководитель Светлана Бугорчикова, славятся душевностью и задором. На «Праздник валенка» собрались не только жители сел Красное, Троица-Берег и Кидекша, но и суздаляне. Ведущие праздника рассказывали о том, как ценили и любили валенки на Руси. Валенки — исконно русская обувь. Слово «валенки» неотделимо от традиционного представления о России с ее морозами, зимой и снежными просторами. Валенки, пимы, чесанки, коты — ласково называют на Руси валяную обувь.
По валенкам невесты выбирали женихов, ведь жених в валенках — состоятельный человек! Семья, где была хоть одна пара валенок — считалась богатой. Ведущие праздника Елена Иванченко и Светлана Бугорчикова рассказывали о том, как жаловал эту обувь царь Петр I, который утром после обильных возлияний требовал первым делом щей и надевал валенки, чтобы теплая обувь обеспечивала хорошую циркуляцию крови. Поведали ведущие о том, что валенки являются единственной обувью, сделанной из природных материалов, при изготовлении которых животные не страдают — шерсть просто срезается с овец и перерабатывается. О целебных свойствах валяной обуви и о сложной технологии ее производства, незаслуженно забытой, которой сегодня мало кто владеет, напомнили ведущие. Зрители узнали об использовании Владимиром Лениным подшитых валеночек в конспиративных целях, о любви к этой обуви русского поэта Сергея Есенина, ходившего в чопорном, но сыром Петербурге в валенках с калошами.
Историю визитной карточки Лидии Руслановой, знаменитой песни «Валенки», знают многие. Родилась эта песня в годы Великой Отечественной войны. Во время фронтового концерта артистка увидела у молоденького солдатика прохудившиеся валенки, мгновенно вспомнила саратовские частушки и спела их на свой манер. Рождение песни приняли на «Ура!» и осталась она в репертуаре певицы на всю жизнь.
На «Празднике валенка» спела легендарные «Валенки» Надежда Савинова, солистка народного ансамбля «Бабье лето». Звучали на празднике русские частушки про валенки и любимые в народе песни. «Сапожки русские» и «Снег-снежок» в исполнении Елены Иванченко очень понравились присутствующим. Лирические песни ансамбля «Бабье лето» никого не оставили равнодушным.
. Немного грустным получился финал праздника, когда ведущие сообщили о решении бессменного руководителя народного ансамбля русской песни «Бабье лето» Бориса Мурашко уйти на заслуженный отдых. Девять лет талантливый музыкант руководил коллективом, создавая очень лиричный, запоминающийся образ ансамбля. Директор МКУК «Селецкий КДЦ» Татьяна Дробот поблагодарила Бориса Мурашко за многолетнее служение искусству и вручила музыканту Почетную грамоту. Зрители же поблагодарили его долгими продолжительными апплодисментами.

Читайте так же:
Ветровки крокид температурный режим

Елена Фокина.
Фото И.Смирновой.

Администрация МО Селецкое выражает глубокую признательность и искреннюю благодарность руководителю народного ансамбля русской песни «Бабье лето» Борису Петровичу Мурашко за высокое профессиональное мастерство, многолетний добросовестный труд, большой личный вклад в сохранение и развитие народных, культурных традиций и любви к русской песне в МО Селецкое. От всей души желаем ему крепкого здоровья, дальнейших успехов в профессиональной деятельности и неиссякаемого источника вдохновения.

Н.И. Курашкин, глава администрации МО Селецкое.

Коллектив народного ансамбля русской песни «Бабье лето» от души благодарит своего руководителя, хормейстера Бориса Петровича Мурашко за долгие годы плодотворной работы. Мы гордимся, что с нами девять лет занимался такой грамотный, деликатный человек. Желаем Борису Петровичу крепкого здоровья и семейного благополучия!

От имени ансамбля худрук Красносельского клуба

МКУК «Селецкий КДЦ» С.Е.Бугорчикова.

Девять лет назад пришел на работу в Красносельский клуб, в ансамбль «Бабье лето» Борис Петрович Мурашко. За это время жители сел Красное, Кидекша и Троица-Берег успели крепко подружиться и с участницами ансамбля, и с руководителем коллектива. Борис Петрович зарекомендовал себя очень хорошим человеком и музыкантом. На каждом вечере отдыха гости пели любимые песни и звонкие частушки под аккомпанемент Бориса Петровича. Спасибо ему за теплоту и душевность встреч, за русскую песню!

Как подобрать валенки по размеру?

● на подошве изделия
● на вшивном шильдике внутри обуви
● на коробке, в которую упакована обувь.

Чтобы понять, подходит ли вам данная модель по размеру, достаньте стельку и поставьте на неё стопу. От большого пальца ноги до края стельки должно быть расстояние порядка 1 см.

Для чего необходимо это пространство?

Благодаря наличию свободного места достигается комфорт при носке, т.к. во время ходьбы (при отталкивании от поверхности) нога становится больше своего стандартного размера. Кроме этого, наличие свободного пространства даёт необходимую воздушную «подушку», являющуюся природным утеплителем. Она должна быть в любой зимней обуви.

Валенки с шерстяной подкладкой

Если в качестве подкладки используется овечья шерсть, внутреннее пространство будет приформовываться по ноге (материал уплотняется в точках наибольшего давления, делая внутренне пространство максимально приближенным к форме стопы).

Читайте так же:
Как выкроить подборт с воротниками

Вследствие процесса приформовывания высвобождается дополнительное пространство, которое можно использовать для утепления посредством толстого шерстяного носка или оставить в качестве дополнительной воздушной «подушки».

От избыточной теплоты в процессе носки может образовываться влажный воздух. Шерсть впитает влагу и отведет её от стопы. Это достигается благодаря удивительным свойствам шерстяных волокон (часть из которых полые) и уникальным дышащим свойствам войлока.

Валенки без подкладки

В случае выбора такой модели, необходимо сразу определиться, нужно ли вам дополнительное пространство под толстые шерстяные носки. Если вы привыкли ходить зимой в обычных носках (хлопок с содержанием синтетики), тогда просто оставьте место под воздушную подушку. Кроме того, наши валенки вы сможете носить по старинке на босу ногу: мы используем качественный, плотный, гиппоалергенный, обувной войлок из 100% овечьей шерсти.

Особенности бесподкладочных валенков

1. Массажный эффект. Войлочный ворс короче шерстяного, это обеспечивает колкость, а благодаря ей стимулируются активные точки на стопе, улучшается кровообращение и работа мышц.
2. Обеспечивают профилактику ревматических заболеваний.
3. Войлок способен впитывать влагу на 70% больше собственного веса. Это обеспечивает хорошие гидрофобные свойства.

Мы надеемся, что эта статья поможет вам правильно подобрать правильный размер вашей первой пары валенок и получить массу удовольствия от удобной и комфортной обуви «Гуслицкие валенки».

Вологодские валенки

Вологодские валенки. Фото «Резного палисада» Вологодские валенки. Фото «Резного палисада» Вологодские валенки. Фото «Резного палисада» Вологодские валенки. Фото «Резного палисада» Вологодские валенки. Фото vk.com/valenki35 Вологодские валенки. Фото vk.com/valenki35 Вологодские валенки. Фото vk.com/valenki35 Вологодские валенки. Фото vk.com/valenki35 Валенки фирмы «Снежинка». Фото с сайта snejinka.ru Валенки фирмы «Снежинка». Фото с сайта snejinka.ru Валенки фирмы «Снежинка». Фото с сайта snejinka.ru Валенки фирмы «Снежинка». Фото с сайта snejinka.ru

Обувь, валяная из шерсти, появилась у восточных славян довольно поздно. Валенки – это обувь в форме сапога, выбитого и спрессованного по специальной колодке. Название их чисто русское и встречается уже в XVIII веке. Понятие «валяние» – в значении прессовать шерсть – в некоторых районах России имело несколько иное звучание – «катание» – отсюда катаники. Первоначально появилась низкая валяная обувь – в виде высоких галош (коты, чуни, валенки, катанки, кеньги). К такой валяной обуви подшивали кожаную подошву, чтобы не промокала, и пришивали суконное голенище. Но валенки в виде цельного твердого сапога, сделанного на колоде, впервые появились в Нижегородской губернии в начале XIXвека, затем – в Ярославской, Тверской, Псковской, Новгородской, Владимирской, Костромской губерниях.

Более позднее распространение, в конце XIX – начале XX века, валяльно-войлочное производство получило в Вологодской губернии – особенно в Вологодском, Кадниковском и Грязовецком уездах. Много мастеров работало и в Тотемском, Великоустюгском и Сольвычегодском уездах. В других уездах губернии промысел носил семейно-ремесленный характер, и катанием валенок занимались для своих нужд. Кустарей-валяльщиков называли каталями.

В. И. Белов писал: «Каталь на Севере – фигура совершенно необходимая…». Белов описывает и труд «странствующих» каталей отходников, которые, сформировав артель из трех-четырех человек, обычно родственников, со своим инструментом ходили по избам, обслуживая хозяев и прочих заказчиков.

Работа, как и везде, начиналась с битья овечьей шерсти. Делалось это кожаной струной, туго натянутой на специальное подвижное устройство, подвешенное на стене. «По этой струне щелкали, «стрекали» особой деревянной зацепкой. Струна, вибрируя, разбивала в пух свалявшуюся шерсть. По-видимому, отсюда, как считает В. Белов, и пошло выражение «разбить в пух и прах». Взбитую шерсть осторожно развертывали в виде буквы Т на столе, клали холщовую прокладку, от величины которой зависел размер валенка. Складывали букву Т по оси и, не задевая прокладки, сметывали шерстяные края тонкой нитью. Это уже было что-то напоминающее валенок. Заготовку пересыпали ржаной мукой, осторожно помещали в большой чугун и кипятили, потом вынимали прокладку, заменяя ее колодкой. «Лишь после этого начиналось собственно валяние». Мастер осторожно использовал способность шерсти сваливаться, чтобы соединить, свалять края заготовок, после чего можно было спокойно применять и силу…Валенок катали вальком, шлепали, били, колотили, гладили, шастали по нему четырехгранным железным прутком. Чем сильней били и катали, тем больше валенок садился на колодку, а сам становился все меньше. В голенище вставляли распорки. Готовый валенок красили, сушили, зачищали пемзой».

Читайте так же:
Как украсить джинсы дырками

Помещением для работы большинству местных каталей служила жилая изба, и только более зажиточные крестьяне имели особые помещения для мастерской. Катальня – изба в 7-8 аршин длиной и такой же шириной, с низким потолком и несколькими небольшими оконцами. В ней располагалась русская печь с котлом для кипячения воды. У противоположной стороны стоял верстак, на котором катали сапог. Иногда валять могли прямо на дому или в бане. Для стирки колпака имелась специальная поварня, которая могла служить сразу нескольким семьям.

Постановка катальни обходилась в 50-70 рублей, служила она 8-10 лет. Заработок одиночки-кустаря составлял около 10 рублей в месяц. Промысел этот исключительно мужской, и женщины в нем не принимали никакого участия.

Механизация в области катального промысла произвела настоящую революцию в мире русских валенок: чесальные и катальные машины ускорили и удешевили процесс производства. Борьба ручного и машинного производства логично закончилась в пользу фабрик, которые стали появляться повсеместно.

Однако изготовление и свойлачивание основ валяной обуви представляло собой сложный многоступенчатый процесс даже на фабрике. Работа в валяльном промысле – «чистая каторга – в пыли, в духоте, прели и вони», – отмечали современники. Даже в настоящее время для превращения шерсти в пару исконно русской обуви нужно пять дней упорной работы. И все это для того, чтобы согреться в зимнюю стужу натуральными экологически чистыми шерстяными валенками, которые выдерживают температуру до минус 60 по Цельсию.

Сегодня эта исконно русская обувь популярна, как и сотни лет назад. Наши спортсмены, к примеру, надели валенки с калошами даже на зимние Олимпийские игры в Солт-Лейк-Сити.

В Вологодской области валеночный бизнес сложился очень давно. Сам термин «вологодский валенок» не слишком известен в литературе. Между тем он имеет богатую историю и свои традиции. Известно, к примеру, что осенью 1734 года по указу императрицы Анны Иоанновны из Чарозерской волости Кирилловского уезда в далекую Тобольскую губернию были отправлены 30 «самых знатных» каталей вместе с семьями и скарбом. Существует предание, что именно они помогли заложить фундамент будущей славы для сибирского валенка. Впрочем, и вологодские катали свое дело знали. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение, оттачиваясь до совершенства. Есть еще один любопытный исторический факт: в 1936 году на Большеивановской катавальне под Белозерском был изготовлен спецкомплект одежды: костюм из чистой шерсти, бурка и валенки. Все это предназначалось в подарок «дорогому вождю, товарищу Сталину».

С советских времен кавальные цеха в Череповце и Кичменгском Городке, в Великом Устюге производили доступный по цене товар массового потребления. Таким фабричным валенком можно смело забивать гвозди. Срок годности – 3-4 сезона, если размокнет – сядет, и пользы для здоровья никакой. Все потому, что для ускорения процесса шерсть травят серной кислотой или медным купоросом, обрабатывают паром и специальными прессами, красят.

Читайте так же:
Как обтянуть коробку джинсами

Валенком ручной катки гвоздя не забьешь. Такие катаники всегда ценились больше фабричных – не только за способность лучше сохранять тепло, но и за лечебные свойства овечьей шерсти. «Валенки – это прежде всего здоровье. Овечья шерсть лечит и артрит, и ревматизм, массирует ноги», – убеждена вологжанка Татьяна Исаковская, собирающая шерсть для валенок по вологодским деревням.

На Вологодчине были и есть свои умельцы не хуже, чем в других областях. Взять, к примеру, каталей из деревеньки Вотча, что в 75 км от Вологды. Николай Алфеевич Сайкин выкупил местную катавальню в 2003 году. Сам он убедился в отличном качестве вотчинских валенок. В катавальне Сайкина все по-старинке, в работе используют те же инструменты, что и столетие назад: валек, каток, катушку, крякалку, пруток. Единственное механическое приспособление – шерстобитный станок.

Сегодня вотчинские валенки-самокатки известны далеко за пределами Вологодчины. Когда на московском конкурсе «Покупайте российское», который устраивает модельер Вячеслав Зайцев, модели дефелировали в вологодских валенках, мастер встрепенулся и воскликнул: «Повторите, чьи это валенки? Вологодская область? Спасибо, что сохранили душу Севера!»

А спикер Госдумы Борис Грызлов, увидев на выставке-ярмарке, устроенной в парламенте, ажиотаж вокруг вологодских брендов (масло, кружево, валенки), сказал: «Давайте договоримся, чтобы больше одной пачки масла и одной пары валенок в руки не давать!»

В музее Семенково для «развлечения» туристов хранится валенок-гигант 120 размера, весом 7,5 кг, сделанный мастерами Н. А. Сайкина.

В старину богатые люди заказывали валенки с загибом. Считалось, что раз шерсти хозяин не жалеет, значит, зажиточный. Сегодня загибы не так актуальны, в почете всевозможные украшения. Вотчинские мастерицы готовы выполнить любой каприз: и бисером расшить, и цветными нитками, хоть стразами Сваровски. Хотя главное все-таки не красота, а тепло и комфорт. Самое сложное – сохранить северную самобытность, не испортить валенки неуместным узором. Валенки, украшенные кружевами и стразами, уже выставлялись с успехом на выставке-ярмарке в Сочи. А вологжане могли увидеть чудо традиционной культуры на выставке «Российский лен». Подтверждением тому стала медаль «Золотой Сирин» первой степени, которой удостоились Н. А. Сайкин и кружевная фирма «Снежинка» на Всероссийской выставке отечественных товаров «Покупайте российское», проходившей в Москве с 16 по 20 декабря 2009 года.

«Черные валенки мы не катаем, – рассуждает Николай Сайкин, – овцы на Вологодчине серые, романовской породы. Эта шерсть, кстати, считается самой теплой. Наши валенки – экологически чистые, мы их не красим. Для белых валенок берем светлую шерсть, для серых – темную. Вообще с шерстью в области в последнее время напряженка. Скотины держат все меньше, тем более овец… Белую шерсть приходится закупать в Дагестане». У горожан большим спросом пользуется облегченный вариант валенок – чуни. «Чуни прекрасно подходят для городской квартиры с холодными полами…»

По мнению Н. А. Сайкина, валенки никогда из моды не выйдут: натуральный продукт, с умом сделанный.

Материал подготовлен сотрудниками Вологодской областной универсальной научной библиотеки

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector