Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Электронная библиотекапубликации о музее-заповеднике; Кижи

Электронная библиотека
публикации о музее-заповеднике «Кижи»

Ершов В.П. (г.Петрозаводск)
Сага о заонежской семье на фоне колхозной жизни… (Дневник заонежского бондаря) VkontakteFacebook

Мария Павловна Конева, дочь Павла от второй жены с детьми, д. Усть-РекаАлександра Павловна Миронкова, старшая дочь Павла Тимофеевича с сыном Павлом

Посвящается внучке автора дневника Раисе Дмитриевне Голициной

стр. 435 Дневник крестьянина из д. Красная Сельга (Заонежье) относится к 30-м гг. ХХ в. Это интересный памятник крестьянской письменной культуры эпохи коллективизации. Заонежье славилось книжной традицией, здесь бытова-ли старообрядческие рукописные и старопечатные книги. Но была, оказывается, и другая традиция – вести дневники, памятные и записные книжки (книжки Корниловых из д. Кургеницы, дневник А.М.Пигонена из д.Лонгасы).

40 лет назад, летом 1971 г., я с учениками из школы-интерната №4 г. Медвежьегорска шел по маршруту Мягрозеро – Селецкое – Красная Сельга – Карасозеро – Ламбасручей (Заонежье). Тогда-то мы и побывали в д. Красная Сельга. К этому времени она была уже необитаемая, сказались ужасные репрессии, война и ущербная политика 1960-х гг. укрупнения деревень. Люди бросали дома. Да какие! Заколоченные, они стояли скорбными, но могучими и величественными памятниками умирающей крестьянской цивилизации. Таким архитектурным памятником был и дом П.Т.Ананьина, в котором мы нашли этот дневник. В 1974 г. этот дом был куплен музеем «Кижи».

Автор, Петр Тимофеевич Ананьин, вел дневниковые записи с 1932 по 1936 г. Начало дневника относится к 29 сентября 1932 г. Наверняка, были еще дневниковые тетради, в которых наш автор писал о своих родителях, о строительстве дома в конце XIX в. (это же такое событие!), о детях и т.д. Найденный дневник – продолжение предыдущих, он и начинается без всяких предисловий: «1932 год, октябрь – ноябрь. Вторник, 11–28 (новый и старый стили – В.Е.) , пришел от праздника, от черкас (д. Черкассы – В. Е.) шол 4 часа…».

Это неприметная книжечка в картонном переплете, расчетная книжка возчика леса: «Книжка для приемщи-ка хозяйственно-заготовленных бревен в операцию 192… 192… гг.» под грифом «Лесозаготовительного отдела управления лесами А.К.С.С.Р.». Страницы разграфлены на горизонтальные и вертикальные графы. Горизонтальные графы были заполнены убористым текстом, написанным остро отточенным простым карандашом. В дневнике 102 страницы. Нумерация проставлена от руки коричневыми «галловыми» чернилами, которые изготовлялись в те далекие времена домашним способом из шишечек ольхи и железного гвоздя. В послевоенное время в 1940-е гг. в школе я писал такими чернилами, которые делал мой отец. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

В прочтении дневника было не мало трудностей: карандашные строчки иногда перекрывались типографскими графами и шрифтом, где-то карандаш стерся, предлоги писец писал слитно со словами, окончания слов час-то не дописаны, знаки препинания не поставлены, нет грамматических согласований. Но дело облегчалось тем, что алгоритм дневниковых записей помогал, изо дня в день повторялось: я делал то-то, Митька был там-то, Марья ездила и т. п.

Дневные записи автор начинал с указания дня недели сокращенно, например: «В.» – воскресенье или вторник; «Ч.» – четверг, «П.» – пятница, затем следовало число, использовался старый и новый стили календаря. Однако записи чисел сделаны с нарушением соотношения между новым и старым стилями. Дальше следовал содержательный аспект: «Ч. (четверг – В.Е.) , 21–8. Я был на озери на Койбозери, сачил 1 рас все озеро объехал и ничего недостал вынес сак Митрий на медвеш (Медвежьегорске – В.Е.) Марья на смолокурки осмол заготов. Хозяйка вколхози огород поливала» (здесь и далее орфография оригинала сохранена). Вот в таком «телеграфном» стиле П.Т.Ананьин вел дневник. Содержание определялось типографскими графами книжки: строчка – событие. По этому алгоритму строится весь дневник: первая строчка – о себе, что он сегодня делал: тесал доски, вязал сеть, делал ушат, «похожал», сколько рыбы достал и т.п. Вторая строка – Митька, его сын: пахал («орал»), косил, был на смолокурке, на ремонте дороги, работал в лесу, праздновал и т.п. Третья строка – Марья, жена Митрия: жнет «рож», сажает картошку, косит, сушит сено, рубит дрова, пасет коров и т.п. Женские крестьянские работы мало чем отличались от мужских в то время. Четвертая строчка – всегда о «Хозяйке» (Апполинарии Ивановне). Имя ее никогда не называется – просто «Хозяйка», потому и передаю это слово с заглавной буквы. Она работала в колхозе, была и уборщицей в конторе Райлесхоза, «стерала», мыла, топила «байну», морозила тараканов – одним словом, исполняла все женские и мужские работы.

Этот алгоритм значительно облегчал писательский труд автору и стимулировал его к этой деятельности.

Написание дневника стало для него частью жизни, стереотипом; под вечер, при свете керосиновой лампы (в д. Красная Сельга никогда не было электричества), он садился за стол, оттачивал простой карандаш и подводил итог прошедшему дню. Жанром дневника он владел в совершенстве, выработал свой стиль. Весь день укладывался в несколько строк, а в итоге получалось эпическое сказание, сага об отдельно взятой семье на фоне колхозной жизни. В дневнике нет размышлений, оценок, проявлений чувств, недовольства, радости, негодования. Это отнюдь не исповедь, не способ самопознания или рефлексии. Нет в дневнике ничего о каждом члене семьи: сколько лет, где учился, какие отношения между ними – все это уже было, видимо, сказано в предыдущих дневниках. стр. 436 Редко промелькнет, что Митрий был пьян, или ушел на «бесёду» в Барковицы, уехал на учебу. Даже о женитьбе Дмитрия на Марье сказано в нескольких строках.

Всего в д. Красная Сельга в 1937–1938 гг. проживало 97 жителей: 47 мужчин и 50 женщин, половина из них – старики и дети [1] . Деревня Красная Сельга имела и другое (старое) название – Грязная Сельга. На это указывал еще известный финский исследователь заонежской архитектуры Ларс Петтерссон (1943 г.). Об этом же сообщил мне и Е.М.Морозов, известный краевед, живший в те времена в соседней д.Селецкой, автор книжки о своей деревне, не раз упоминаемой в дневнике [2] . Это же название деревни сохранили и расстрельные списки Карелии: из д. Грязная Сельга было «взято» и расстреляно в 1938 г. три человека [3] . На примере этой деревни, как, впрочем, и соседних деревень, хорошо прослеживается политика уничтожения, «выбивания» самых активных, умелых, сильных молодых мужчин деревни, что в конечном итоге значительно подорвало как само сельское хозяйство, деревню, так и генофонд населения страны в целом. Бондари, как ремесленники, видимо, представляли особую опасность для Советской власти и деревенского сообщества; они были справными хозяевами. Вероятно, мужики как-то выражали свое недовольство, обсуждали друг с другом, что и как делается в их маленьком мире, а кто-то писал доносы. Для ареста этого было достаточно. В деревне не было школы, электричества, была часовня Казанской Божьей Матери. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Читайте так же:
Какие джинсы подходят под синюю обувь

Еще меньше по объему занимают записи об общественной жизни или событиях в колхозе. И хотя все записи касались только семьи, все же кое-что из них можно понять о жизни деревни: три человека утонули в озере, долго искали, нашли, вырыли «яму», похоронили, «Митька ушол ккарасозеру на собрание», «Федосковых вычистили из колхоза», «Первое мая, празновал». Проводились собрания и воскресники, на которых работали бесплатно (это автор особо подчеркивает), колхоз выращивал овощи, репу, горох, рожь, лен и т.д. Было большое стадо коров, коней, люди занимались лесозаготовками, «курили» смолу (деготь), ремонтировали дороги, приезжала кинопередвижка, было, как и везде, много разного начальства – десятники, пунктовые, счетоводы, кладовщики, инструкторы – все они аккуратно перечислены в дневнике. Из записей мы узнаем о дневных надоях на корову, приводится даже рецепт, как обрабатывать овчину и выделывать кожи. Давал колхоз и корм для скота: солому – ржаную, овсяную, мякину. Одним словом, автор, не ставя перед собой такой цели, описал жизнь заонежской деревни 1930-х гг.

В изучении дневника мне очень помогла внучка Павла Тимофеевича, дочь Дмитрия Павловича и Марии Дмитриевны, Раиса Дмитриевна Голицина. Ей я обязан ценнейшей информацией и документами: Р.Д.Голицина передала копии фотографий, документов и писем своего отца Дмитрия (Митьки). В 1960–1970-е гг. Р.Д.Голицина работала учителем математики в Падунской школе Медвежьегорского района и значительно пополнила наш школьный музей вышивками своей матери Марии Дмитриевны Ананьиной и бытовыми вещами из своего знаменитого заонежского дома-памятника.

Автор дневника Павел Тимофеевич родился в середине 1860-х гг.; в 30-х гг. ХХ в. был уже человеком по-жилым, но сохранившим работоспособность и жизнелюбие. По рассказам родственников, он хорошо играл на гармошке, был человеком общительным, удачливым охотником и рыбаком: в доме долгое время хранились два его ружья. Кроме того, он был деревенским грамотеем, читал газеты, вел дневники.

Судя по орфографии, он учился, возможно, в церковно-приходской школе или в одно-двухклассном училище. В дневнике встречается старая орфография: «делал лучки новыя», иногда на конце слов встречается буква «ъ». П.Т.Ананьин привык к старому стилю календаря, числа в дневнике указаны по новому и старому стилям. Почерк твердый, устоявшийся.

П.Т.Ананьин ведет какие-то счета в конторе Райлесхоза. В дневнике множество учетных данных по продовольствию, лесу, урожаю, о работах, производимых колхозниками, о семейных расходах: на выписку газет, на покупку марок, конвертов, продовольствия. В колхозе он уже не «орет» пашню, но «починяет» инвентарь, изгороди, дровни, сети. П.Т.Ананьин – хороший хозяин, он и деревянную посуду делает, и катанки «починяет», и сани ремонтирует, но в основном он – бондарь. На странице 89 он перечисляет все виды посуды, которую продает: [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

ведра, ушаты, лоханки, квашни, шайки, стоянки, бураки, щаники. Здесь же приводится «счет посуды», проданной на 366 руб. Это существенный заработок для семьи. Вот соответствующая запись: «… выехали из Викшозера и проехали домой ночью в 2 часа. Посудой торговали хорошо. Продали своего товару на 366 (руб.), из него сделали расходу … 12 руб. …наличные деньги 340, овсом и табак 26 руб.». Спрос на посуду, видимо, был большой, поскольку известно, что в Красной Сельге были и другие бондари – Петр Михайлович Губин, Иван Николаевич Федосков. Печальная информация о них содержится в расстрельных списках по Карелии. В соседней деревне – Карасозере из 13 репрессированных было 6 специалистов по производству деревянной посуды [4] . Хозяйство Павлу Тимофеевичу от родителей досталось справное: несколько лошадей, коров, свиней, овец, мельница, баня, а самое главное – большой дом. Об архитектуре этого памятника Заонежья надо писать отдельный архитектурный очерк.

стр. 437 Дом большой. Согласно дневнику, часть дома хозяин сдавал в аренду – под контору райлесхоза, под пекарню. У него останавливаются все приезжие в деревню: печник, пе- карь, таксатор, лесник, сапожник, пилостав, девушкилесоза-готовители, «работчие» от райлесхоза – и это тоже дает доход. В райлесхозе он ведет учет работы возчиков и количества лошадей, учет канцелярских принадлежностей и т.д. К 1930-м гг. хозяйство Ананьина в значительной мере сохранялось. Правда, мельница уже не работала. Но скота было много, он сдавал мясо, шкур хватало, чтобы расплатиться с государством и пошить домашнюю обувь и одежду. В доме были «престижные» (городские) вещи, а на сарае стояли расписанные цветами дровни.

Автор – верующий человек, как, наверное, и большинство жителей деревни в то время. Все религиозные праздники отмечаются «во первых строках» дневника: «Празновали все», или «Я и хозяйка празновали». В церковные праздники родственники собирались вместе, съезжались из ближайших деревень, гостевали. В его доме часто бывает священник, «славит Христа». П.Т.Ананьин жертвует деньги на часовню, покупает свечи, заказывает молебен и отмечает эти расходы в дневнике.

Умер Павел Тимофеевич, видимо, в 1936–1938 гг., Раиса Дмитриевна точно не помнит. Из декабрьского письма Дмитрия из армии 1939 г. можно понять, что в 1939 г. отца уже не было: «во первых строках» он не передает ему приветы, как было принято в письменной традиции деревни. Из дневника видно, что в конце 1935 г. Павел Тимофеевич был серьезно болен: «болел», «очень болел», «сильно хворал» «болел, при см.» (смерти?). На переднем форзаце дневника крупными буквами химическим карандашом сделана запись о взятых автором со 2 по 8 января 1936 г. небольших суммах денег. Почерк и стиль П.Т.Ананьина, но чувствуется, что руки не совсем его слушаются. Записей 1937 и 1938 гг. мы не встречаем. 10 страниц дневника (с 64 по 74 стр.) вырваны. Правда, на частично сохранившемся втором форзаце стоит дата 1938 г. и сделаны какие-то помесячные записи учета (дней?) его почерком, но дата вызывает сомнения.

Читайте так же:
Р п мн ч помидоров ботинок валенок

Дневник П.Т.Ананьина представляет интерес для изучения крестьянской письменности и деревенского быта Заонежья 1930-х гг. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

    Поминальные списки Карелии. 1937–1938 гг. Петрозаводск, 2002. С. 105. Морозов Е.М. Память детства. Петрозаводск, 2010. С.7. Поминальные списки Карелии, 1937–1938. Петрозаводск, 2002. Ч.2. С.105. Однако, как сообщали жители деревни, «взято» было 7 человек, никто не вернулся. Там же. С.105–106.

// Рябининские чтения – 2011
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2011. 565 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Сегодня в Украине отмечают День вышиванки

В Украине в третий четверг мая, который в 2018 году пришелся на 17 мая, отмечают День вышиванки.

#Буквы предлагают подробнее узнать о традициях и истории этого праздника.

автор идеи

Идею проведения акции “Всемирный день вышиванки” еще в 2006 году предложила Леся Воронюк – студентка факультета истории, политологии и международных отношений Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича.

Стоит отметить, что толчком к реализации идеи и празднованию стала вышиванка Игоря Житарюка, которую он регулярно надевал на пары. В частности, Леся Воронюк предложила одногруппникам и студентам выбрать один день и вместе надеть вышиванки.

Так, в этот день в Украине организуют различные конкурсы в Сети, например, “Лучшая вышивка” или “Лучшее фото” в вышиванке. К примеру, в 2015 году была начата акция “Подари вышиванку защитнику”, которая приобрела мировые масштабы – в ней приняли участие около 50 стран мира. В рамках акции вышиванки передали бойцам АТО.

Видео: “День Вишиванки”

вышиванка

Фото: Открытые источники

Вышиванка является как традиционной украинской одеждой, так и оберегом.

Традиционно их вышивали девушки, готовившие себе приданное, собирая его в специальный сундук. В то же время рубашку для младенца вышивала мама или бабушка, а во время работы они пели песни и молились. Ранее считалось, что так вышиванка становится оберегом.

Каждый регион имел свои узоры. К примеру, в Борщевской вышиванке из Тернопольской области преобладает черный цвет. Согласно легенде, во время татарского набега погибли все местные мужчины, поэтому женщины из окрестных деревень поклялись в течение 7 поколений вышивать только черные рубашки. Буковинская рубашка, наоборот, делается с использованием ярких цветов, а космацкая – с оранжевыми и желтыми красками.

ЗНАЧЕНИЕ ОРНАМЕНТОВ ВЫШИВАНКИ

вышиванка

Фото: Агентство Крымские Новости

На сегодняшний день существует три вида орнаментов: геометрические, растительные и зооморфные.

Вышитые на рубашках знаки огня традиционно считались мужскими и представляли собой решетку в виде ромба, знаки солнца с лучами и точками. В то же время прямые линии в виде знаков земли считались женскими.

Калину, как правило, можно было увидеть на вышиванках у замужних женщин, а вышиванки с узором хмеля носили холостые парни, так как такие символы представляли символ буйства, любви и молодости.

Стоит отметить, что виноград на белой рубашке символизировал радость и благополучие семейной жизни.

МОДА НА ВЫШИВАНКИ

Dolce&Gabbana

Еще в ХІХ веке Иван Франко начал носить вышиванку с пиджаком, привлекая к своему образу внимание необычным сочетанием, что позволило сделать его популярным.

Кроме того, 1876 году Олена Пчилка издала альбом украинских вышиванок, после чего в Европе началась популяризация украинской вышивки, а в Украине – первые научные изучения вышиванки.

На сегодняшний день фрагменты украинской вышивки используют многие известные дизайнеры, среди которых Жан-Поль Готье, Джон Гальяно, а таке модные дома Gucci, Valentino, Dolce & Gabbana.

По материалам: ICTV, “24 Канал”

16 мая украинский телеканал иновещания UATV презентовал видеоролик, посвященный Дню вышиванки.
1 ноября министр обороны Канады Харджит Сингх Саджан присоединился к “Украинскому дню в парламенте Канады”, надев вышиванку и разместив в Twitter пост на украинском языке.
20 октября звезда французского шансона Патрисия Каас посетила бутик украинского дизайнера Юлии Магдыч в Киеве, чтобы купить вышиванку.

Что творится в Донбассе по ту сторону фронта: «Переодевались в вышиванки и сдавали друзей»

2014 год. В Донецке празднуют День флага ДНР.

«Народ Донецкой народной республики имеет исключительное право собственности на землю, ее недра, воздушное пространство, водные и другие природные ресурсы…» Это строчки из Декларации о суверенитете ДНР, которая была принята 7 апреля 2014 года. Тогда этот акт казался наивным и «игрушечным» — о каком суверенитете можно было говорить, если на тот момент народный съезд в Донецке контролировал только здание обладминистрации, в городе еще действовала украинская власть, включая милицию.

Все изменилось, когда 12 апреля в Славянск вошли ополченцы Игоря Стрелкова, а на следующий день и. о. президента Украины Александр Турчинов объявил о карательной операции (или, как он ее назвал, антитеррористической — АТО). А фактически — Киев с тех пор ведет войну против своего народа.

В 2014 году ополчение покинуло Славянск. Были оставлены и Мариуполь, Краматорск. Как изменилась их жизнь за эти 7 лет? И что они думают о нынешней украинской власти? О России? И о подготовке новой войны?

Читайте так же:
Тренч или плащ что лучше

Эти вопросы я задал своей знакомой из Краматорска Марине Торской*, с которой много лет не общались.

Украинские войска идут на штурм Славянска.

«СОСТОЯНИЕ БЕГА ВО СНЕ»

— Семь лет — огромный срок, дети уже вырастают и идут в школу.

— Это жизнь взрослых разделилась на до и после, — говорит Марина. — А у детей 2013 — 2014 годов рождения другой и не было. У них в Краматорске уже нет права выбрать для обучения родной русский язык или похвастаться подвигами предков. Герои теперь другие — «киборги», которые воевали тут с народом семь лет назад. Они везде — в новейшей истории Украины, на выпускных экзаменах, в книгах и даже в игрушках. Искусственно меняется генетический код. У многих срабатывает защита — наступает отстраненность от происходящего. И таких все больше. До — было гораздо легче, свободней. А сейчас нас подгоняют под статус «свидомого» украинца — братоубийственную войну не вижу, голос разума не слышу, как на самом деле было — не скажу.

— Ты помнишь, как начиналась война, как появился первый страх?

— Сперва все казалось понарошку. Будто кто-то с кем-то поссорился, идет драка, а ты только наблюдатель, тебе ничего не угрожает, ведь ты ни в чем не виноват. Страх появился с первыми взрывами и гибелью людей в майские дни 2014-го. С СМС от ребенка, что над домом дедушки летят пули и нужно лежать лицом вниз в огороде. Морально доканывала безысходность, вяжущее состояние бега во сне. До сих пор «бежим».

Жители Славянска у памятника Ленину.

— Что происходило в городе сразу после возвращения украинской власти? Говорят, были люди, которые сдавали даже своих родственников-ополченцев?

— Тут многие переодевались в вышиванки в полете. Как грибы после дождя возникали подвальные Швондеры и стукачи. Почетного гражданина Краматорска Иосифа Кобзона (он провел в этом городе школьные годы. — Ред.) горсовет практически единогласно лишил этого звания и уничижительно называл «Йося-падлюка». В городе — ура-патриотизм: от покраски всего в жовто-блакитные цвета до сдачи друзей и родни «туда куда надо». На допросы в СБУ ходили и близкие ополченцев, и простые адекватные граждане, которые где-то посмели высказаться против. А за тех, кто участвовал в организации референдума о суверенитете ДНР, принялись уже сейчас, при Зеленском. Идут суды.

В Славянске празднуют День Победы 9 мая 2014 года.

«САМОЕ ТЯЖЕЛОЕ — ИСКОРЕНЕНИЕ ВСЕГО РУССКОГО»

— По логике Киев должен бы вкладываться в подконтрольный Донбасс, чтобы создать витрину для тех, кто остался по ту сторону.

— Ну, это как губки подкрасить на безрадостном лице. Большие надежды возлагали на то, что Краматорск стал считаться областным центром Донецкой области (той части, что осталась под контролем Украины. — Ред.). Наивно думали — заживем! Но чуда не произошло. На фоне добротно сделанных дорог (убитых до этого украинскими танками) и обновленных на скорую руку парков пошел стремительный рост «коммуналки» и падение доходов людей. Краматорск славился как центр тяжелого машиностроения Украины. На одном только градообразующем НКМЗ (Новокраматорский машиностроительный завод. — Ред.) когда-то трудились 30 000 человек. Сейчас осталось 8000 и грядут новые сокращения. Остальные предприятия рушатся и закрываются. На СКМЗ (Старокраматорском машиностроительном заводе. — Ред.), знаменитом на весь мир, теперь в пустых цехах (все оборудование вывезли) будут делать покрытие для футбольных полей. Вдумайтесь! Это заводы с космической историей. Молодежь стремится город покинуть из-за низкого уровня жизни, культуры и образования. Витрина для той стороны? Не думаю.

2014 год, Снежное. Пленные украинские бойцы разбирают завалы после артобстрела.

— А в идеологическом смысле Украины не стало слишком много, если сравнить с довоенными временами?

— Цензурно об этом говорить не получится! Ситуация такая: организованное меньшинство пытается диктовать растерянному большинству свои правила, загоняя людей в угол. Факельным шествиям и воспеваниям Бандеры предаются сладострастно одни и те же. С этим похабным «патриотизмом» приходится мириться, сцепив зубы и сжав кулаки. Ведь их даже сопровождает и охраняет полиция. А несогласные с этим — вне закона. Но самое тяжелое — искоренение русского языка. Не только на государственном уровне, теперь это и в быту. Больше всего страдают дети, потому что из русскоговорящей семьи утром они выходят в день, полный «чудес». Чего стоят их запуганные учителя, на которых за разъяснения на русском на уроке могут пожаловаться родители-активисты. Большим облегчением для продавцов в магазине служит фраза: «Вы можете говорить со мной на русском». Пока еще можно. Так всем хоть на миг становится легче.

Бои на улицах Славянска

«ШУТ НЕ МОЖЕТ СТАТЬ КОРОЛЕМ»

— Как в Донбассе воспринимают Зеленского, который обещал мир?

— Слышали, что в Киеве уже предложили отказаться от слова «Донбасс», как от «российского названия»? Как до такого можно было додуматься? Это как в сказке «Чиполлино» — возможно, запретят слова на определенные буквы, красный цвет и сирень «Огни Донбасса». Стоит невыполнимая пока задача — перерезать нашему региону пуповину с Россией, выкорчевать все и перепахать. А сажать-то нечего, дурьи головы!

Я хорошо помню приезд Зеленского с концертом «Квартала 95» в августе 2014-го на аэродром, где базировалось ВСУ и его «низкий поклон» мужикам, которые защищают Украину «от всяких мразей». В это время у меня по подвалам в Донецке неделями пряталась родня, потеряв в итоге все, что было накоплено в жизни. Шут не может стать королем.

Ополченцы Славянска отражают атаку украинских сил.

— А если сравнить с предыдущим президентом?

— В Донецкой и Луганской областях голосование на выборах 2014 года было ограничено — Краматорск, Славянск и близлежащие села не голосовали совсем. Порошенко мы себе в президенты не выбирали. В первые же месяцы за ним плотно прикрепился титул «Кровавый». И если его на тот момент проклинал в основном юго-восток Украины, то Зеленский добился того, что его проклинает вся страна. И за такой короткий срок! Зеленский, который обещал стать «приговором» для Порошенко, сам превратился в Порошенко-2. Безвольная игрушка в руках США и спущенных им же с цепи националистов, которых он боится до одури.

Читайте так же:
Как называют джинсы с завышенной талией широкие

А Зеленского у нас активно поддержали на выборах по трем причинам — против Порошенко, за обещанный мир и просто потому, что устали. От ненависти, потерь, блокпостов, обысков, посадок, пыток и неизвестности. Но вопреки его обещаниям, люди продолжают гибнуть, а народ — страдать. Остановите любого на улице и спросите — чего больше всего хочешь? Ответят — мира любой ценой! Ведь не было и слабых попыток его вернуть. А люди здесь, в Донбассе, понимают — никакое процветание Украины невозможно без восстановления добрых связей с Россией.

Украинский вертолет разбрасывает листовки над Славянском.

«ПРИВЫКНУТЬ К ВОЙНЕ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ»

— На днях в Верховной раде подсмотрели переписку в телефоне депутата из правящей партии «Слуга народа». Она писала: «Надо валить из этой страны». Не было такого желания за эти семь лет?

— Тут главное слово — «этой». Власти сами, своими руками «народных слуг» и сделали нашу страну «этой». Непригодной для нормальной жизни. Планета Шелезяка, которой управляет «ржавый фельдмаршал», если по Булычеву. «Україна, в яку повертаються» — тезис Зеленского, который треплет мусорный ветер на забытом билборде по дороге на КПП «Марьинка» в сторону Донецка.

Министр Украины по реинтеграции Алексей Резников скромно подсчитал, что на разминирование Донбасса уйдет 30 лет. А сколько надо десятилетий, чтобы разминировать души и сердца?

Желание уехать было, не скрою. И выезжали — в минуты отчаяния и острой опасности. В основном в Крым, материковую Россию, Белоруссию или в Европу, если позволяли средства. Но когда ты где-то там, а тебе отсюда из погреба под обстрелом пишут СМС родители с просьбой не беспокоиться, но ты знаешь, что при этом твой, казалось бы, мужественный отец беззвучно плачет, — опускаются руки, и ты возвращаешься. Ведь кто-то же должен тут остаться. Все это не про вышеупомянутую даму, им таких чувств не понять.

— За эти семь лет, наверное, привыкли к постоянному ожиданию войны. Сейчас ее дыхание ощутимо? В Донецке некоторые говорят: «Да поскорей бы, чтобы уже погнать украинцев до самого Киева». Что об этом думают на подконтрольной Украине территориях?

— Привыкнуть не получилось. Краматорск в 70 километрах от фронта. Предчувствие войны поселилось в каждом доме Донбасса, что по ту, что по другую сторону. Коснулось каждого. Да, по-разному. Но никто к этому не был готов. Восьмой год ни войны, ни мира. При Зеленском все только усугубилось. И даже это обострение похоже на его наполеоновские планы. Танки к фронту везут эшелонами — это же никаким хоть мало-мальским соблюдением Минских соглашений не пахнет! Нет диалога. И, судя по всему, не будет.

А к действиям России в подконтрольной Украине части Донбасса относятся неоднозначно. От любви до ненависти, от поддержки до полного неодобрения. Но можно сказать одно — люди тут продолжают видеть в России большого брата, самого сильного в семье. Семья развалилась, но чувство плеча осталось. Всем хотелось бы увидеть замирение братьев, увидеть собственными глазами. Люди устали.

*Настоящая фамилия жительницы Краматорска изменена ради ее безопасности.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО "ИД "Комсомольская правда". ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Воронцовский дворец (г.Алупка, Крым): карта, фото, описание

(Государственный дворцово-парковый музей-заповедник в г. Алупке)

все   Фото (9)

Воронцовский дворец. Львы при входе

.   Карта

РасположениеГород Алупка, Территория Ялтинского горсовета, Автономная республика Крым
Время строительства В данное время1828 г. – 1848 г. музей
АдресДворцовое шоссе, 10
Материал Состояниекладка хорошее
Стильромантизм
Статус Охранный номерпамятник архитектуры национального значения 1215
АрхитекторФранс Боффо, Томас Гаррисон, Эдвард Блор
Типисторический музей, музей мебели и интерьеров, художественный музей, галлерея
Доступплатный
Телефон(ы)+38 (0654) 72-22-81
+38 (0654) 72-29-51 Показать
Количество экспонатов25 000
Посетили1 пользователь

Усадьба Воронцовский дворец — памятник архитектуры, поражает своей неповторимостью и яркостью, расположенный в городе Алупка, у подножия горы Ай-Петри (Крым). Решение генерал-губернатора Новороссийского края графа Воронцова начать строительство замка было вызвано желанием иметь летнюю резиденцию на берегу моря.

Строительство Дворца началось с проведения работ на южном склоне. Строительством занимались знаменитые архитекторы Франц Боффо и Томас Харрисон, однако сами строительные работы в основном выполняли крепостные из Владимирской и Московской губерний, которые в совершенстве владели искусством возведения и рельефной обработки камня. Впоследствии работы начал координировать королевский архитектор Британии Эдвард Блор, который и был главным разработчиком проекта дворца, хотя и не приезжал в Крым. На разработку проекта Воронцовского дворца Еварду Блору понадобился год.

Дворец построен в стиле поздней готики и романтизма начала 19 века. В стиле классицизма, модном в те времена, построен лишь Чайный домик в Нижнем парке. В строительстве Воронцовского дворца использовался местный камень вулканического происхождения, который известен под названием «серый диабаз», этот камень славится тем, что он в несколько раз прочнее гранита, хоть и очень хрупкий. Диабазовые скалы также послужили фундаментом для дворца. В строительстве использовался специальный раствор, с помощью которого скреплялись глыбы диабаза, и именно благодаря этому чудо-раствору Воронцовский дворец уцелел после чрезвычайно мощного землетрясения в 1927 году. Все строительные работы были проведены вручную, талантливыми мастерами, в распоряжении которых были лишь примитивные инструменты и собственные умения.

Читайте так же:
Как ушить джинсы в бедрах

Дворец представляет собой комплекс одно — и двухэтажных зданий, расположенных с востока на запад и состоит из пяти корпусов. На юге расположены парадная лестница, с обеих сторон которой размещены фигуры шести львов из белого мрамора, благодаря чему названа эта терраса «Львиной». В глубокой нише южного фасада, выполненной в мавританском стиле, видно надпись на арабском языке, которая в переводе звучит так: «Нет победителя кроме Аллаха». Дворец имеет двое ворот: западные и восточные. Главными воротами считалась западные, она больших размеров, но несколько проигрывают по своих эстетических качествах восточным воротам, меньшим по размерам. С северной стороны дворца открывается замечательный вид на гору Ай-Петри.

Строительство Воронцовского дворца началось 1828 году и было завершено лишь к 1848 году. Первым был возведен Столовый корпус, впоследствии Центральный и Гостевой, а завершилось строительство Библиотечным корпусом.

Дворец графа Воронцова является уникальным еще и тем, что вокруг него расположен прекрасный парк — памятник садово-паркового искусства, с великолепными скульптурами и фонтанами. Территория на которой расположены дворец и парк, холмиста, что позволило архитекторам и садоводам, которые работали здесь, выгодно использовать этот ландшафт для создания истинного шедевра ландшафтной архитектуры. Находясь на территории парка складывается впечатление, что дворец является неотъемлемой частью окружающей природы и величественной горы Ай-Петри.

Парк вокруг Дворца разделен на Верхний и Нижний. В Верхнем парке расположены природные композиции: Малый и Большой каменный хаос, Лебединое, Зеркальное и Форельное озера, Оливковая поляна, Солнечная поляна, и фонтан «Трильби», особую гармонию создают лебеди, которые также являются обитателями парка. Дворцовый парк создавался не один год, он насчитывает более двухсот экзотических деревьев и кустов, здесь можно увидеть величественные кипарисы, пальмы и лавры и другие редкие деревья. На территории возле дворца расположены скульптуры мраморных львов, изготовленные скульптором из Италии Джованни Бонанни, и разнообразные фонтаны, вызывающие романтические настроения.

Дворец состоит из ста пятидесяти комнат, каждая из которых имеет свою уникальную отделку и предметы интерьера, мебель, часы, зеркала, люстры мастеров из разных стран, выполненные в различных техниках.

Стены парадного вестибюля украшены портретами аристократической снятии, среди которых портрет А. В. Браницкой, выполненный художником Ричардом Бромптоном и является едва ли не единственной работой этого знаменитого художника, сохранившейся на Украине. Также во дворце Воронцова содержится целая коллекция полотен известных художников Голландии, Франции, Италии, в частности Карло Маратти, Уильяма Хогарта, К. Нетшера, П. Снеерса, Джорджа Доу и других.

Парадная столовая Графского дворца содержит балкон, на котором размещались музыканты, которые и сопровождали обеды замечательной музыкой. Также столовая оборудована камином и редкими коллекциями фарфора и хрусталя, ну и конечно величественными полотнами. Особое внимание в интерьере дворца привлекают две большие шестидесятисантиметровые вазы, изготовленные Императорским фарфоровым заводом, находящимся в Петербурге. Они смонтированы из нескольких отдельных частей и украшены реалистичными морскими пейзажами. Изумление также вызывают соломенные обои с вышивками выполненными цветными нитками, в стиле эпохи классицизма, они чуть ли не единственные в своем роде их сохранившихся на Украине.

Библиотечный корпус, строительство которого было завершено последним, содержал действительно ценную коллекцию книг, которая насчитывала свыше двадцати пяти тысяч томов, но к сожалению в 1917 году она была вывезена за пределы Украины и сейчас хранится в России.

Изюминкой Воронцовского дворца является Зимний сад. Он расположен между Голубой и Парадной столовыми и производит неизгладимое впечатление на посетителей музея. В нем расположено невероятно большое количество копий античных скульптур и портретов династии Воронцовых. Также Зимний сад содержит много изделий из мрамора. Сначала он был открытым, но впоследствии его застеклили. Зимний сад знаменит также множеством редких тропических растений, которые были доставлены из разных уголков мира.

Воронцовский дворец в Алупке стал парадной резиденцией для трех поколений знатного рода Воронцовых, здесь проводились блестящие приемы и балы, он был центром культурной жизни Крыма. Но после 1917 года, Воронцовы вынуждены были покинуть дворец и эмигрировать за границу. По последним данным, потомки славного рода сейчас живут в Соединенных Штатах Америки.

В 1921 году Воронцовский дворец превращен в музей, он был единственным на то время на Южном берегу Крыма, поэтому сюда свозили картины, мебель, посуду из других дворцов. Однако, после захвата Крыма немцами дворец был ограблен. Вывезено большую часть произведений искусства и лишь часть из них впоследствии удалось вернуть. Сам дворец уцелел благодаря Фельдмаршалу Манштейну, которому Гитлер во время войны подарил дворец. И только в 1956 году работу музея было восстановлено.

На сегодняшний день коллекция Вороноцовского дворца состоит из двадцати пяти тысяч музейных экспонатов к которым относятся художественные мебель, изделия из фарфора и бронзы, произведения скульптуры и живописи.

Оригинальная планировка Воронцовского дворца в Алупке, интересное сочетание куполов, зубцов, резных карнизов, шпилей, арок и балконов создают атмосферу гармонии и величия. Интересные стилевые решения, удачное сочетание различных стилей и форм, мастерство, с которым выложены стены — все это не может оставить равнодушным ни одного из посетителей дворца. Он и сегодня привлекает туристов великолепием своих интерьеров и красотой архитектуры. Его величие вызывает неподдельное восхищение мастерами, архитекторами, которые были настоящими знатоками и ценителями прекрасного. Сегодня дворец привлекает не только туристов, но и режиссеров, художников, которые в своих произведениях пытаются увековечить эту красоту. В частности здесь сняты известные кинематографические картины, такие как: «Небесные ласточки», «Сафо», «Женитьба Фигаро» и другие. Дворец, наряду с Ливадийским и Кузнецовским дворцами, Ласточкиным гнездом, принадлежит к числу известнейших усадеб Крыма.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector