Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Театр им. Евг. Вахтангова

Венец творенья, дивная Диана

Было время, в 70 — 80-е годы прошлого века, когда классические комедии одна за другой выходили на телеэкраны в жанре музыкального фильма. Одна из самых запомнившихся — «Собака на сене» со звездной парой М. Терехова (Диана) и М. Боярский (Теодоро). Вообще, эти картины были во время брежневского застоя некоей эмоциональной отдушиной.

Из сероватого и однообразного фона жизни зритель на несколько часов погружался в нездешнее тепло костюмной истории, где краски ярки, люди беспечны и страстны, а предприимчивость ненаказуема. Тут можно было сквозь интригу показать «фигу», намекнуть на современность. И в этом тоже было особое интеллигентское удовольствие. Впрочем, социального пафоса в шедевре Лопе де Вега — с гулькин нос. Разве что есть тема неравенства: аристократка Диана полюбила безродного секретаря Теодоро. Впрочем, препятствие было недолгим: секретарь оказался урожденным графом, и все кончилось счастливо. Зато психология влюбленных, борьба амбиций, клиническая диаграмма сердцебиений выписаны восхитительно.

«Собака на сене» — одна из сильнейших и психологически точных любовных историй в мировой классической драматургии. И можно было бы заявить, что это история на все времена, если бы такую материю в ее здоровом, не маргинальном развитии умели сегодня играть. Не то что не умеют, а вроде бы не хотят, не чувствуют к ней вкуса. И когда видишь, как студенты-четверокурсники Щукинского училища играют в спектакле «Собака на сене» именно любовь, эту невероятную силу взаимного притяжения, спектаклю их педагога, вахтанговского артиста Юрия Шлыкова, хочется простить все остальное. Случай «Собаки на сене» — заметный.

Дипломный студенческий спектакль вынесен на большую сцену. Энергетика от молодых артистов идет бешеная, так на этой легендарной, но изрядно поникшей ныне сцене давно не играли. Речь идет не о натужном веселье, которым изо всех сил поддерживается здесь так называемая «вахтанговская традиция», а о естественном выплеске молодых темпераментов. Не стихийном, разумеется, хорошо отрепетированном, логически выстроенном. Ю. Шлыков изрядно вчитался в пьесу и каждую, даже эпизодическую роль снабдил внятной мотивацией. Если служанка Марсела — Алена Фалалеева ревнует Теодоро, то не сверкание глаз и воинственность поз заставляют нас в это поверить, а, пардон за выспренность, психологическая правда проживания. Елена Ташаева — Диана берет не красотой. Она остра, задириста и подчас даже нелепа. Актриса делает заявку на отчетливо комедийное дарование. И именно поэтому, наверное, ее Диана, несмотря на шикарные наряды, начисто лишена гламура. Кульминационные сцены они с симпатягой-атлетом Теодоро — Александром Лобановым играют с такой степенью искренности и страсти, какой давно не доводилось видеть.

Читайте так же:
Как измерить шаговый шов

Черт возьми, ради одного эпизода прощания влюбленных стоит заглянуть в вахтанговское здание на Арбате. Стоит пережить вместе с героями эти перепады от гордости к уничижению, стоит поймать себя на юношески простодушной реакции отождествления с происходящим, которая заряжает не хуже аккумулятора. Впрочем, есть в спектакле другой сюжетик.

Артисты Евгений Федоров (дворецкий Отавио) и Александр Граве (граф Лудовико) в молодежной компании смотрятся классно. Вместе с тем они своей манерой игры передают новому поколению эстафетную палочку от «Принцессы Турандот» — интонациями, обликом, легким зазором между собой и образом. Обычно вахтанговское начало определяют как яркое, игровое, подчеркнуто театральное.

Принято считать, что выпускники Щукинского училища лучше всех поют и двигаются. В этой связи как не признать, что вокал Валерии Ланской в «Собаке на сене» действительно поражает слух. И пластика всех участников этого спектакля отточена, а выучка — сродни акробатической. Но вот пример — курс Константина Райкина в Школе-студии МХАТа влился недавно в труппу Сатирикона и поет-танцует в спектакле «Страна любви» не хуже артистов мюзикла. Скажете, сам Райкин учился в Щуке. Это, конечно, довод.

Но на самом деле все школы и методики давно уже проросли друг в друга. «Собака на сене» между тем имеет отчетливые приметы местной патриотической декларации. Дескать, мы вливаем в сугубо нашу традицию свежую горячую кровь. И с одной стороны, есть в спектакле выразительная и современная декорация Максима Обрезкова, есть исключительно талантливые молодые артисты. А с другой — нечто среднеарифметическое вахтанговское, эдакое «много-много бегаем, прыгаем, поем-танцуем и выглядываем из образа».

Юрий Шлыков стремится поставить так называемый «современный спектакль» и снабжает его таким музыкальным подбором, что только держись. Тут и итальянские романсы, и саундтрек из картины «Убить Билла», и еще много чего. Минуты живого чувства нещадно перемешиваются на сцене с откровенной попсой. Это не первый в наших театрах случай, когда режиссеру в возрасте кажется, что именно попса, танцевальная и музыкальная, сделает постановку современной, близкой молодому зрителю. Но, право, в искусстве равенство собственным вкусам и привычкам куда ценнее, чем стремление искусственно «продвинуть» себя к воображаемой современности.

Венец творенья, дивная Диана или Неаполь из Крыма / «Собака на сене» (1977)

1 _ 900 x 600 1_0 - Copy (2).jpg

Пьесу Лопе де Веги «Собака на сене» (1618 г.) экранизировали в СССР в 1977 году. Ян Фрид снял по ней лирическую музыкальную комедию.

Ян Фрид сумел снять картину, которая с момента своего выхода — 1 января 1978 года — стала любимой для многих наших соотечественников. Снимать в те годы телефильм (с небольшим бюджетом) о Неаполе 1610-х времен владычества Испании было нелегко.

Читайте так же:
Все номера журнал вышиванка

Историк моды Александр Васильев справедливо упрекает фильм в «антиисторичности» декораций и костюмов и отсутствии единого стиля, считая, что художникам неоткуда было почерпнуть знания об истории костюма и материального мира, да и не на что было бы воплотить аутентичный художественный мир. А вместо крымской Ливадии снимать Яну Фриду надо было на дружественной Кубе.

Кроме того, испанскую женскую моду конца XVI- начала XVII вв трудно назвать привлекательной. Наглухо закрытое платье с воротником раф и удлиненная талия с острым шнипом, жесткая каркасная юбка — не тот наряд, в котором может привлечь внимание зрителя главная героиня кино. Отсюда у Дианы и декольте, открывающее плечи, и более мягкий силуэт юбки (такая мода была более приемлема в странах с менее строгими нравами). А отсутствие корсета и тельной рубахи — это мелочи, к которым могут придираться лишь суровые знатоки.

Тем не менее Татьяне Евгеньевне Острогорской, художнику по костюмам, удалось сделать специально для фильма несколько блестящих костюмов. Не будем строго судить об их историчности, в целом они очень условно стилизованы под барокко, и с учетом дефицита материалов, были великолепны для своего времени.

3 25353064 - Copy (2).jpg

Татьяна Евгеньевна Острогорская

У Дианы де Бельфлор (судя по имени, она очевидно француженка) в исполнении Маргариты Тереховой 6 смен костюмов. Сначала она предстает перед нами в серебристом парчовом пеньюаре с удлиненными рукавами.

4 25352218 - Copy (2).jpg

Затем появляется в бархатном платье с золотым рисунком и золотистой вставкой («стомак»), на голове у нее гребень и белое кружевное покрывало («мантилья»). Само платье в фильме кажется почти черным (только на свету отливая синим), вживую же оно ярко-синее

5 25352219 - Copy (2).jpg

Испанская мантилья на француженке, живущей в Неаполе. И не такое бывает.

6 25352220 - Copy (2).jpg

7 25352209 - Copy (2).jpg

Фото с выставки Ленфильма.

«Редкий синий бархат достали у антикваров за огромные деньги. Но самая дорогая и даже бесценная деталь платья графини — вставка на груди. «Ее скроили из головного убора католического монаха, — рассказывает начальник цеха подготовки съемок „Ленфильма“ Елизавета Пахомова. — Убор попал на студию после революции. Говорят, его нашли в одном из петербургских дворцов. Эта вещь долго пролежала на складе, пока о ней не вспомнила Острогорская. Головной убор уже разваливался от времени, и его решили перекроить для платья. Распороли, сняли все украшения и сделали центральной деталью костюма». Источник

Читайте так же:
Броги асос десинг для широкой стопы

8 25427690 - Copy (2).jpg

9 25427676 - Copy (2).png

Иллюстрация из книги: Дурасов Г.П. (сост.) Изобразительные мотивы в русской народной вышивке, М., 1990

Изюминкой ослепительно-блестящего серебристого платья стали двойные рукава и золотистая отделка корсажа (также в виде стилизации под «стомак»).

10 25352221 - Copy (2).jpg

Оба этих платья можно увидеть в фильме «Ослиная шкура» (1982), на девушках, которые пришли примерить кольцо принца в надежде стать его невестой. Также в очереди есть девушки в платье Маргариты Тереховой из «Благочестивой марты» и Марины Нееловой из «Старой старой сказки» (и, почти наверняка, и многих других фильмов).

11 25352208 - Copy (2).jpg

Распашное красное платье с золотистой вставкой в форме перевернутого сердца символично одето на Диане в кульминационном эпизоде ее отношений с Теодоро — графиня надавала пощечин своему секретарю

12 25352222 - Copy (2).jpg

Маргарита Терехова, источник

Дмитрий Андреев, художник по костюмам в кино, говорит, что этот огромный белый воротник сделан из старинного воротника эпохи модерн (конец XIX-нач XX вв), посаженного на капрон сито для жесткости.

13 25352223 - Copy (2).jpg

В сцене прощания на Диане бархатное платье, декорированное жемчужинами, его особенностью стали жемчужные бусы закрепленные на спинке платья.

14 25352225 - Copy (2).jpg

15 25352207 - Copy (2).jpg

Эскиз Т.Е. Острогорской. Источник ЦГАЛИ СПб

«„Ленфильм“ — это же великое место, где из ничего могут сделать все. Эти роскошные костюмы вообще-то не стоили таких гигантских денег, на которые выглядят. Мои длинные волосы укладывались в прическу — никаких париков не использовали, все максимально естественно».

Маргарита Терехова «Из первых уст»

16 25352227 - Copy.jpg

Это же платье носит донья Инес (Екатерина Райкина) в фильме «Благочестивая Марта» (1980) все того же Яна Фрида и той же Татьяны Острогорской. Но в фильме его украсили воротником-рафом и передником. Кстати, в «Благочестивой Марте» платье выглядит коричневым, в то время как в «Собаке на сене» оно кажется черным.

17 25352211 - Copy.jpg

Донья Инес — Екатерина Райкина, «Благочестивая Марта»

Это же платье (уже без передника и воротника-рафа) можно с лупой разглядеть в массовке в фильме «Дон Сезар де Базан» (1989, режиссер и художник по костюмам те же).

18 25353063.jpg

«Дон Сезар де Базан»

Финальное белое платье с бертой (кружевной пелериной) и баской замечательно гармонирует с белым костюмом Теодоро.

19 25352230.jpg

На роль Дианы пробовали Людмилу Чурсину и Ирину Мирошниченко, но в итоге утвердили Маргариту Терехову.

20 5352057.jpg
Фотопроба Людмилы Чурсиной. Фото — ЦГАЛИ СПб

21 5352052.jpg
Такое ощущение, что на пробах на Мирошниченко одели парик Марселы. Фото — ЦГАЛИ СПБ

22 5352055.jpg

Фото — ЦГАЛИ СПБ

На съемках у Тереховой были постоянные споры с режиссером.

«Первоначально нам давали установку играть совсем иначе, фильм „Собака на сене“ должен был быть просто развлекательной комедией. Как напоминание о том первоначальном варианте — нелепые частушки, которые распевает Тристан — герой Джигарханяна. Но для меня в этой истории главными были отношения мужчины и женщины….Мы с Мишей Боярским, взяв книжку с комедией „Собака на сене“, прямо на площадке стали искать живые, человеческие отношения»

Читайте так же:
Прозрачная водолазка 2022 с чем носить

Маргарита Терехова «Из первых уст».

Оба актера сами разрабатывали собственные мизансцены. К примеру, Фрид хотел, чтобы пощечины были легкими, но Терехова решила играть по-настоящиму. Она так отхлестала Боярского, что у актера из глаз брызнули слезы. «Я себя чувствовал, как побитая собака», — рассказывал позже актер. Но такое страстное прочтение мизансцены в итоге убедило Фрида.

Михаил Боярский называет фильм «продолжением Золушки», хотя скорее ее можно назвать мужским вариантом сказки. В основу пьесы легла история из жизни самого Лопе де Вега, но у нее был отнюдь не счастливый финал.

Первоначально Боярского взяли на роль маркиза Рикардо, а на Теодоро рассматривался Олег Даль, Олег Янковский и Гирт Яковлев. Но затем предложили роль Боярскому. Первые дни съемки не задались, актер, на 7 лет моложе своей более опытной партнерши, робел перед ней. Фрид даже хотел снять его с роли, но Терехова отстояла Боярского.

«Но это была действительно самая первая его большая роль, поэтому, наверное, он немножечко растерялся. Но я видела, насколько он аристократичен, и настояла, чтобы Мише Боярскому позволили сняться до конца в роли Теодоро».

23 5352056.jpg
Фотопроба Михаила Боярского на роль Рикардо. Фото — ЦГАЛИ СПб

24 5352054.jpg

Фотопробы Гирта Яковлева на роль Теодоро. Фото — ЦГАЛИ СПб

25 352053.jpg
Фотопробы Олега Янковского и Людмилы Чурсиной на роли Теодоро и Дианы. Фото — ЦГАЛИ СПб

У Теодоро всего три смены костюма. Основной — лаконичный черный атласный колет с разрезными рукавами, белая рубашка с простым, некружевным воротничком, штаны-бриджи, сапоги и короткий плащ. На фоне разряженных в пух и прах женихов и простых слуг, одетых совсем незамысловато, он, конечно, выделяется. К тому же костюм выгодно подчеркивает стройную фигуру героя (в отличие опять же от костюмов Рикардо и Федерико).

26 5352224.jpg

Второй костюм — дорожный. По разным источникам, это костюм, в котором Иннокентий Смоктуновский снимался в «Гамлете» (1964) Григория Козинцева. Честно прошерстив фильм, этого костюма мы у Принца Датского не увидели (возможно, он просто не использовался и сохранился в костюмерной или был в сценах, где Гамлет в плаще и снят со спины). Сам этот костюм у Теодоро выглядит интереснее прежнего: рукава колета из матовой ткани, полы — из темно-серой ткани, с вертикальными вставками, воротник рубашки декорирован черной тесьмой, на груди перевязь с крупной бляхой.

Читайте так же:
Какие джинсы у путина

27 5352226.jpg

Вот, видимо, куда ушли «2 тысячи эскудо» вместо новых платков.

И наконец — третий финальный наряд — белый. Он был сшит специально для роли. Парчовую ткань нашли у перекупщиков, а пуговицы по разным источникам то ли куплены в антикварном магазине, то ли переделаны из запонок. Вокруг фильма сейчас — одни «мифы и легенды».

«Для этого эпизода Татьяна Евгеньевна решила сделать белый парадный пиджак с яркой отделкой, – говорит Боярский. – Сначала мне не понравилось, но потом, когда увидел себя в кадре, понял, что это идеальный вариант» . Источник

28 5352228.jpg

29 5352229.jpg

Белый колет выдали Раулю де Бражелону (Сергей Шнырев) в телефильме «Мушкетеры двадцать лет спустя» (1993), а до этого использовали в массовке все в том же фильме «Ослиная шкура» . С миру по ниткe, телефильму — костюмы. Плащ Теодоро использовала художник по костюмам М.Стручкова в фильме «Сирано де Бержерак» (1989), там его носит Роксана (Ольга Кабо).

30 25409060.jpg

31 25352213.jpg
«Ослиная шкура»

32 25352216.jpg

Роксана — Ольга Кабо, «Сирано де Бержерак»

33 25352217.jpg

Роксана — Ольга Кабо, «Сирано де Бержерак»

В телефильмах часто используют костюмы из подбора, «Собака на сене» здесь не стала исключением. В то же время для картины было создано и немало костюмов, которые потом использовались для других фильмов. Приведем некоторые параллели.

Собака на сене

Венец творенья, дивная Диана,
Вы сладкий сон, вы сладкий сон!
Виденьями любовного дурмана,
Я опьянен, я опьянен!
Венец творенья, дивная Диана,
Вы — существо, вы — существо,
В котором нет, в котором нет,
В котором нет, в котором нет,
В котором нет ни одного изъяна!
Ни одного, ни одного, ни одного.

Венец творенья, дивная Диана,
Я вам оплот, я вам оплот.
Любимую соперник в сеть обмана,
Не завлечет, не завлечет.
Венец творенья, дивная Диана,
В любом бою, в любом бою
Я докажу, я докажу,
Я докажу, я докажу,
Я докажу вам преданно и рьяно,
Любовь мою, любовь мою,
Любовь мою, любовь мою.

Венец творенья, дивная Диана, Вы сладкий сон, вы сладкий сон! Виденьями любовного дурмана, Я опьянен, я опьянен! Венец творенья, дивная Диана, Вы - существо, вы - существо, В котором нет, в котором нет, В котором нет, в котором нет, В котором нет ни одного изъяна! Ни одного, ни одного, ни одного. Венец творенья, дивная Диана, Я вам оплот, я вам оплот. Любимую соперник в сеть обмана, Не завлечет, не завлечет. Венец творенья, дивная Диана, В любом бою, в любом бою Я докажу, я докажу, Я докажу, я докажу, Я докажу вам преданно и рьяно, Любовь мою, любовь мою, Любовь мою, любовь мою.

Венец творенья, дивная Диана, Вы сладкий сон, вы сладкий сон! Виденьями любовного дурмана, Я опьянен, я опьянен! Венец творенья, дивная Диана, Вы - существо, вы - существо, В котором нет, в котором нет, В котором нет, в котором нет, В котором нет ни одного изъяна! Ни одного, ни одного, ни одного. Венец творенья, дивная Диана, Я вам оплот, я вам оплот. Любимую соперник в сеть обмана, Не завлечет, не завлечет. Венец творенья, дивная Диана, В любом бою, в любом бою Я докажу, я докажу, Я докажу, я докажу, Я докажу вам преданно и рьяно, Любовь мою, любовь мою, Любовь мою, любовь мою.

Венец творенья, дивная Диана, Вы сладкий сон, вы сладкий сон! Виденьями любовного дурмана, Я опьянен, я опьянен! Венец творенья, дивная Диана, Вы - существо, вы - существо, В котором нет, в котором нет, В котором нет, в котором нет, В котором нет ни одного изъяна! Ни одного, ни одного, ни одного. Венец творенья, дивная Диана, Я вам оплот, я вам оплот. Любимую соперник в сеть обмана, Не завлечет, не завлечет. Венец творенья, дивная Диана, В любом бою, в любом бою Я докажу, я докажу, Я докажу, я докажу, Я докажу вам преданно и рьяно, Любовь мою, любовь мою, Любовь мою, любовь мою.

Серенада Рикардо. Исполняет: Николай Караченцов & Елена Шанина.
В фильме «Собака на сене» Николай Караченцов впервые запел с экрана («Венец творенья, дивная Диана…»).

Николай караченцов серенада рикардо (венец творенья, дивная диана) из х/ф "собака на сене", дг

Николай караченцов страдания

Как молоды мы были николай караченцовHD
★ николай караченцов танцыHD

Николай караченцов «архангел михаил» (муз р неврединова, сл о борисовой)

Николай караченцов молитваHD
Николай караченцов о фильме «белые росы»HD

Николай караченцов кленовый лист (1980 х)

Леди гамильтон николай караченцов (в быстряков а вратарев)HD

"молдаванка" николай караченцов

Страдания белые росы николай караченцов 1983 (я френкель м танич)

Николай караченцов на 70 летии театра "ленком" 1997 год видеофрагмент

Николай караченцов острова 2003HD
Умер николай караченцовHD

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector