Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Жизнь и воротник главные герои

жизнь и воротник главные герои

Ответ от Валерия Гречко[гуру]
Образ Олечки
"Характер имела тихий, застенчтвый, на глаза не лезла, мужа любила переданно, довольствовалась скромной жизнью ". (Тэффи) Именно этими словами автор произведения описывает характер героинии Олечки Розовой, до появления воротничка. Она была женщина честная, подрядочная, особо не нуждалась в изысках. Однако Олечка, как самая настоящая женщина не смогла устоять при виде хорошенькой, хоть и немного распутной вещицы, которая вскоре изменила ее жизнь. Можно ли сказать что с появлением воротника изменилась сама героиня? Да, " Она обстригла волосы, стала курить и громко хохотала, если слышала какую — нибудь двусмысленность".(Тэффи) Но, ведь это не она такая, воротник такой. Воротник стал управлять ее жизнью, а она как человек бесхарактерный и слабый просто поддалась. Героиня была собой , "на душе у нее было беспокойно и жутко" Она просто жила не свою жизнь .
(Горюнова Мария)
В начале рассказа Теффи описывала Олечку Розову как скромную и застенчивую натуру. Она была почти идеалом жены и воплощением скромности. Мы даже нарисовали картину этого образа. И читатель не мог бы и вообразить об изменчивости ее характера. Приобретая столь небольшую вещицу, Олечка и не догадывалась какие большие перемены в ее жизни она совершит. Встреча с воротником очень изменила Ольгу. Что-то неизвестное сподвигло на его покупку. С тех пор в героине боролись две сущности — Олечкина и воротничка. Но изменилась ли Олечка? Тэффи описывает ее внешние изменения. Но изменилась ли она душой? Героиня чувствовали угрызения совести, решилась рассказать все мужу, мучилась. Все это было сущностью честного, скромного, застенчивого человека. Слабохарактерность, нерешительность Олечки губили ее и делали слабой в борьбе с воротничком. И боролась ли она с ним вообще? Воротник играл ей как куклой. И для меня она погибла в душе.
(Черниченко Екатерина)
Олечка Розова занимает центральное место среди персонажей рассказа «Воротник». Это скромная, молодая, честная женщина, три года находящаяся в браке с честным человеком. В их маленькой семье работает муж, Олечка ведёт домашнее хозяйство и распоряжается семейным бюджетом. У них ещё нет детей, но есть Олечкина бабушка и множество знакомых, у которых можно занять денег.
Автор назвала главную героиню Олечка, и это характеризует её как мягкое, нежное, воздушное создание, скорее всего прелестной внешности с хорошей фигурой про которую говорят «прелесть какая дурочка». Именно эти ощущения навевает имя Олечка. Если бы автор назвала её, например, Ольга, то перед глазами у нас возникла бы строгая, подтянутая, целеустремленная и умная девушка, четко знающая, чего она хочет от жизни. Но, к сожалению, наша героиня совсем не такая.
Я представляю Олечку светловолосой, невысокого роста, очень симпатичной, улыбчивой девушкой. Она следит за модой, но в начале рассказа одевается скромно, неброско, в соответствии со статусом и доходом своего мужа, то есть особо не выделяется из толпы. Однако после покупки модного воротника её образ жизни как будто переворачивается с ног на голову. Олечка начинает транжирить сначала свои деньги, потом закладывает драгоценности и серебро, а затем занимает деньги у родственников и знакомых. Она покупает новую модную одежду, обувь, делает стрижку и даже начинает курить. Она бросает вызов устоям того времени и внешне превращается в этакую «модную штучку» по имени Ольга, но в душе продолжает оставаться той же тихой, серой мышкой Олечкой. Соответственно её воспринимают и окружающие – муж, который, день и ночь пропадает на работе, не сразу замечает все метаморфозы, происходящие с его женой, и продолжает считать её своей любимой, тихой, скромной женой. Он даже не поверил ей, когда она рассказала ему о воротничке, посчитал это не слишком удачной

Н.А. Тэффи. "Жизнь и воротник"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Путинина Наталья Николаевна

Урок литературы в 8 классе по рассказу Н.А. Тэффи «Жизнь и воротник» с использованием ЭОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
tekst_rasskaza_zhizn_i_vorotnik.docx16.35 КБ
Презентация к уроку1.28 МБ
урок литературы в 8 классе по программе Коровиной. А.Н. Тэффи. "Жизнь и воротник"1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Жизнь и воротник

Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит ее и перевернет всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти.
Олечка Розова три года была честной женой честного человека. Характер имела тихий, застенчивый, на глаза не лезла, мужа любила преданно, довольствовалась скромной жизнью.
Но вот как-то пошла она в Гостиный двор и, разглядывая витрину мануфактурного магазина, увидела крахмальный дамский воротник, с продернутой в него желтой ленточкой.
Как женщина честная, она сначала подумала: "Еще что выдумали!" Затем зашла и купила.
Примерила дома перед зеркалом. Оказалось, что если желтую ленточку завязать не спереди, а сбоку, то получится нечто такое, необъяснимое, что, однако, скорее хорошо, чем дурно.
Но воротничок потребовал новую кофточку. Из старых ни одна к нему не подходила.
Олечка мучилась всю ночь, а утром пошла в Гостиный двор и купила кофточку из хозяйственных денег. Примерила все вместе. Было хорошо, но юбка портила весь стиль. Воротник ясно и определенно требовал круглую юбку с глубокими складками.
Свободных денег больше не было. Но не останавливаться же на полпути?
Олечка заложила серебро и браслетку. На душе у нее было беспокойно и жутко, и, когда воротничок потребовал новых башмаков, она легла в постель и проплакала весь вечер.
На другой день она ходила без часов, но в тех башмаках, которые заказал воротничок.
Вечером, бледная и смущенная, она, заикаясь, говорила своей бабушке:
– Я забежала только на минутку. Муж очень болен. Ему доктор велел каждый день натираться коньяком, а это так дорого.
Бабушка была добрая, и на следующее же утро Олечка смогла купить себе шляпу, пояс и перчатки, подходящие к характеру воротничка.
Следующие дни были еще тяжелее.
Она бегала по всем родным и знакомым, лгала и выклянчивала деньги, а потом купила безобразный полосатый диван, от которого тошнило и ее, и честного мужа, и старую вороватую кухарку, но которого уже несколько дней настойчиво требовал воротничок.
Она стала вести странную жизнь. Не свою. Воротничковую жизнь. А воротничок был какого-то неясного, путаного стиля, и Олечка, угождая ему, совсем сбилась с толку.
– Если ты английский и требуешь, чтоб я ела сою, то зачем же на тебе желтый бант? Зачем это распутство, которого я не могу понять и которое толкает меня по наклонной плоскости?
Как существо слабое и бесхарактерное, она скоро опустила руки и поплыла по течению, которым ловко управлял подлый воротник.
Она обстригла волосы, стала курить и громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность.
Где-то, в глубине души, еще теплилось в ней сознание всего ужаса ее положения, и иногда, по ночам или даже днем, когда воротничок стирался, она рыдала и молилась, но не находила выхода.
Раз даже она решилась открыть все мужу, но честный малый подумал, что она просто глупо пошутила, и, желая польстить, долго хохотал.
Так дело шло все хуже и хуже.
Вы спросите, почему не догадалась она просто-напросто вышвырнуть за окно крахмальную дрянь?
Она не могла. Это не странно. Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми, И не променяют они эту сладкую муку на здоровое спокойствие – ни за что на свете.
Итак, Олечка слабела все больше и больше в этой борьбе, а воротник укреплялся и властвовал.
Однажды ее пригласили на вечер.
Прежде она нигде не бывала, но теперь воротник напялился на ее шею и поехал в гости. Там он вел себя развязно до неприличия и вертел ее головой направо и налево.
За ужином студент, Олечкин сосед, пожал ей под столом ногу.
Олечка вся вспыхнула от негодования, но воротник за нее ответил:
– Только-то?
Олечка со стыдом и ужасом слушала и думала:
– Господи! Куда я попала?!
После ужина студент вызвался проводить ее домой. Воротник поблагодарил и радостно согласился прежде, чем Олечка успела сообразить, в чем дело.
Едва сели на извозчика, как студент зашептал страстно:
– Моя дорогая!
А воротник пошло захихикал в ответ.
Тогда студент обнял Олечку и поцеловал прямо в губы. Усы у него были мокрые, и весь поцелуй дышал маринованной корюшкой, которую подавали за ужином.
Олечка чуть не заплакала от стыда и обиды, а воротник ухарски повернул ее голову и снова хихикнул:
– Только-то?
Потом студент с воротником поехали в ресторан, слушать румын. Пошли в кабинет.
– Да ведь здесь нет никакой музыки! – возмущалась Олечка.
Но студент с воротником не обращали на нее никакого внимания. Они пили ликер, говорили пошлости и целовались.
Вернулась Олечка домой уже утром. Двери ей открыл сам честный муж.
Он был бледен и держал в руках ломбардные квитанции, вытащенные из Олечкиного стола.
– Где ты была? Я не спал всю ночь! Где ты была?
Вся душа у нее дрожала, но воротник ловко вел свою линию.
– Где была? Со студентом болталась!
Честный муж пошатнулся.
– Оля! Олечка! Что с тобой! Скажи, зачем ты закладывала вещи? Зачем занимала у Сатовых и у Яниных? Куда ты девала деньги?
– Деньги? Профукала!
И, заложив руки в карманы, она громко свистнула, чего прежде никогда не умела. Да и знала ли она это дурацкое слово – "профукала"? Она ли это сказала?
Честный муж бросил ее и перевелся в другой город.
Но что горше всего, так это то, что на другой же день после его отъезда воротник потерялся в стирке.
Кроткая Олечка служит в банке.
Она так скромна, что краснеет даже при слове "омнибус", потому что оно похоже на "обнимусь".
– А где воротник? – спросите вы.
– А я-то почем знаю, – отвечу я. – Он отдан был прачке, с нее и спрашивайте.
Эх, жизнь!

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ЖИЗНЬ И ВОРОТНИК Н. А. Тэффи

Две вещи меня поражают: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас. Кант. Человек без принципов и воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса, он меняет своё направление с каждой переменой ветра. Смайлс Самюэл .

ПЛАН 1. Основные литературоведческие понятия. 2. Проверка домашнего задания. 3. Словарная работа. 4. Актуализация текста (беседа и заполнение таблицы по ходу чтения рассказа). 5. Работа в группах по предложенным учителем вопросам-заданиям. 6. Обсуждение работы групп. 7. Выполнение контрольных заданий 8.Обобщение и выводы по рассказу.

Приобретения Олечки Розовой и ее поведение Потери Моральное состояние героини Воротничок Деньги, заработанные мужем «Еще что выдумали!» Кофточка Деньги, отложенные на хозяйственные нужды Олечка мучилась всю ночь Юбка Серебро, браслет На душе у нее было беспокойно и жутко Башмаки Часы легла в постель и проплакала весь вечер Шляпа, пояс, перчатки Деньги, занятые у бабушки обманным путем. бледная и смущенная, она, заикаясь, говорила Диван Деньги, выклянченные у родных и знакомых обманным путем. от которого тошнило и ее, и честного мужа, и старую вороватую кухарку Распутный образ жизни Деньги, полученные из ломбарда от заложенных вещей опустила руки и поплыла по течению: обстригла волосы, стала курить, громко хохотать, изменила мужу

Проблемы текста: • проблема выбора жизненной позиции: может ли «воротничковая дрянь» одержать верх над жизнью и повернуть ее в свое русло, или наоборот – жизнь подняться над «желтой удавкой»? • проблема семейных ценностей. Важны ли любовь и взаимопонимание между супругами? • проблема ответственности человека за свои поступки. Так ли уж силен человек, так ли уж властен над предметами, ситуациями, над самим собой, или все – таки может «самая невзрачная вещица» втереться в жизнь, закрутить и перевернуть ее?

История жизни Олечки Розовой – художественное доказательство позиции автора. Иногда человек оказывается слишком слаб, чтобы противостоять судьбе, течению моды, собственным соблазнам. Но противостоять надо! Иначе жизнь закрутит, пережуёт и выбросит. «Прививка» от «воротничковой болезни» – сила воли, ответственность человека за свои поступки.

Тема урока: «Нравственные проблемы рассказа Н.А. Тэффи «Жизнь и воротник» После этого урока я ….

Вывод Несмотря на иронию и даже сарказм, автор сочувствует Олечке , пытается вытянуть ее из омута, верит в ее возвращение к честной жизни. Ведь она понимает свою вину. Ее «пример – другим наука»! Думая, как поступить, не забывайте о «звездном небе над нами» и, главное, помните о «нравственном законе внутри нас».

Краткое содержание рассказа «Жизнь и воротник» Н. А. Тэффи

Рассказ «Жизнь и воротник» Тэффи был опубликован в сборнике «Тонкая психология», собравший в себя произведения 1904–1911 годов. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Жизнь и воротник», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. В рассказе тонко и иронично показано губительное влияние вещей на поведение человека, его зависимость от комфорта и условностей.

Основные персонажи рассказа

  • Олечка Розова – скромная, застенчивая, слабохарактерная девушка.
  • Супруг Олечки – честный, любящий мужчина.
  • Бабушка Олечки – добрая, отзывчивая старушка.
  • Студент – наглый, развязный юноша.

Тэффи «Жизнь и воротник» очень кратко

Краткое содержание «Жизнь и воротник» Тэффи для читательского дневника:

Олечка Розова три года замужем и все в ее тихой, скромной жизни хорошо. Но однажды в витрине магазина она видит воротничок с желтой ленточкой, не то чтобы он ей понравился, но она все же покупает его.

Это покупка становится роковой. Воротник потребовал новую одежду, которой не было у скромной Оленьки. Она врала и занимала у всех, покупая новые и новые вещи.

Однажды она пошла на бал, естественно, с воротником. Там она стала флиртовать со студентом. Воротник полностью овладевает ей, и она даже изменят мужу.

Вернулась домой Оля под утро, где на пороге её ждал верный муж. Она ему нахамила, и честный муж ее бросил и переехал в другой город. Воротник теряется у прачки, и Олечка вновь становится собой. Кроткая Оля стала служить в банке, но сделанных ошибок не исправить.

Это интересно: В рассказе «Беззащитное существо» Чехов с грустной иронией показывает, как энергетический вампир, найдя подходящую жертву, способен лишить его не только душевных, но и физических сил. И беззащитным здесь является вовсе не визжащая женщина, а люди, попавшие в радиус воздействия этой особы. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Беззащитное существо» для читательского дневника.

Сжатый пересказ «Жизни и воротника»

Тэффи «Жизнь и воротник» краткое содержание:

Олечка Розова замужем за человеком чести. Она была тихой, любящей и скромной женой. Но все поменялось в один миг, после того, как она купила женский беленький накрахмаленный воротник с желтой лентой, продетой сквозь него.

Олечка захотела перемен и поняла, что этого требует белый воротник. Она подумала, что нужно срочно обновить свой гардероб, потому что воротничок совершенно не смотрится на старых вещах. Олечка решила купить башмачки, платье, легкий шарфик, юбочку, кофточку и поясок. Но на этом женщина не остановилась.

Она приобрела новый диван, который, как ей показалось, больше подходит под ее красивый воротничок. Позже посмотрев на полосатый диван, они с мужем поняли, что он совершенно не смотрится и даже раздражает их.

Дальше у Олечки появились новые привычки. Она изменила прическу, стала курить и совершенно безобразно вести себя. Розова громко хохотала над неприличными шутками и остротами. Глубоко в душе, она начала понимать, что ее жизнью руководит беленький воротничок. Когда воротник был в стирке, Ольга громко рыдала и ничего не могла поделать.

Постепенно у женщины закончились деньги. Ей пришлось отнести все свои драгоценности в ломбард. Потом закончились и эти деньги. Она стала брать товары в долг и обманывать людей. Как-то раз Оленька обманула пожилую женщину, сказав ей, что деньги ей нужны, чтобы вылечить мужа.

В конце концов, Олечка решила поделиться своим несчастьем с мужем, но муж просто посмеялся над переживаниями жены. Продать воротничок женщина тоже не смогла.

Эта история завершилась очень печально. Именно беленький воротничок заставил Олечку, находясь в гостях, отдаться молодому студенту. Когда она вернулась домой, разъяренный муж встретил ее, держа в руках квитанции из ломбарда. Муж оставил Олечку и уехал жить в другой город. А злосчастный воротник потерялся при стирке.

Читайте также: Рассказ «Судьба человека» повествует о жизни солдата Великой Отечественной Войны, Андрее Соколове. Вы можете прочитать краткое содержание «Судьба человека» Шолохова, чтобы ознакомиться с самыми важными эпизодами рассказа.

Сюжет «Жизни и воротника» с цитатами

Краткое содержание Тэффи «Жизнь и воротник» с цитатами из произведения:

В течение трех лет скромная, застенчивая Олечка Розова «была честной женой честного человека». Она довольствовалась малым, и считала себя счастливым человеком.

Размеренная, привычная жизнь девушки закончилась в тот миг, когда ей на глаза попался кокетливый «дамский воротник, с продернутой в него жёлтой ленточкой». Не выдержав соблазна, Олечка купила его, но вскоре поняла, что модная вещица настоятельно требует полного обновления гардероба.

Так Олечка была вынуждена потратить все хозяйственные деньги, а после – влезть в большие долги и заложить собственные украшения, чтобы стать обладательницей новой блузки, юбки «с глубокими складками», башмаков, шляпки, пояса и перчаток.

Чтобы полностью соответствовать капризному и требовательному воротничку, Олечка «бегала по всем родным и знакомым, лгала и выклянчивала деньги», и даже обманула свою бабушку, которая по доброте душевной отдала ей все деньги.

Покончив с обновлением гардероба, Олечка «купила безобразный полосатый диван», который не нравился ни ей, ни мужу, но этой покупки требовал все тот же злополучный воротничок.

Дальше – больше. Поведение Олечки стало меняться на глазах – «она обстригла волосы, стала курить и громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность». Где-то в глубине души она понимала, что поступает неправильно, но, будучи слабой и бесхарактерной, девушка «опустила руки и поплыла по течению».

Однажды Олечку «пригласили на вечер», где она вела себя крайне вызывающе. Ответив на недвусмысленные заигрывания студента, она провела с ним всю ночь, внутренне негодуя, но не смея противостоять воротничку.

Утром Олечку встретил взволнованный муж, который «держал в руках ломбардные квитанции, вытащенные из Олечкиного стола». Без тени смущения она призналась в измене и своих огромных тратах.

Так закончилась семейная жизнь Олечки – «честный муж бросил ее и перевелся в другой город». Вскоре злополучный воротничок был утерян, а девушка стала все той же скромной и застенчивой служащей банка, которая «краснеет даже при слове «омнибус», потому что оно похоже на «обнимусь».

Это интересно: Рассказ «Свои и Чужие» Надежда Тэффи написала в 1913 году. В рассказе автор говорит о повседневных вещах, об обыденной жизни, перед нами появляются узнаваемые ситуации, которые были с каждым из нас. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Свои и чужие» для подготовки к уроку литературы: Тэффи в произведении размышляет о том, чем различаются свои и чужие, близкие люди и те, кто находится в разряде «знакомые».

Видео краткое содержание Жизнь и воротник Тэффи

В своем рассказе писательница высмеивает пошлость, обывательщину, мещанство, которые способны разложить даже самые чистые и невинные души.

Тэффи жизнь воротник главные герои

Цели: развивать умение понимать юмор и сатиру в художественном произведении; развивать навыки выразительного чтения, пересказа, анализа текста.

Методические приемы: пересказ текста, комментарии учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы анализа текста.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Пересказ, выразительное чтение отрывков «Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом»».

II. Рассказ учителя о Тэффи (или сообщение ученика)

Н.А. Тэффи не любила рассказывать о себе и на настойчивые расспросы всегда отвечала шуткой. А шутить Тэффи умела, хлесткие, «не в бровь, а в глаз», остроты ее гуляли по всему Петербургу. Популярность этой женщины была столь велика, что выпускали духи и конфеты «Тэффи».

В ее семье хорошо знали и любили литературу. Отец Тэффи, известный адвокат А.В. Лохвицкий, был прекрасным оратором. Именно от него унаследовала Надежда Александровна любовь к острому словцу, которое подхватывали затем все окружающие.

В литературу Тэффи вступила тоже со стихами, которые часто пела под гитару (позже А. Вертинский некоторые из них включил в свой репертуар), но известность ей принесли фельетоны и юмористические рассказы.

Разносторонне талантливая, Тэффи печатается в ведущих сатирических журналах. Вскоре молодого автора приглашают сотрудничать в популярный еженедельник «Сатирикон». Своеобразным девизом Тэффи в те годы были слова Спинозы «Смех есть радость, а посему сам по себе — благо», которые она взяла эпиграфом к своей первой книге «Юмористические рассказы» (1910). Ее считали «самой занимательной и смешной» писательницей. И в длинную дорогу непременно брали томик ее рассказов. Но самые чуткие читатели почувствовали в ее рассказах и грустную ноту. Поэт Саша Черный писал; «. Аполлон сжалился и послал нам Тэффи. Не «женщину-писательницу», а писателя большого, глубокого и своеобразного».

III. Беседа по рассказу Тэффи «Жизнь и воротник»

Опираемся на вопросы учебника (с. 164).

Дополнительные вопросы:

— Каков основной художественный прием в рассказе Тэффи? Какие произведения построены на таком же приеме? (Основной художественный прием в рассказе Тэффи — олицетворение. Рассказ построен на одушевлении неодушевленного предмета, который не просто действует самостоятельно, а управляет жизнью своего владельца. Подобное «активное» поведение предметов встречается у Н.В. Гоголя («Нос»), М.А. Осоргина («Пенсне»), И.С. Шмелева («Как я стал писателем»). Вспомним также сказку Андерсена «Тень» и драму Шварца по мотивам этой сказки с тем же названием.)

— Как, по-вашему, рассказ Тэффи юмористический или сатирический? (В рассказе есть и юмор, и сатира. Автор сатирически изображает героиню, Олечку Розову, а в ее лице всех безалаберных, бесхарактерных, инфантильных, лживых, пустых, пошлых, паразитирующих на других людях эгоистов. Такие люди «страдают», сами себе кажутся несчастными и несправедливо обиженными. Причем люди, подобные Олечке, всегда обвиняют в своих неблаговидных поступках кого угодно, но только не самих себя. В рассказе Тэффи ситуация доводится до абсурда: обвиняется неодушевленный предмет — «подлый воротник».)

IV. Знакомство с писателем по материалам воспоминаний.

Рассказ учителя о М. Зощенко (или сообщение ученика)

Алексей Ремизов: «. Берегите Зощенко. Это наш, современный Гоголь».

Сергей Есенин: «В нем есть что-то от Чехова и Гоголя. Будущее этого писателя весьма огромно».

Максим Горький: «Отличный язык выработали вы, М(ихаил) М(ихайлович), и замечательно владеете им. Юмор у вас очень «свой». Я высоко ценю вашу работу, поверьте: это не комплимент. Ценю и уверен, что вы напишете весьма крупные вещи. Данные сатирика у вас — налицо, чувство иронии очень острое, и лирика сопровождает его крайне оригинально. Такое соотношение иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого. »

Юрий Олеша: «Всех перекрыл Михаил Михайлович Зощенко. Этот человек, маленький, поджарый и прямой, — чрезвычайно осанистый, несмотря на щуплость, — стал рядом с кафедрой, положил листки, следовательно, сбоку и с выражением почти военного презрения на лице читал свой рассказ. Он читал железным голосом вещь, вызывающую ежесекундные раскаты хохота. Так читаются лозунги, тезисы, воззвания.

Волновался мой дорогой Миша Зощенко, побледнел, даже позеленел как-то.

Слава! Его страшно любит публика. Когда председатель объявил его, выходившие с полпути вернулись. Шумное движение произошло в зале, люди стали пересаживаться ближе. Замечательный, поистине замечательный русский писатель — Зощенко!»

Константин Федин: «Его стараются «снищить», — измельчить, печатают в юмористических журнальчиках, чтобы он, кой грех, не поднялся до высоты большой, общественно важной индивидуальности. А он — явление из ряда вон выходящее, очень значительное. подымающееся до Гоголя. Он — безжалостный сатирик и — может быть — единственный в наши дни писатель с гражданским мужеством и человеческим голосом, без фистулы подобострастия. Мне показалось, что он переживет всех нас, и, вероятно, не ошибаюсь».

Корней Чуковский: «Это был один из самых красивых людей, каких я когда-либо видел. Я считаю его самым замечательным писателем современности. Он постоянно менялся, никогда не застывал на достигнутом, каждая новая книга знаменовала собой новый этап его психического и эмоционального развития».

А вот как относился к Зощенко и его творчеству Сталин:

«Писатели думают, что они политикой не занимаются. Написал человек красиво, и все. А там есть плохие, вредные места, мысли, которые отравляют сознание молодежи. Почему я недолюбливаю людей вроде Зощенко? Потому что они пишут что-то похожее на рвотный порошок. Можем ли мы терпеть на посту руководителей, которые это пропускают в печать. У нас журнал не частное предприятие.

Он не имеет права приспосабливаться к вкусам людей, которые не хотят признавать наш строй. Кто не хочет перестраиваться, например, Зощенко, пускай убирается ко всем чертям.

. Разве этот дурак, балаганный рассказчик, писака Зощенко может воспитывать. »

Эти слова были почти приговором Зощенко, которого на многие годы отлучили от литературы. Но его творчество живо, актуально, любимо читателями.

V. Беседа по рассказу М. Зощенко «История болезни»

Опираемся на вопросы учебника (с. 169).

Дополнительные вопросы:

— Как правильнее назвать рассказ Зощенко — юмористическим или сатирическим? Что высмеивает Зощенко? (Рассказ Зощенко сатирический. Писатель высмеивает наплевательское, бездушное, унижающее человеческое достоинство, не

уважительное, хамское, издевательское отношение к людям. Действие рассказа происходит в больнице, заведении, где больше всего требуется внимание к людям, забота о них. Обслуживающий персонал больницы поступает с точностью «до наоборот», пользуясь своей маленькой властью над больными, слабыми людьми.)

VI. Инсценирование фрагментов рассказа М. Зощенко

«История болезни» (или выразительное чтение по ролям) Домашнее задание

1. Прочитать рассказ Тэффи «Ностальгия» (пособие «Читаем, думаем, спорим. », с. 199-201), ответить на вопросы.

2. Прочитать статью учебника «А.Т. Твардовский» (с. 170-171), ответить на вопросы.

3. Прочитать главы из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

Дополнительный материал

На долю Михаила Михайловича Зощенко (1894-1958) выпала слава, неслыханная для человека литературной профессии. Ему понадобилось всего три-четыре года работы, чтобы в один прекрасный день ощутить себя знаменитым не только в писательских кругах, но и в многомиллионной массе читателей.

Свой первый рассказ Зощенко опубликовал в 1921 году, а уже через десять лет он был автором более пятидесяти книжек, о его творчестве вышла научная монография, и было предпринято издание шеститомного собрания его сочинений.

Зощенко родился в Петербурге, в семье небогатого художника- передвижника. С раннего возраста, а особенно после смерти отца (мальчику было 12 лет), когда мать, страдая от унижения, обивала пороги присутственных мест с просьбой о пособии для своих восьмерых детей, будущий писатель уже хорошо понял, что мир, в котором ему довелось родиться, устроен несправедливо, и при первой возможности отправился этот несправедливый мир изучать. Он еще гимназистом мечтал о писательстве — и вот за невзнос платы его исключили из университета: нужен ли еще более веский предлог для ухода из дома — «в люди»?

.. .Контролер поездов на железнодорожной ветке Кисловодск — Минеральные Воды; в окопах 1914 года — командир взвода, прапорщик, а в канун Февральской революции — командир батальона, раненый, отравленный газами, кавалер пяти боевых орденов штабс-капитан; при Временном правительстве — начальник почты и телеграфа, комендант Главного почтамта в Петрограде, адъютант дружины и секретарь полкового суда в Архангельске; после Октябрьской революции — пограничник в Стрельне, Кронштадте, затем добровольцем пошедший в Красную Армию командир пулеметной команды и полковой адъютант под Нарвой и Ямбургом; после демобилизации (болезнь сердца, порок, приобретенный в результате отравления газами) — агент уголовного розыска в Петрограде, инструктор по кролиководству и куроводству в совхозе Маньково Смоленской губернии, милиционер в Лигове, снова в столице — сапожник, конторщик и помощник бухгалтера в Петроградском военном порту «Новая Голландия». Вот перечень того, кем был и что делал Зощенко, куда бросала его жизнь, прежде чем он сел за писательский стол.

Этот перечень необходим. За сухими строчками зощенковской анкеты проглядывает время, которое до сих пор кем-то считается неповторимо возвышенным и великим, но которое для большинства живших тогда людей было временем небывалых горестей — временем кровавой братоубийственной смуты, голода, тифа и страха перед завтрашним днем.

Зощенко видел этих людей, заглядывал им в глаза. Он хотел узнать, как живет и чем дышит прошедший через вековое рабство его народ — и он это узнал: время услужливо протащило его по окопам двух войн, по завшивевшим весям и городам послереволюционной России и швырнуло на залитые кровью и нечистотами булыжные улицы Петрограда.

Зощенко, воспитанный в интеллигентной дворянской семье и попав в неведомый ему даже по самым правдивым книжкам круговорот жизни, он имел, казалось бы, все шансы быть выброшенным за борт, как это случилось со многими из его среды, окинувшими «тонущий корабль». Но он остался. И даже увидел свое место на этом корабле.

И он не ходил по людям с карандашом. А сами люди, расталкивая друг друга, рвались к нему на карандаш. Эти люди станут героями его рассказов и повестей. Он будет учить их смеяться над самими собой и этим смехом уходить от себя прежних. Но сейчас они были его учителями. И они учили его не уходить, не отворачиваться от «бедного» (так позже Зощенко его назовет) человека.

Этот человек олицетворял собой громадный человеческий пласт тогдашней России. Веками возводимый социальный уклад, из недр которого вышел этот человек. Он с великой охотой и усердием разрушал устои старого общества, но к созиданию в новом человеческом общежитии готов не был. Он не сам пришел в революцию, а просто в один прекрасный день в ней оказался. Но ему было сказано, что это не так. Что он-то и есть тот самый исторический персонаж, который более, чем какой-либо иной нуждаясь в революционном перевороте, этот переворот и совершил. И он поверил. И возомнил о себе Бог знает что. И тем самым поставил себя в смешное, а точнее — в глупое положение.

К началу 20-х годов Зощенко сумел уяснить глубинную суть в характере этого человека и, что особенно для писателя важно, овладел его языком. Этот язык, словно прорвав веками державшую его плотину, затопил тогда вокзалы и площади, присутственные места и рынки, залы для театральных представлений и только что учрежденные коммунальные дома, затопил страну.

Это был неизвестный литературе, а потому не имевший своего правописания язык. Он был груб, неуклюж, бестолков, но — затыкай или не затыкай уши — он существовал. Живой, непридуманный, сам собою сложившийся, пусть скудный по литературным меркам, а все- таки — тоже! — русский язык.

Далеко не каждый даже очень хороший писатель, познавший жизнь простого народа и задавшийся своей целью своим трудом принести ему реальную помощь, способен спуститься с литературных высот и заговорить с людьми, о которых он пишет, на их повседневном, понятном им языке и в той же тональности, в какой говорят они между собой в обыденной для себя обстановке.

По слогам читая зощенковские рассказы, читатель думал, что автор — свой, живущий такой же, как он сам, простой жизнью, незамысловатый человек, каких «в каждом трамвае по десять штук едут». Об этом ему говорило буквально все в сочинениях писателя. И место, где «разворачивалась история» очередного рассказа: кухня, баня, трамвай, — все такое знакомое, свое, житейски привычное. И сама «история»: драка в коммунальной квартире из-за дефицитного ежика, ерунда с бумажными номерками в бане за гривенник, случай на транспорте, когда у пассажира чемодан «сперли» — автор как будто так и торчит за спиной человека, все-то он видит, все-то он знает, но не гордится — вот, мол, я знаю, а ты нет, — и не возносится над окружающими. И главное — «грамотно» пишет, не умничает, «все чисто русские», «натуральные, понятные слова».

Это последнее окончательно успокаивало писателя. В чем другом, а вот тут — взаправду умеет человек по-простому разговаривать или только подлаживается — он всегда разберется. И он разобрался. Зощенко свой, подвоха тут нет. И это было великим литературным достижением Зощенко.

Не сумей он заговорить на языке масс, не знали бы мы сегодня такого писателя.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Джинсы как занизить талию
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector