Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конспект урока по литературному чтению по теме; Сочиняем вместе волшебную сказку

Конспект урока по литературному чтению по теме "Сочиняем вместе волшебную сказку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уч.: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Меня зовут Н. И. Как и ваша Л.Н. учу ребятишек нашей школы, второклассников. Много добрых слов слышала о вас от Л.Н., давно хотела побывать у вас в гостях, познакомиться. Вот случай и представился. Но пришла я не с пустыми руками и не одна.

Мотивация к учебной деятельности.

(Появляется гостья бабушка-сказочница)

Уч.: Начинаются сказки,

Катятся с гор салазки.

Бабушка Федора на передке

Едет с мешком в руке.

Завязан мешок завязками…

Ребята, а вам интересно, с чем мешок-то?

Бабушка: Со сказками!

Уч.: Бабушка, расскажи!

Бабушка: А было это, голубчики, в старину,

Когда задумал дед Архип залезть на луну.

Тогда сказки по воздуху летали,

Друг друга за крылышки хватали.

А я за ними на золотом коне скакала

Да в мешок эти сказки собирала!

Расскажу вам одну сказочку, а вы мне давайте — помогайте!

Но сначала загадку отгадайте:

Кругла, а не шар,

С хвостом, а не мышь,

Уч.: Бабушка, мы же в гостях у третьеклассников! Они эту сказку с пеленок знают!

Бабушка: «Репку»-то, может и знают, а другие сказки отгадают?

(Каждая группа вытягивает листок с загадкой. Дети читают вслух и говорят отгадку. После того, как все загадки отгаданы, переворачивается лист на столе с названием группы. По рисункам, изображенным на эмблемках, дети догадываются, как называется их команда-группа)

Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. («Петушок — Золотой Гребешок»)

По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат ведра.
Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни к царю да царевне.
И за что, не знаю, повезло лентяю. («По щучьему велению»)

Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Как названье этой сказки? («Три медведя»)

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.

У кого ты не спроси,

Всяк ответит на Руси:

Эта сказка для ребят

…………………….. («Волк и семеро козлят»)

Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов. («Теремок»)

Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленой кожей,
Сделалась мигом красивой, пригожей. («Царевна-лягушка»)

Актуализация знаний. Определение темы, цели и задач урока.

Уч.: Позабавила нас бабушка Федора. Спасибо ей за это! А ведь она не просто так приходила к нам на урок. Кто из вас догадался, зачем? А может, кто-то догадывается, о чем пойдет речь на уроке?

Опорное слово «СКАЗКА»

Уч.: Ребята, большинство из нас познакомились со сказкой в первый раз еще в раннем детстве. А вы можете сказать, что такое сказка?

Сказка – это вымышленная история, в которой может произойти всё, что угодно, что немыслимо в реальной жизни, и которая, как правило, заканчивается хорошо и благополучно.

Какие бывают сказки? Откуда они берутся?

Опорное слово «СОЧИНЯЮТ»

Вспомните, кто сочиняет сказку, кто автор?

(Если народ – народная, если конкретный автор – авторская, или литературная сказка)

Примеры сказок: на экране – отрывки сказок. Нужно догадаться — из какой сказки, если литературная – кто автор

Игра «СКАЗКИ_ПЕРЕПУТКИ»

Сел Иван-Царевич на печку, впряг в нее Конька-горбунка, Сивку-бурку вещую каурку, гусей-лебедей и поехал в гости к Снегурочке.
(6 сказок: "Иван царевич и Серый Волк", "По щучьему велению", "Конёк-горбунок", "Сивка-бурка", "Гуси-лебеди", "Снегурочка".)

Уч.: Есть ли среди этих сказок литературные сказки? Как называется? Кто ее автор? Кто читал?

А еще на какие группы (категории, жанры) можно поделить все сказки?

(По содержанию: бытовые, сказки о животных, волшебные)

Уч.: Какие сказки больше всего любят взрослые и дети?

Опорное слово «ВОЛШЕБНЫЕ»

Пословица: Одна голова – хорошо, а две – лучше! (Объяснить, как понимают)

Опорное слово «ВМЕСТЕ»

Уч.: Кто-нибудь догадался, каким сказкам мы посвятим сегодня урок? (Волшебным)

А кто-нибудь догадался о цели урока? (Будем учиться сочинять волшебную сказку)

Тема урока: «Сочиняем вместе волшебную сказку»

Уч.: Как вы думаете, трудно или легко сочинить свою сказку? (Ответы детей)

Что для этого необходимо уметь делать? Какими способностями обладать? (Ответы детей:

— Уметь фантазировать;

— Много читать;

— Иметь богатое воображение;

— Знать, как сказка строится, по каким законам… и т. д.

Уч.: А если сочинять придется в паре, группе?

— Уметь слушать друг друга, договариваться, не перебивать друг друга и т. д.

Работа по теме урока. Выявление возможных затруднений

Уч.: Ребята, а как вы определяете: волшебная сказка или не волшебная?

(Ответы детей и последовательное выявление и фиксация признаков волшебной сказки):

Волшебные существа и волшебные предметы

«СУНДУЧОК» с предметами: дети догадываются по описанию предмета, о чем идет речь.

Читайте так же:
Чем отличается слим от слим фит джинсы

— яблочко на блюдечке

— скатерть-самобранка

— ковер-самолет

— шапка-невидимка и др.

КАРТИНКИ С ВОЛШЕБНЫМИ ГЕРОЯМИ (Кто это?)

— Кощей Бессмертный

— Старичок-Лесовичок и др.

Волшебные события (Примеры)

Волшебные числа (История числа три: В сказках встречаются троекратные повторы чего-либо, например, герою надо выполнить три задачи или герой три раза нарушает какой-либо запрет и т.д. Объяснение этому следует искать в далеком прошлом. У древнего человека было представление об одном предмете и о парных: две руки, две ноги, два глаза и т.д. А всё, что было больше двух, относилось к понятию «много». Таким образом, в далеком прошлом человек считал: «один, два, много». Следовательно, число «три» значило «много», всё, что больше двух.)

Борьба добра со злом (Фонограмма «Песенка о сказке» на стихи Ю. Мориц)

Чудо как главный признак волшебной сказки. Особенности построения сюжета. Русская народная сказка «Сивка-Бурка». МБОУ СОШ 99 г.о.Самара Предмет: Литературное. — презентация

Презентация на тему: » Чудо как главный признак волшебной сказки. Особенности построения сюжета. Русская народная сказка «Сивка-Бурка». МБОУ СОШ 99 г.о.Самара Предмет: Литературное.» — Транскрипт:

1 Чудо как главный признак волшебной сказки. Особенности построения сюжета. Русская народная сказка «Сивка-Бурка». МБОУ СОШ 99 г.о.Самара Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Учебник: Н.Я.Чуракова, 2008 г. Учитель: Антипова Н.В. Год создания: 2011

2 Баба Яга – консультант по всем вопросам, связанным с чудесами и волшебным миром. Сивка-бурка — конь несущий в своем имени три символические цветовые зоны мира: сивый (белый, небесный), бурый (темно-коричневый, земной) каурый (светло-рыжий, красный, солнечный). Вещий – обладающий способностью предсказывать судьбу.

3 Отметины чужого, волшебного мира во внешности Сивки-бурки. Конь рыжий, у него «одна шерстинка серебряная, а другая золотая»; во время его бега у него «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».

4 СИВКА-БУРКА. Художник М.Ю.Алексеев.

5 СИВКА-БУРКА. Художник А.Коковкин.

6 Художник К. Безбородов

7 В. М. Васнецов. Сивка-Бурка

8 Сходство волшебных сказок «Крошечка-Хаврошечка» и «Сивка-бурка». Сирота, самая маленькая и младшая в приёмной семье. Младший в семье. Главный герой

9 Сходство волшебных сказок «Крошечка-Хаврошечка» и «Сивка-бурка». Крошечка- Хаврошечка (Хавронья – синоним хрюшка, свинья, грязнуля.) Иванушка Иванушка-дурачок Имя героя в уменьшительно- ласкательной форме.

10 Сходство волшебных сказок «Крошечка-Хаврошечка» и «Сивка-бурка». Чумазенькая.Одежонка на нём худая, пальтишки рваные. Внешний вид

11 Сходство волшебных сказок «Крошечка-Хаврошечка» и «Сивка-бурка». Трудолюбивая, послушная, добрая. Глупенький, но трудолюбивый, добрый. Характер

12 Сходство волшебных сказок «Крошечка-Хаврошечка» и «Сивка-бурка». Она сирота, слова доброго никогда не слыхала, её бьют- журят, хлеба не дают, плавать не велят, всё больше и больше заставляют работать. К нему относились пренебрежительно, не верили его словам, называли дурнеем, говорили, что пора из дома прогнать, не брали с собой; на пиру сидит за печкой в уголке. Отношение к ним в семье

13 Сходство волшебных сказок «Крошечка-Хаврошечка» и «Сивка-бурка». Есть волшебный помощник: коровушка-матушка. Хаврошечка пролезает сквозь корову, чтобы выполнить трудное задание. Помогает и после смерти. Из её косточек вырастает яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Есть волшебный помощник: конь. Иванушки пролезает сквозь коня, чтобы превратится в добра молодца. Конь помогает доскочить до окошка в высоком тереме и снять с руки Елены Прекрасной золотой перстень. Это может сделать только герой, связанный с волшебным миром. Иванушка становится обладателем волшебного предмета. Связь с волшебным миром.

14 Сходство волшебных сказок «Крошечка-Хаврошечка» и «Сивка-бурка». Выходит замуж за богатого, кудреватого молодца, сильного человека. «И стала она в добре поживать, лиха не знать.» Женится на дочери царя Елене Прекрасной. «Умыли Иванушку, причесали, одели, и стал он молодец молодцом… Ждать да рассуждать не стали – весёлым пирком да за свадебку.» Награда за пройденные испытания.

15 Волшебная сказка Волшебная народная сказка слишком древний жанр – много старше былины. Герой в сказке побеждает благодаря своей связи с волшебным миром – либо с помощью волшебного помощника, либо с помощью волшебного предмета.

16 Герой всегда торжествует в сказке. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа.

Конспект урока по чтению «Волшебные сказки» 3 класс

Конспект урока по чтению "Волшебные сказки" 3 класс

Предметные: учащиеся научатся отличать волшебную сказку от других видов сказок; находить в тексте примеры использования олицетворения, сравнения, анализировать средства художественной выразительности.

Метапредметные:

Познавательные: развивать умения извлекать информацию из текста, умения находить ответы на вопросы используя текст произведения; развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.

Регулятивные: понимать учебную задачу, поставленную учителем; учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.

Коммуникативные: формирование умения работать в группах, умение слушать и слышать, договариваться.

Личностные: ученик оценивает и понимает чувства и поступки других; применит знания в совместной учебной деятельности.

1. Организационный момент .

− Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на уроке.

— Давайте вспомним домашнее задание. (участие детей в игре радиотеатра)

− Вспомните, чему были посвящены наши с вами последние уроки? (Мы научились пересказывать подробно и выборочно.)

Читайте так же:
Как гладить нейлоновую ветровку

− А какие произведения вы читали? (Мы читали сказки.)

− Вспомните ваши любимые сказки. (Баба Яга, «Падчерица и мачехина дочка и т.д.) Дети называют полюбившиеся сказки.

− И сегодня у нас с вами волшебный урок, посвященный сказкам. Сказки называют «народной мудростью». А.С. Пушкин восклицал: «Что за прелесть эти сказки!»

− Как вы думаете, почему их так называют?

− Сегодня вы обязательно откроете еще одно новое знание. Как вы будете это делать? (Выясним, что мы не знаем и сами откроем новое знание.)

− Какой ещё эталон вы видите на доске? (Эталон «Терпение».)

− Что это за качество человека? (…)

− Почему надо быть терпеливым в учебной деятельности? (…)

− Желаю вам успешной работы!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

− Что вначале необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной? (Надо повторить всё, что будет необходимо для открытия нового знания.)

− Вспомните определение сказки. (Сказка – это произведение, переходящее из уст в уста, события и герои которого вымышлены.)

− А кто создавал сказки? (Сказка передавалась из уст в уста народными сказителями.)

− Молодцы! Вспомните, на какие группы условно делятся сказки? (Они условно делятся на сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.)

− Как обычно строится сказка? (Начало – действие – конец.)

− Итак, что вы повторили? (Что такое сказка, как строится сказка, группы сказок.)

(Работа со сказками, которые учащиеся читали заранее.)

− А теперь поговорим о сказках, которые вам известны, но задание для вас будет новое.

Задание для пробного действия: «Кто лучше всех знает волшебные сказки?»

На доске — названия сказок:

«Петушок и бобовое зёрнышко»

«Падчерица и мачехина дочка»

− Подумайте и скажите, какие из перечисленных сказок относятся к волшебным. Обоснуйте свой ответ, назвав признаки волшебной сказки.

У вас на парте лежит карточка со схемой, закрасьте кружочек под тем номером, который соответствует правильному ответу.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

− Кто не нашёл волшебную сказку?

− Что вы не смогли сделать? (Я не смог найти волшебную сказку.)

− Из тех, кто нашёл волшебную сказку, поднимите руку, кто может назвать признаки волшебной сказки?

− Вы уверены, что можете назвать все основные признаки?

− В чём у вас затруднение? (Я не уверен, что могу назвать все признаки волшебной сказки.)

3. Выявление места и причины затруднения.

− Какое задание вы должны были выполнить?

− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Мы не знаем всех признаков волшебных сказок.)

− Какой шаг учебной деятельности вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем.)

− Что вы будете делать дальше? (Сами построим новое знание и узнаем признаки волшебной сказки.)

Физкультминутка.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

− Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать признаки волшебной сказки.)

− Правильно! Вы должны вывести признаки − волшебной сказки. Как только вы узнаете законы волшебной сказки, вы сможете дать точный ответ на вопрос пробного задания.

− Сформулируйте тему урока. (Признаки волшебной сказки.)

− Что из этапа повторения поможет вам в достижении цели? (Знание определения сказки и видов сказок, как строится сказка.)

− Определим план наших действий. Предлагаю вам заполнить таблицу, находящуюся у каждого из вас на парте.

− Итак, что должно вам помочь узнать законы волшебной сказки? (Заполнение этой таблицы.)

− Над каким качеством ученика мы сегодня работаем на уроке? (Терпение в учебной деятельности.)

− Как вы сейчас будете стараться работать, чтобы проявить это качество? (…)

5. Реализация построенного проекта

− Волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй силы. Ответьте на первый вопрос. (…)

Каждая группа даёт свой ответ.

− Давайте обобщим. Сформулируйте первую особенность волшебной сказки? (Борьба добра со злом.)

Вывешивается первый признак. Далее, признаки вывешиваются на доску постепенно (по шагам).

− Ребята, вспомните все сказки, которые вы читали и ответьте на второй вопрос. («Жили-были…»; «В некотором царстве, в некотором государстве…»)

− Правильно! Как правило, любая сказка начинается с этих слов, хотя, безусловно, могут быть варианты. Такое начало сказки называется зачином.

− Перед вами на доске зачины из нескольких сказок. Выберите тот, который подходил бы волшебной сказке .Читаем вслух и отвечаем устно.

− Почему? (Так как из других зачинов становится понятным, что главными персонажами оказываются животные, следовательно, эти сказки относятся к группе «сказки о животных»)

− А теперь ответьте на третий вопрос. (У сказки всегда счастливый конец, например, сказка может закончиться свадьбой главных героев.)

− Сколько и какие части можно выделить в сказке? (…)

− О чём шла речь? (О построении сказки.)

Вывешивается второй признак.

− Ответьте на следующий вопрос. (Зачин, действие, концовка.)

− Вспомните сказки, которые вы читали. Обратили ли вы внимание на повторы, которые происходят в сказках? (Да.)

Читайте так же:
Чем отличается бридж от нека

− А сколько раз, как правило, повторяется то или иное действие в сказках? (Три.)

− Верно, ребята. И сейчас я вам расскажу, откуда взялось это магическое число 3.

− В сказках встречаются троекратные повторы чего-либо, например, герою надо выполнить три задачи или герой три раза нарушает какой-либо запрет и т.д. Объяснение этому следует искать в далеком прошлом. У древнего человека было представление об одном предмете и о парных: две руки, две ноги, два глаза и т.д. А всё, что было больше двух, относилось к понятию «много». Таким образом, в далеком прошлом человек считал: «один, два, много». Следовательно, число «три» значило «много», всё, что больше двух.

− Скажите, вам всё понятно?

− Приведите примеры троекратного повторения чего-либо в тех сказках, которые вы читали.

− Сформулируйте третий признак волшебной сказки. (Волшебные числа. Число 3.)

Вывешивается третий признак.

− Ответьте на пятый вопрос. (Преодолеть препятствия.)

− Правильно. А в какой ситуации герой, как правило, преодолевает препятствия? (Путешествуя.)

− Действительно, герой отправляется в путь, чтобы достичь какой-то цели. Но по законам сказки обязательно происходят какие-то события, которые вынуждают героя оказаться в пути. Вспомните некоторые из таких событий. (Отъезд или смерть родителей, нарушение запрета, приказ царя и т.д.)

− Ответьте на шестой вопрос. (Герой отгадывает какие-то загадки, участвует в битве.)

− Правильно. Каким будет четвёртый признак? (События.)

Вывешивается четвёртый признак.

− Раз мы с вами говорим о волшебной сказке, значит, и события будут волшебными.

− Итак, мы с вами выяснили, что волшебной сказку могут сделать чудесные события. А что еще делает волшебную сказку волшебной?

− Посмотрите на иллюстрации и ответьте на последний вопрос. (Волшебные существа, волшебные предметы.)

− Сформулируйте последний признак волшебной сказки. (Волшебные существа, волшебные предметы.)

Вывешивается пятый признак.

− Приведите примеры этих волшебных существ или предметов, опираясь на иллюстрации, или вспомните сами. (Стрела, клубочек, зеркало, золотое блюдечко и наливное яблочко, гребешок, ковер-самолет, живая и мертвая вода, веретено и т.д.)

− Посмотрите на доску и скажите, что в итоге вы получили? (Признаки волшебной сказки.)

− Перечислите, опираясь на наш эталон, особенности волшебной сказки.

− Теперь вы сможете дать полный ответ на вопрос в пробном действии. Какая из перечисленных сказок является волшебной?

На доске появляются схема с правильным ответом– дети сверяют со своим ответом.

− Итак, верный ответ под номером ….. Обоснуйте свой выбор, опираясь на эталон.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

– Ребята, что вы узнали? (Мы узнали признаки (особенности) волшебных сказок.)

Чтобы закрепить новое знание, я предлагаю вам потренироваться на сказке, которую вы читали дома. Проверка выполнения проводится фронтально.

7. Самостоятельная работа в группе с самопроверкой по образцу.

– Следующее упражнение поможет вам проверить, насколько хорошо вы усвоили особенности волшебной сказки. Дома вы прочитали сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и «Гуси -лебеди.». Текст сказок лежит у вас на партах ( по вариантам ) . У каждого из вас есть таблица, в левой части которой признаки волшебной сказки, а правая колонка пустая. Вы должны отметить знаком «+» наличие данного признака в сказке и, если возможно, подчеркните место в сказке, подтверждающее данный признак.

После работы учащиеся сверяют свои ответы с эталоном для самопроверки

− У кого вызвало затруднение определение, есть ли данный признак в сказке?

− У кого возникли затруднения при фиксации признаков в тексте?

− У кого это задание не вызвало затруднений?

8. Включение в систему знаний и повторение

− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу литературную копилку знаний, мы теперь понимаем, как создается сказка, по каким правилам.)

− Что мы с вами должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)

− Поэтому я вам предлагаю творческую работу. Писали ли вы когда-нибудь свои собственные сказки, стихи, рассказы?

− Разделитесь на три группы. Подумайте, о чем может быть ваша собственная волшебная сказка. Впишите в наш эталон свои примеры. Таким образом, вы составите схему развития действия вашей будущей сказки. Сначала коллективно обсудите, что должно быть в сказке, а затем представитель от каждой группы озвучит то, что вы придумаете вместе.

9. Рефлексия учебной деятельности.

− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали законы, признаки волшебной сказки.)

– Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?

− В чём у вас было затруднение?

− Как вы открывали новое знание?

− Что вам помогло открыть новое знание?

− Вам помогло сегодня такое качество как терпение?

− На каком этапе урока это качество вам было необходимо?

Читайте так же:
Как пишется тюбитейка или тюбетейка правильно

– У вас на партах лежат сигнальные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

  • Я знаю, что такое сказка.
  • Я знаю, законы, по которым строится волшебная сказка.
  • В самостоятельной работе у меня всё получилось.
  • Я доволен своей работой на уроке.

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.
В. Берестов

Я знаю, что у вас впереди ещё много встреч со сказкой.

Домашнее задание:

Сочините сказку, запишите ее и оформите своими рисунками. Лучшие работы будут участвовать в конкурсе «Моя волшебная сказка».

Волшебные сказки особенности

− Волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй силы. Ответьте на первый вопрос. Какая борьба присутствует в сказках?

(Борьба добра со злом.)

С каких слов начинается сказка?

Как правило, любая сказка начинается с этих слов, хотя, безусловно, могут быть варианты. Такое начало сказки называется зачином.

(«Жили-были…»; «В некотором царстве, в некотором государстве…», За тридевять земель, в тридесятом царстве; жили-были; в стародавние времена, на море, на океяне, на острове Буяне. )

— Чем заканчиваются сказки?

(У сказки всегда счастливый конец, например, сказка может закончиться свадьбой главных героев.)

Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец; закатили пир горой, я там был, мёд-пиво пил; Сказка – ложь, да в неё намёк.

Сколько и какие части можно выделить в сказке?

. (Зачин, действие, концовка.)

− Приведите примеры троекратного повторения чего-либо в тех сказках, которые вы читали.

− Сформулируйте третий признак волшебной сказки.

(Волшебные числа. Число 3.)

−. А в какой ситуации герой, как правило, преодолевает препятствия?

− Действительно, герой отправляется в путь, чтобы достичь какой-то цели. Но по законам сказки обязательно происходят какие-то события, которые вынуждают героя оказаться в пути.

(Отъезд или смерть родителей, нарушение запрета, приказ царя и т.д.)

. А что еще делает волшебную сказку волшебной? Что помогает героям в пути:

Волшебные существа, волшебные предметы. (Стрела, клубочек, зеркало, золотое блюдечко и наливное яблочко, гребешок, ковер-самолет, живая и мертвая вода, веретено и т.д.)

Необычные герои . Примеры: баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Царевна — лягушка.

Волшебные предметы . Примеры: скатерть — самобранка, ковёр — самолёт, избушка на курьих ножках, ступа бабы Яги, наливное яблочко и золотое блюдечко.

Чудесные превращения. Примеры: Василиса Прекрасная может обернуться голубкой; бросит через плечо полотенце — и потечёт река; Иван-царевич может быть оживлён живой и мёртвой водой.

Конспект урока на тему «Особенности волшебной сказки. Характеристика героев сказки «Сивка-бурка». 3 класс

Тема: Особенности волшебной сказки. Характеристика героев сказки «Сивка-бурка». Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Цель: Создать условия для систематизации учащимися умения работать со сказками.

Предметные: научатся определять и называть особенности текста волшебных сказок; выразительно читать по ролям; делить текст на части , составлять картинный план, словесный план, восстанавливать последовательность действий в сказке, соотносить картинки с эпизодами с уже имеющимися названиями .

Метапредметные:

познавательные: находят и осмысливают особенности (признаки) волшебной сказки; характеризуют героев волшебной сказки; выявляют причинно-следственные связи, составляют план сказки (с помощью учителя или самостоятельно); находят необходимую информацию в книге, тексте, репродукции картины.

регулятивные: анализируют причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы; стремятся достигать необходимый для продолжения образования уровень читательской компетентности и общего речевого развития;
коммуникативные:
осмысливают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях) и следуют общепринятым нормам совместного общения в учебной деятельности.

Личностные:

-осознают пользу книг и значимости чтения для себя, своего личностного роста и развития, обосновывают мотивы посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу; приобретают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Панируемые результаты : — Приветствуют друг друга

-Настраиваются на урок

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений ( 5ми)

Ребята, давайте мы с вами перед началом работы немного разомнемся, проведем речевую разминку. Я проговариваю строчку, вы повторяете за мной.

Речевая разминка

на – на – на – в поле выросла сосна;

но – но – но – мы купили полотно;

ан – ан – ан – мы купили чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

-Сегодня наш урок я хочу начать с пословиц

Кашу кушай, а сказку слушай: Умом разумом смекай, да на ус мотай.

-Прочитайте про себя, 1 ученик,

— Как понимаете смысл пословицы? (Сказки читать полезно. В них обязательно есть поучение. Мы можем многому научится, читая их).

Сказка мудростью богата.

Скажем сказке – приходи.

Это присказка, ребята.

Читайте так же:
Как правильно писать вязаный или вязанный

Сказка будет впереди.

-Ребята, скажите с каким

— работают с речевой разминкой.

— Читают пословицы, определяют смысл пословиц

3.Постановка учебной задачи (4мин)

— -Какой раздел изучаем?

-С какими жанрами УНТ знакомились?

— Давайте вспомним виды русских народных сказок.

— С какой сказкой начали знакомство вчера на уроке?

-«Сивка-Бурка» — это русская народная сказка.

-Назовите «элементы» сказки.

— Вот сегодня ребята, мы с вами продолжаем работать над сказкой Сивка бурка.

— загадки, песни, прибаутки

— волшебные, бытовые, о животных

зачин, сказочные герои, волшебство, счастливый конец, борьба добра и зла

4.Составление плана стратегии по разрешению затруднения (мин 8)

-Откройте учебник на стр 40. На прошлом уроке мы с вами раздели нашу сказку на 5 частей.

— Ваше домашнее задание было прочитать первую часть сказки по ролям. Давайте проверим

— Несколько учащихся будут выполнять тест

Укажи автора сказки:

А) русская народная сказка

Б) чешская народная сказка

В) немецкая народная сказка

Г) румынская народная сказка

2. Сколько сыновей было у старика?

3. Как звали младшего сына?

Б) Алёша Попович

4. О чём старик попросил сыновей?

А) постеречь ячмень

Б) постеречь рожь

В) постеречь пшеницу

5. Кто выполнил поручение отца?

Г) соседский мальчик

6. Как он поймал вора?

А) схватил руками

Б) накинул на шею верёвку

В) заманил в капкан

7. Что вор предложил в обмен на свободу?

Б) скатерть- самобранку

8. Кто была Елена Прекрасная?

— Чтение по ролям, затем идет небольшое обсуждение.

— Какая беда постигла старика?

— Эпизод из какой сказки напоминает?

— Кто же оказался вором?

— Давайте вспомним, что же произошло дальше.

Вторую часть мы читать не будем, я вам буду задавать вопросы, а вы будете находить ответы на них в тексте и мне зачитывать. Итак .

-Прочитайте клич царя.

-Зачем братья поехали к царскому двору?

-Ребята, найдите в тексте, почему братья не взяли с собой Иванушку?

-Под каким предлогом он ушел из дома?

— А теперь зачитайте, как Иванушка Сивку бурку звал ?

-А как же он оказался у царского дворца. Зачитайте.

-Сколько бревен он не допрыгнул?

-открывают страницу 40

— читают по ролям

-он посеял пшеницу, а кто-то её стал мять да топтать

«Ив ан -царевич и серый волк». Только вор был в саду, а не в поле.

— учащиеся находят ответы на заданные вопросы в тексте.

5.Реализация выбранного плана (5 мин)

— А сейчас мы проверим , как хорошо вы знаете 3 и 4 часть. Вам нужно поработать в парах. У вас на партах лежат карточки с высказываниями из сказки, если высказывание верное вы ставите плюсик, если нет вы ставите минус.

Потом мы с вами проверим.

-На второй день Иванушка не поехал в город. —

-Иванушка влез Сивке- бурке в левое ухо, а вылез в правое.-

— Сивка- бурка второй раз не допрыгнул до окна только на два бревна.+

— На третий день Иванушка поехал в город с братьями.-

-На третий день Иванушка допрыгнул до царевны и поцеловал ее.+

-На руке у Иванушке был перстень Елены Прекрасной.+

— Ребята, давайте проверим, посмотрите на доску и сверти свои ответы с образцом

У кого нет не одной ошибки поднимите руки?

— У кого 1-2 ошибки?

У кого больше 2 ошибок?

Работают самостоятельно по карточкам

— затем проверяют задание по образцу

6.Этап самостоятельной работы с проверкой (10 мин)

Ну и последнюю часть мы с вами прочитаем по цепочке.

— Теперь ребята когда мы с вами все повторили, давайте составим план к нашей сказки

Я подготовила вам работу в группах

1-3 группа составляет картинный план

-Вам даны картинки, вы должны восстановить последовательность эпизодов.

5-6 группа составляет план из уже готовых названий.

1. Пойманный конь

3. Помощь верного коня

4. Прекрасная царевна

5. Перстень Царевны

2-4 группа сопоставить названия с картинками

-Вам ребята, нужно сопоставить названия, которые я вам дала с картинками, которые весят на доске.

Ребята, давайте проверим, что же у вас получилось.

— Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.

— учащиеся читают 5 часть по цепочке.

— дети выполняют задание по группам, после выполнения задание два представителя из группы выходят к доске вывешивают свои работы на доску.

7.Рефлексия деятельности (1 мин)

Вот мы с вами сегодня очень хорошо поработали над сказкой, и теперь скажите мне какая же главная мысль этой сказки?

-Почему именно Иванушке досталась Елена Прекрасная. Какие человеческие качества помогли герою обрести счастье? Вот на стр 50 задание 5 найдите те качества, которые помогли Иванушке .

Ну а наш урок подходит к концу

Записывают домашнее задание

— борьба добра и зла, как и во всех русских народных сказках, добро побеждает зло

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector