Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Урок развития речи. Сочинение по картине В. Васнецова; Сестрица Аленушка; план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок развития речи. Сочинение по картине В. Васнецова "Сестрица Аленушка"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

В данном материале содержится разработка урока по развитию речи на уроке русского языка, интересные приемы работы с картиной и текстом сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка (развитие речи)

Тема: Тема текста.

Цель: отработка умения определять тему текста, его основную мысль;

учить анализировать текст;

развивать устную речь, память, смекалку, умение анализировать картины;

формировать навыки исследовательской деятельности.

  1. Оргмомент.
  1. Сообщение темы, цели.

(На доске оформлена выставка рисунков к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

— Судя по рисункам, сказка вам понравилась. И сегодня мы попробуем найти ответ на вопрос, что роднит сказку и картину В.Васнецова «Аленушка».

Поскольку мы не просто читаем сказки, а занимаемся их исследованием как жанра литературы, то сегодня нам предстоит ответить на многие вопросы по этой сказке.

  1. Беседа.

— Без чего не может существовать сказка? (Без волшебных предметов: ковер-самолет, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, печка-лежанка).

— А в этой сказке есть волшебные предметы? (Копытце козье, коровье, лошадиное; ключевая вода, нарядное платье помогли оживить Аленушку).

— Назовите волшебных животных – героев сказок? (Золотая рыбка, щука, Сивка-Бурка, Конек-Горбунок, царевна-Лебедь и т.д.).

— А в этой сказке есть волшебные животные? (Есть – это козленочек, он видит ведьму, а купец даже не заметил, что это не его жена Аленушка, а ведьма).

— А не заметили ли вы волшебства, связанного с цифрами? (Число три – волшебное в сказке. Три копытца, три раза зовет козленочек Аленушку выплыть на бережок, и она три раза отвечает ему, три предмета: костры высокие, котлы чугунные, ножи булатные).

— А в каких сказках еще встречаются цифры? ( «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Белоснежка и семь гномов», «Али-баба и сорок разбойников» и т.д.).

— Итак, вернемся к теме урока. Волшебная сказка не может существовать без волшебных предметов, животных, чисел. Есть ли еще версии, без чего не были бы столь интересны сказки? (Без героев добрых и злых, без волшебных превращений).

— Что общего у всех сказок? (Добро побеждает зло).

IV. Анализ репродукции картины Васнецова «Аленушка».

— Есть ли что-то общее у сказки и картины? (Нет).

— И все же, именно эта сказка вдохновила художника на создание картины. Давайте попробуем вместе найти, что общего у картины и сказки.

(Дети внимательно рассматривают картину и обращают внимание на изображение Аленушки у темной воды).

— Почему у воды? (Потому что вся ее жизнь была связана с водой. Братец пьет воду, она тонет, а потом е оживляют этой же водой. Иванушка не смог дойти до колодца, где вода. И, наконец, она плачет и в сказке и на картине.)

— Почему вы думаете, что она плачет? (У нее распущены волосы, под глазами красные круги, голову положила на руки, а руками обняла колени. Вся ее согбенная фигурка говорит нам о том, что у девочки безутешное горе, ее кто-то обидел, и некому ее пожалеть).

— Какое время года изобразил Васнецов, почему? (Он изобразил осень, поэтому и вода темная, и деревья темные на дальнем плане, и настроение Аленушки перекликается с пейзажем).

— А какое у вас настроение вызвала сказка? (Сказка печальная, много грустных моментов, больше чем радостных, но заканчивается хорошо).

— Опишите, как выглядит Аленушка на картине? (Дети описывают, что видят на картине: волосы, руки, глаза, одежду и т.д.).

— Что общего подметили в сказке и картине? (Настроение. Грустное).

— А как Васнецову удалось передать настроение грусти, печали в картине? С помощью чего? ( Цвет в картине имеет огромное значение. Художник использует темные холодные тона: серый, синий, темно-коричневый, темно-зеленый. Теплых тонов на картине совсем мало).

— Сказку и картину роднит грустное лирическое настроение. Что это означает? Как вы думаете, когда говорят, что человек лирически настроен? (Когда он грустит, смотрит на красивые желтые листья и печалится, или читает красивое стихотворение, слушает музыку, смотрит кино и испытывает печальные чувства, даже может плакать).

— А может ли нравиться человеку грустное и печальное? (Да, может, если оно красивое).

— А эта картина вам нравится? Что особенно?

V. Запись словосочетаний в тетрадь.

Давайте запишем слова-характеристики природы и Аленушки, опираясь на репродукцию.

Аленушка – бедная, несчастная, одинокая, пригорюнилась, согнулась, безутешное горе, печаль, слезы, грустное лицо, большие печальные глаза.

Вода – темная, почти черная, холодная, неподвижная, застывшая.

Лес – дремучий, хмурый, темный, мрачный, глухой, угрюмый.

Небо – осеннее, хмурое, унылое, серое, неприветливое, тоскливое, пасмурное.

Осинки – тоненькие, задумчивые, трепетные.

Ласточки – тихо щебечут, хотят успокоить, рассеять грусть, символ дружелюбия.

Эти эпитеты помогут вам при написании сочинения по картине.

  1. Итог.

— Ребята, что общего у сказки и картины? (Общая тема, настроение, чувства. В сказке добро побеждает зло, и хочется верить, что у Аленушки наступят счастливые дни, и мы верим в это).

Конспект урока в 3 классе "Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. Художник- иллюстратор Костромской области Кузнецов Иван Александрович."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. Художник- иллюстратор Костромской области Кузнецов Иван Александрович.

Цели: ознакомить с биографией и творчеством художников- иллюстраторов В. Васнецова, И. Билибина; учить детей сравни­вать произведения словесного и изобразительного искусства; обо­гащать словарный запас учащихся; развивать внимание, память, творческие способности.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться срав­нивать произведения словесного и изобразительного искусства; знать художников-иллюстраторов В. Васнецова, И. Билибина; находить отрывки из текста к иллюстрациям.

Оборудование: книги и картины В. Васнецова и И. Билибина, И Кузнецова по теме урока; карточки с текстом речевой разминки, презентация.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний. Введение в тему
  • Кто из вас любит рисовать? Что вы любите рисовать? (От­веты детей.)
  • Как вы думаете, для чего в книге помещаются иллюст­рации?
  • Определите тему и цели урока.
  1. Работа по теме урока
  • Рассмотрите иллюстрации к разделу «Устное народное творчество». Какие из них вам больше всего понрави­лись?

(Учащиеся рассматривают иллюстрации, анализируют их.)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 3 классе «Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. Художник- иллюстратор Костромской области Кузнецов Иван Александрович.»»

Тема: Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. Художник- иллюстратор Костромской области Кузнецов Иван Александрович.

Цели: ознакомить с биографией и творчеством художников- иллюстраторов В. Васнецова, И. Билибина; учить детей сравни­вать произведения словесного и изобразительного искусства; обо­гащать словарный запас учащихся; развивать внимание, память, творческие способности.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться срав­нивать произведения словесного и изобразительного искусства; знать художников-иллюстраторов В. Васнецова, И. Билибина; находить отрывки из текста к иллюстрациям.

Оборудование: книги и картины В. Васнецова и И. Билибина, И Кузнецова по теме урока; карточки с текстом речевой разминки, презентация.

Организационный момент

Актуализация знаний. Введение в тему

Кто из вас любит рисовать? Что вы любите рисовать? (От­веты детей.)

Как вы думаете, для чего в книге помещаются иллюст­рации?

Определите тему и цели урока.

Работа по теме урока

Рассмотрите иллюстрации к разделу «Устное народное творчество». Какие из них вам больше всего понрави­лись?

(Учащиеся рассматривают иллюстрации, анализируют их.)

Попробуйте дать определение слова «иллюстрация». (От­веты детей.)

Иллюстрация — это рисунок или любое изображение, поме­щенное в книге. Их назначение — помочь понять то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным. Иллюстрация может быть цветной или черно-белой.

Пролистайте страницы прочитанных сказок. Рассмотрите иллюстрации к ним. Кто их автор?

(Дети просматривают и замечают, что художники-иллюстра­торы — И. Билибин и В. Васнецов.)

Откройте с. 35 учебника. Сравните картину В. Васнецо­ва и иллюстрацию И. Билибина. Чем они отличаются? (На картине В. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» более объемное изображение, выделены главные герои, изобра­жение более реалистичное, другой колорит.)

Почему картина Васнецова называется «Иван-царевич на Сером Волке»? Почему слово «серый» написано с за­главной буквы? (Серый Волк для художника не менее важ­ный герой, чем Иван-царевич; предлог указывает на то, что на картине отражен только один эпизод сказки.)

Найдите в тексте отрывок, который

соответствует этому эпизоду. (Дети находят.)

Какой эпизод изобразил иллюстратор И. Билибин?

Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) получил известность как один из самых оригинальных мастеров графики, создатель особого типа ил­люстрированной книги. Это большого формата тонкая книга-тетрадь, снабженная крупными цветными рисунками. Художник здесь являлся автором не только рисунков, но и всех декоративных элементов кни­ги — обложки, инициалов, особого вида шрифта и орнаментальных украшений.

В 1901—1903 гг. Билибин создает иллюстрации к сказкам «Царевна- лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Белая уточка» и др. Известны его работы к «Сказке о царе Сайта не», «Сказке о золотом петушке», «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Одна из особен­ностей иллюстраций Билибина — это юмор и та беспощадная и острая ирония, которая так характерна для русских народных сказок. Сказоч­ные герои — добрые и злые, прекрасные и безобразные — волновали нас с детства, учили любить добро и красоту, ненавидеть зло, трусость, не­справедливость.

Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока

В. Васнецов «Аленушка»

Как, по-вашему, выглядит Аленушка, какой она вам представляется.

В какой момент повествования вы особенно переживали за Аленушку?

А каким вы представляете облик Аленушки в момент, когда с ней случилась беда?

Художник В. Васнецов поможет нам сегодня увидеть Аленушку.

(Учитель показывает картину.)

Рассмотрите внимательно картину.

Отличается ли ваше представление от представления художника?

В. Васнецов «Сивка-Бурка»

Откройте с. 43 учебника. Вы видите репродукцию картины В. Васнецова «Сивка-Бурка». Найдите в тексте отрывок, который соответствует этому эпизоду.

(Дети зачитывают отрывок.)

Что вы видите на заднем плане картины? <На заднем плане изображены народ и дома.)

Опишите коня. (Дети рассказывают о коне.)

Ребята, проследите по сказке, как Иванушка общался со сво­им конем. Как конь обращался к нему? (Ответы детей.)

Виктор Михайлович Васнецов (1848—1926) написал «Аленушку» в 1881 г., пребывая в самом расцвете творческих возможностей, ему уже не была нужна сюжетная основа сказки, чтобы создать узнаваемый об­раз. Ведь на первый взгляд указаний на то, что эта тоскующая девочка- подросток — героиня знаменитой сказки о братце Иванушке и сестрице Аленушке, нет. Действительно, прямых отсылок нет. Ни злой ведьмы, ни козленка. Но проникшись сюжетом картины, ее мелкими деталями, гармоничным одушевленным пейзажем, цветовым решением картины, начинаешь понимать и сочувствовать ее героине.

Черная вода озера, подступивший вплотную лес, босые ноги утом­ленной девочки — все говорит о ее страдании, нелегкой сиротской жизни, которая стала еще безысходнее и тяжелее, когда с братцем случилась беда. И некуда бежать, и некому жаловаться.

Такой видел Аленушку Васнецов, и уже невозможно представить ее по-другому, и декорацией для сказки может служить только печальный и таинственный сказочный русский лес, такой, каким увидел его когда-то замечательный русский художник.

Знакомство с художниками с Кузнецовым Иваном Александровичем.

Иван Александрович Кузнецов родился 23 мая 1908 года в деревне Монетово Вохомского района Костромской области. Он был двенадцатым ребёнком в семье. Мальчик горячо любил еловые леса своего края, с интересом наблюдал за всяким лесным зверьём. И на любом найденном клочке бумаги, на любой стенке пытался изобразить то, что жило в его памяти и воображении. Был и такой случай. После окончания в селе Вохма школы крестьянской молодежи Иван решил осуществить свою самую заветную мечту — уехать учиться дальше.
Кузнецов закончил Полиграфический институт со званием художника книги.

В тридцатые годы появляются первые книги, оформленные Иваном Кузнецовым. Среди книги для детей "Мы с приятелем" и "А что у вас?" С.Михалкова,
Самой большой любовью художника Ивана Кузнецова стал удивительный мир сказки. В книгах с рисунками Ивана Кузнецова есть сказки разных народов. Иван также увлёкся русской сказкой. Вновь ожили для него переживания детских лет, проведенных на вохомской земле. Работая над каждой новой иллюстрацией, он воображает её среди знакомой с детства природы. Здесь оживали образы природы и приметы быта, хорошо знакомые ему с малых лет. Тоненькие книжечки с его рисунками, такие, как "Гуси-лебеди", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", "Козёл — стеклянные глаза, золотые рога", многие люди старшего поколения помнят с детства. С пятидесятых годов выходят иллюстрированные художником сборники сказок: "Гора самоцветов", "Русские народные сказки", "Волшебное кольцо", "Чудесная мельница", "Наши сказки" и другие. Позднее появляется его известная "Лебёдушка", где героинями каждой сказки является добрая, трудолюбивая и сметливая русская женщина. Среди оформленных Иваном Кузнецовым книг есть и стихи, и проза. С его рисунками вышли сочинения таких авторов, как Е.Благинина и С.Щипачев, К.Паустовский и А.Платонов, Л.Толстой и М.Горький.
Оригиналы работ Ивана Кузнецова находятся в разных художественных музеях, в том числе в музее на его родине в Вохме, в Шушенской картинной галерее, в музее изобразительных искусств города Ирбит. Многие оригиналы работ и иллюстрированные им книги хранятся в семье художника, у его дочери.

Рефлексия

Подведение итогов урока

Чему учились на уроке?- Что нового узнали?

Домашнее задание

Расскажите, какие книги иллюстрировал Кузнецов. Найдите в интернете, или в библиотеке еще названия книг, иллюстрации к которым нарисовал это художник.( принести, по возможности, эти книги)

Художник Васнецов – русская сказка (эссе)

Дрался он со Змием еще три часа И убил Змею ту проклятую. (Из былины) Я очень люблю русские народные сказки и былины. Поэтому особенно тепло отношусь к творчеству Виктора Михайловича Васнецова.

Мне известно, что это многоплановый художник: он и мастер монументальной живописи, и архитектор. Но особенно интересен был ему мир поэтических русских сказок, былин и легенд, в которых отражена душа нашего народа, его мечты и чаяния. К этому волшебному миру Васнецов обратился первым из русских художников, создав свои знаменитые эпические полотна: “Богатыри”, “Аленушка”, “После побоища”. Эти картины воистину стали народными, символами красоты и силы русского народа. В своих картинах-сказках Васнецов широко использовал специфику самого жанра живописи.

Ни в музыке, ни в слове нельзя со всей ясностью показать внешность людей, их движения, выражения лиц, покрой и цвет костюмов, форму и цвет предметов и т. д. Живопись дает художнику такие возможности. Однако живопись не может изобразить действие, развернутое во времени. Художник должен выбрать один характерный момент, важный для всего повествования в целом. Мне ‘кажется, Васнецову удалось в своем творчестве преодолеть этот временной барьер. Он насыщает сюжет картины-сказки такими подробностями, о которых не упоминается в литературном тексте, превращает его в сложную, многогранную красочную композицию.

В картине “Царевна-лягушка”, например, во время своего знаменитого танца на царском пиру Василиса Премудрая по тексту сказки “махнула левой рукой – сделалось озеро, махнула правой – поплыли по воде белые лебеди…”. Взглянув на картину и сравнив ее с литературным текстом, сразу же обнаруживаешь на картине новые детали: кроме сидящих на воде лебедей, на втором плане вслед за облаками летит еще пара белоснежных птиц, а вдали синеет лес и золотится пшеничное поле. Эти дополнительные детали создают ощущение действия, развернутого во времени и даже пространстве. Присутствие на картине облаков как бы сообщило птицам энергию движения.

Сама Василиса Премудрая изображена в момент перед свершением очередного чуда. То есть предполагаемое движение руки держит нас в ожидании следующего действия. Я видел рисунки других художников на эту тему. Они рисовали героиню в момент, когда птицы вылетают их ее рукава.

Но, к сожалению, несмотря на всю внешнюю обозначенность действия, самого действия, увы, не ощущается. Поэтому опыт Васнецова несомненно уникален. Я считаю, на эти открытия художника вдохновляло собственное сказочное мироощущение. Он верил, что мир волшебен, и не верил в ограниченность возможностей передать это волшебство с помощью живописи.

Например, в картине “Спящая Царевна” Васнецов поставил себе новую волшебную задачу: время в какие-то моменты не властно над человеком. По литературному тексту вместе с Царевной уснули и все присутствующие. Прошли годы, и вокруг дворца вырос непроходимый, дремучий лес. На картине есть и лес, и спящие вповалку люди, но ощущение власти человека над временем достигается, по-моему, композиционным приемом: художник нарисовал Царевну спящей между прелестной девочкой – на первом плане, и колоннами – на втором плане, которые увенчаны изображением головок двух царевен. Это как бы символизирует живую и мертвую воду, между которыми находится Спящая Царевна.

И пока красота живая и красота мертвая находятся возле нее, ни время, ни смерть не властны над главной героиней картины. Мне кажется, эта картина самое сложное по исполнению и по замыслу полотно Васнецова. Удивительно тонко выразил художник чувство заснувшей, ожидающей своего пробуждения жизни.

Возможно, пытливому взгляду откроются в этой картине и еще какие-то моменты. Таково свойство гениального произведения искусства: бесконечно волновать воображение людей. Иных героев изображает Васнецов в картине “Несмеяна-царевна”. На высоком троне из слоновой кости восседает царевна Несмеяна.

На лице ее глубокая тоска. Ничего не веселит и не радует царевну. Во дворец приглашены все: тут и нарядные женихи из дальних стран, тут и дворцовые скоморохи, и слуги, и толпы народа. Все пришли, чтобы развеселить царевну, но только простому юноше удается затронуть ее сердце. Но мне видится в этой картине нечто большее, чем известный сказочный сюжет.

Мне кажется, Васнецов изобразил Россию в трех моментах: прошлом, настоящем, будущем. Почему Россия? Потому что царевна сидит на троне из слоновой кости, возвышаясь над всеми.

Слоновая кость – символ центра мира. На заднем плане виднеется роспись типа фресок. Это прошлое России. По левую руку царевны, в просвете между колоннами, синеет даль, а колонна, расписанная в елочку, очень напоминает русскую полосатую версту. Вспомним у Пушкина: “Только версты полосаты попадаются одне…”

Печаль царевны – это настоящее России; по правую руку прошлое, которое символизируют два всадника, съезжающие для боя на белом и темном конях; по левую руку – манящее светлой далью будущее. Вот почему я считаю Васнецова прекрасной волшебной сказкой, которой ни расстояние, ни время не указчики, а только слушается эта волшебная сила русского духа. Как сказал великий сказочный поэт Александр Сергеевич Пушкин: “Там русский дух… там Русью пахнет!” Эти восторженные слова очень подходят к картинам В. М. Васнецова.

Дом-музей В. М. Васнецова

Дом-музей Ви́ктора Миха́йловича Васнецо́ва — музей, посвящённый творчеству художника Виктора Васнецова. Расположен в Москве по адресу переулок Васнецова, 13 и входит в состав музейного комплекса Третьяковской галереи. Васнецов самостоятельно спроектировал особняк в неорусском стиле и прожил в нём с 1894 по 1926 года. Музей открылся в 1953 году после передачи родственниками дома и художественной коллекции в государственную собственность. По состоянию на 2018 год коллекция музея включает в себя более 25 тысяч экспонатов, включая живопись, антикварную мебель и предметы быта [1] .

Содержание

Здание [ править | править код ]

Дом по адресу переулок Васнецова, 13 был спроектирован Виктором Васнецовым и архитектором Михаилом Приёмышевым. В 1891 году художник приобрёл землю в Троицкой Слободе у крестьянской семьи Филипповых и приступил к созданию эскизов внешнего и внутреннего обустройства особняка [2] . Строительство осуществлялось крестьянами Владимирской губернии и завершилось к 1894 году. Виктор Васнецов прожил здесь до своей смерти в 1926-м [3] [1] [4] .

Деревянный особняк построен в неорусском стиле [5] , сочетающем элементы древнерусского зодчества и модерна. Характерной особенностью дома Васнецова считается совмещение архитектурных форм разных столетий: гостиная спланирована в боярском стиле XVII века, в то время как столовая спроектирована как жилище крестьянина [1] . В композиции дома также видны следы северного зодчества [2] .

Жилые помещения первого этажа выстроены из массивных брёвен, покрытых штукатуркой. Крыльцо украшено изразцами, колонками «дыньками» и рельефами. Под карнизом расположен изразцовый фриз. Лестница в кабинет ведёт через сруб с бочкообразным покрытием, напоминающим храмы на Севере России [2] .

Первый этаж был жилой: здесь находились гостиная, столовая и жилые комнаты жены и детей Васнецова. Второй этаж был предназначен для мастерской, размер которой составляет 110 метров, высота — шесть [1] [5] .

Окна декорированы лепными колонками и наличниками в виде кокошников [5] . Материалы для обустройства дома были созданы в Абрамцевских и Строгановских мастерских [5] . Фасад украшен изразцами керамического завода Саввы Мамонтова [6] . Подсобные помещения сделаны в форме древнерусских изб [2] .

С 1978 до 1980 года производилась общая реставрация дома и ближайших построек. В ходе работ был восстановлен внешний вид помещений, булыжные мостовые и кирпичные дорожки во дворе [7] .

Основание музея [ править | править код ]

После смерти Васнецова в 1926 году члены его семьи обратились в правление Третьяковской галереи с заявлением об обустройстве в доме постоянной выставки. В организации экспозиции также принимали участие живописцы Михаил Нестеров и Павел Корин. Выставка открылась в 1927 году и состояла из 212 экспонатов: живописи, предметов быта и графики художника [7] .

Дом наш опустел – словно душа отлетела из него – все тут было его, носило его отпечаток – страшно коснуться чего-либо, изменить что-либо. Наше общее решение – все сохранить как было – устроить что-то вроде дома-музея… Алексей Васнецов [2]

По мнению филолога Константина Богданова, открытие дома-музея стало возможным в связи с одобрением советской властью художественного стиля Васнецова. В Большой советской энциклопедии за 1948 год Васнецов был назван предтечей социалистического реализма. Тема фольклора, популярная в творчестве художника, также использовалась пропагандой для усиления национального духа [8] .

В 1948 году открылось выставочное мероприятие, посвящённое столетию со дня рождения Виктора Васнецова. В 1950 году Совет министров СССР выпустил распоряжение об организации в доме музея. Родственники живописца передали помещение, имущество и художественную коллекцию в дар государственному музею [7] .

С 1986 года музея входит в состав Государственной Третьяковской галереи [7] [6] .

Урок русского языка в 3 классе "Составление плана к сочинению по картине Васнецова "Иван-царевич и Серый Волк""

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлена 1 часть работы над сочинением по картине, презентация, сценарий, отрывок из сказки.

Просмотр содержимого документа
«памятка сочинение по картине»

ПАМЯТКА Как писать сочинение по картине

Кто автор картины? Расскажите о художнике и об истории создания картины.

Что в картине главное, о каком событии или явлении рассказывает нам художник?

Что изобразил художник на переднем плане? Опишите эти объекты, подбирая слова как можно точнее, используйте синонимы, образные выражения, сравнения.

Что вы видите на заднем плане? Как автор его изобразил? Зачем?

Каково Ваше отношение к картине? Нравится ли она Вам? Почему?

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3-в Составление плана к сочинению по картине»

Урок русского языка в 3-в классе 10 марта 2017 г

Тема: « Р/р Подготовительный этап написания сочинения по картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»: составление плана».

УМК «Школа России», учебник А.В.Полякова «Русский язык»

Цель: составить план к сочинению по картине.

1. Учить составлять план к сочинению по картине при помощи вопросов. Учить правильно строить предложения, соблюдая последовательность при работе над картиной.

2. Развивать связную устную речь. Активизировать мыслительную деятельность при анализе живописного полотна. Развивать мыслительные операции при работе над определением образов героев, обогащать словарный запас, используя словари, использовать в речи сравнения, эпитеты, синонимы, развивать внимание.

3. Развивать коммуникативно-речевые умения: умение понимать тему и основную мысль, выражать свои чувства от восприятия картины.

4. Прививать учащимся любовь к русской культуре, сказкам, положительно воздействовать на эмоционально-волевую сферу с помощью музыки, прививать любовь к сказочной живописи В.М. Васнецова.

Оборудование: интерактивная презентация, репродукции картин В.М. Васнецова , картины, разрезанные на пазлы, отрывок из русской народной сказки «Иван- царевич и серый волк», толковые словари, карточки с частями плана, карточки с устаревшими словами, карточки с синонимами, спокойная музыка, конверты.

1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Поприветствуем наших гостей. Садитесь.

2. Создание ситуации успеха.

-Ребята, сегодня мы окажемся в одной интересной стороне.

Предлагаю вам взять конверт №1 и собрать из пазлов репродукции картин, попробуйте определить в какой мир мы сегодня погрузимся. Включить спокойную музыку. (группы из 4 человек, передние парты повернутся к задним, 2 человека работают на интер. доске)

Собранные картины продублировать на доске, но перепутать названия: «Аленушка»

«Иван-царевич на Сером Волке»

-Какие картины получились, что на доске не так?

-Итак, куда мы с вами попали? (в волшебный сказочный мир Виктора Михайловича Васнецова)

Сюжеты русских народных сказок привлекали многих художников, но особенно много внимания уделял им в своём творчестве Васнецов.

— недавно мы с вами работали над проектом, вот результат

этого проекта — папка о великом художнике, немного расскажите о его творчестве?

(Спросить ребят из разных групп. Разделы в папке:

Биография. Архитектурный опыт.

Сказочные образы. Храмовая роспись.

Театральная тема. Былинный эпос.

Слайд: портрет и дом-музей в Абрамцево.

Виктор Михайлович Васнецов родился в семье сельского священника в 1848 году 15 мая. Семья жила в вятском селе Рябово.

Витя очень любил народные песни и сказки. Зимой в их дом часто заходили странники, они рассказывали много историй и преданий. Они и отец зародили в мальчике любовь к русскому народному творчеству. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к фольклору.

Виктор поступил учиться в Петербургскую Академию художеств. Учась в Академии, он много работал, помогал младшим братьям, так как родители умерли. Мл. брат Аполлинарий тоже стал художником.

В воображении его встают сказочные образы, единственная мечта – выразить эти образы в живописи. По мотивам русских народных сказок и былин В.М. Васнецов создаёт такие картины как «Алёнушка», «Ковёр- самолёт», «Три царевны подземного царства», «Витязь на распутье», « Богатыри», «Спящая царевна», «Иван-царевич на Сером Волке» и др.

По рисункам Васнецова в Абрамцевском парке сооружается «избушка на курьих ножках».

По его проекту строится церковь. О театральной теме. Расписывал Владимирский собор в Киеве.

Умер Васнецов в 1926 году 23 июля.

«Я только Русью жил», — говорил художник.

3. Создание проблемной ситуации.

Ребята, а мы уже закончили работу над проектом?

( показать последнюю страницу: Сочинение. )Один раздел остался неоформленным.

Выслушать все ответы, мы будем писать сочинение по картине.

— то есть, мы сейчас готовы писать сочинение по какой-либо картине?

-А что нужно сделать прежде чем написать сочинение?

-Что нужно подготовить?

-Так какова тема сегодняшнего урока?

Подготовка к сочинению по картине.

— А цель урока, чем конкретно будем заниматься на этом уроке?

Слайд: Цель: составление плана к сочинению по картине.

— По какой картине Васнецова будем работать, вы узнаете, послушав отрывок из русской народной сказки.

(«Иван-царевич и серый волк»)

-Итак, о какой картине идет речь?

Слайд: картина с названием.

4.Работа над картиной. Составление плана.

-Рассмотрите внимательно картину.

(на доске и на партах репродукции) Конверт №2.

-Какого типа будет текст сочинения? (описание)

-Почему? Докажите. ( 1 картинка или 1 фото, структура текста-описания, можно поменять части местами и ничего не разрушится)

Вступление.

Основная часть.

Заключение.

О чем можно сказать во вступлении? (кто художник, как называется картина, по сюжету какой сказки написана)

-О чем напишем в основной части? ( что изображено на картине, ее композиция, цветовая гамма)

-А как закончим сочинение? (о впечатлении от картины, о своем отношении к ней, о смысле названия )

— Давайте откроем оставшиеся карточки, куда их надо поставить?

Какое впечатление произвела на меня картина?

Кто автор произведения?

Что изображено на картине?

Вступление. Кто автор произведения?

Основная часть. Что изображено на картине?

Заключение. Какое впечатление произвела на меня картина?

-Какая из этих частей может вызвать наибольшее затруднение?

-Рассмотрите повнимательней картину.

Какой эпизод запечатлел художник?

( На картине запечатлён эпизод бегства Ивана-царевича с Еленой Прекрасной от царя Долмата к царю Кусману).

— Кого видим в центре картины?

(Всадники на волке: Иван-царевич и Елена Прекрасная.)

Что изобразил художник на дальнем плане?

( На дальнем плане – могучие стволы вековых дубов.)

Какую цветовую гамму использовал Васнецов? Почему?

( Васнецов использовал преимущественно тёмные тона, так как всадники мчатся по мрачному лесу, их преследуют. Тёмная гамма передаёт состояние страха, чувство опасности.)

Что в картине контрастирует с основным тоном? Почему?

( Светлыми тонами написаны всадники, так как они совершают доброе дело. Белые кувшинки в болоте и белая цветущая ветвь справа – это символ надежды на успех, веры в счастливый финал. Борьба добра и зла?)

ф/м К сказке в гости мы пришли (шагаем)

Сундучок с замком нашли (руки в стороны)

Справа заглянули (наклон вправо)

Слева заглянули (наклон влево)

И присели, и привстали (сели-встали)

И зайчонком поскакали (прыжки)

Ручки наши разомнем (руки в замочек, вращаем)

И замочки отопрем. (встряхнули руками)

Прочитайте слова на доске, как они называются? (устаревшие)

Чтение по рядам хором по одному слову.

Какое отношение они имеют к картине?

( при описании одежды, обуви).

-Кто смелый? Распределите слова по группам и опишите всадников (их позу, взгляд, лицо, волосы, одежду, обувь), передайте их чувства, мысли, не забывайте о художественных средствах (композиция, цветовая гамма, линии).

(2 человека-на доске)

Елена Прекрасная Иван-царевич ( пока перевернуты)

парчовый кафтан

узорчатые рукавицы

шелковое платье

сафьяновые сапожки

бусы из скатного жемчуга

зеленый кушак

царская шапка, отороченная мехом

яхонтовая корона

червленый меч

Все остальные работают группами: по толковому словарю определяют лексическое значение этих слов: сделать карточки:

Парча – (кто раньше )

Кафтан- (кто раньше)

Кушак-(5 группа)

Сафьян-(4 группа)

скатный (жемчуг)-(3 группа)

червлёный-(2 группа)

яхонты- (1 группа)

(Проверка-на электронной доске , сначала слова, затем рассказ тех, кто описывает героев)

Скатный (жемчуг)-крупный, ровный, высокого качества.

Кафтан — старинная мужская верхняя долгополая одежда.

Кушак — пояс из куска ткани или связанный из шнура.

Парча — плотная узорчатая шёлковая ткань, вытканная золотыми и серебряными нитями.

Сафьяновый — сделанный из сафьяна, из кожи высокого качества (обычно коз или овец).

Червлёный –ярко- красный, багряный.

Яхонт — старинное название драгоценных камней — рубина и сапфира.

Иван-царевич гордо восседает на волке. Его взгляд устремлён вдаль, он внимательно смотрит вокруг, он боится погони, верит в спасение. Он бережно обнимает Елену, чувствуя свою ответственность за ее судьбу, готов защитить ее. Лицо спасателя выражает тревогу и в то же время отвагу.

Иван-царевич одет в парчовый кафтан, подпоясан зелёным кушаком. На нём царская шапка, отороченная мехом, и узорчатые рукавицы. Червлёный меч словно догоняет хозяина на лету.

Елена Прекрасная положила голову на плечо Ивана-царевича. Её руки лежат на коленях. Царевна обессилела, вся поза передаёт страх, покорность. Густые шёлковые волосы героини развеваются на ветру.

Елена одета в шёлковое платье салатового цвета. На голове — яхонтовая корона, на шее – бусы из скатного жемчуга, на ногах – сафьяновые сапожки.

-Итак, дополним план, о ком сейчас говорили?

Откройте и поставьте карточки:

Иван-царевич

Елена Прекрасная

Как вы думаете, кто главный герой картины? (Волк)

-Как художник изображает Серого Волка?

-Что отличает его от реального зверя и делает волшебным помощником героя?

Это герой-помощник, он огромного размера, спасает от погони своих друзей, глаза его похожи на человеческие, он быстро мчится, одним махом перепрыгивает через топкое болото.

Как Васнецову удалось передать стремительный бег волка?

Стремительный бег волка передаёт его поза: вытянутые в прыжке лапы, прижатые к голове уши. А также развевающиеся волосы Елены Прекрасной и то, что Иван-царевич бережно придерживает её.

-Что изображено красным цветом на картине? Язык Волка, шапка и сапоги Ивана, ножны с мечом.

— О чем это говорит?

Красный цвет помогает выразить тревогу, ощущение опасности.

Поставим карточку в план:

-На что еще вы обратили внимание на картине?

Яблонька цветущая- символ надежды на счастливый конец, говорит о зарождающейся любви.

Лес темный, хотя вдали виден рассвет, утренняя заря, деревья мрачные без листьев.

Деревья-великаны встают непроходимой стеной, но перед добрыми героями лес расступается, как в сказке он помогает им.

-Ребята, посмотрите на план, его можно считать законченным ? да

-Тогда запишите его в тетрадь.

Классная работа. Написать заранее

Сочинение-описание по картине.

1. Вступление. Кто автор произведения?

2.Основная часть. Что изображено на картине?

Иван-царевич

Елена Прекрасная

3.Заключение. Какое впечатление произвела на меня картина?

-Какое значение имеет фон картины?

Передает настроение героев.

-Как художнику удалось изобразить природу?

Даже в природе идет борьба темных и светлых сил, с одной стороны –мрачный лес, с другой-образ цветущей яблоньки, белых кувшинок на болоте.

-Ребята, как вы думаете, в тексте-описании чаще встречаются слова какой части речи? (имя прилагательное)

-Как можно назвать все эти слова? Синонимы

-Синонимы нужно распределить на группы, как думаете, на какие?

Характеризующие Ивана, Елену, Волка, лес и яблоньку.

Распределите синонимы на группы. 2 ученика на доске, все в группах с карточками. Конверт №3.

Сильный, храбрый, мужественный, решительный, заботливый, влюблённый, белолицая, утонченная, испуганная, покорная, безбоязненный, смелый, опечаленная, задумчивая, грустная, огромный, сильный, мчащийся, волшебный, цветущая, светлая, темный, густой, непроходимый, страшный, мрачный, вековой, дремучий, глухой, древний.

— Какие мысли возникают при взгляде на картину? Понравилась ли вам она?

Хотя картина написана тёмными тонами, она производит радостное впечатление. Может быть, между героями возникает чувство любви, а белые цветы символизируют их счастливую будущую жизнь.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Синие джинсы с белым ремнем
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector