Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Костюм Древней Греции

Костюм Древней Греции

В VII —I вв. до н. э. в южной части Балканского полуострова расцвела замечательная культура Древней Греции.

Природные условия Греции, ее теплый морской климат, плодородные равнины и горные пастбища, богатые полезными ископаемыми недра земли определили основные занятия и быт древних греков.

Политическое устройство Греции резко отличалось от восточных деспотий древнего мира. Его основы — демократия (управление народного собрания) и рабовладельческий строй. Греческое искусство носило реалистический характер. Сознание ценности и красоты человеческой личности, вера в безграничные творческие способности человека, простота и ясность художественного языка, правдивое отражение действительности — таковы те основные черты, благодаря которым античное искусство имело огромное значение для всей европейской культуры в будущем.

Быт древних греков носил общественный характер. Народные собрания проходили с песнями, танцами, спортивными состязаниями, которые являлись государственной проверкой физического состояния народа. Эти особенности быта и культуры Древней Греции нашли свое глубокое отражение в эстетическом идеале красоты человека и его костюме.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КРАСОТЫ

Так же как и все греческое искусство, античные представления о красоте во многом остаются для нас нормой и образцом для подражания. Впервые в истории человечества в основе эстетического идеала красоты человека лежит гармония духа и тела. Патриотизм, высокое гражданское сознание, развитый умственный кругозор и нравственный багаж должны сочетаться с физической красотой: сильным тренированным телом, пропорциям которого уделяется много внимания в трудах мыслителей, художников и поэтов.

Идеал атлета-гражданина воплощен греческим художником Поликлетом в бронзовой статуе «Дорифор» («Копьеносец»). Скульптор написал теоретический трактат «Канон», в котором изложил свои взгляды на наиболее гармоничные пропорции человеческой фигуры. За единицу измерения была принята длина тела человека, голова составляет одну седьмую ее часть, лицо и кисть руки — одну десятую, ступня — одну шестую.

Несмотря на ограниченные права женщины в греческом обществе, женские образы в искусстве также отражают идеал разносторонне развитой, здоровой, цельной личности. Такова, например, статуя богини Афродиты, известная под названием Венеры Милосской. Красоту лица богини составляют правильные прямые линии носа и подбородка, невысокий лоб, обрамленный короткими завитками волос с прямым пробором. Большие выпуклые глаза подчеркнуты округлой линией бровей. По окраске древнегреческих статуй и описаниям героев литературных произведений можно судить о том, что древние греки предпочитали светлый колорит — златокудрые волосы, голубые глаза, светлую кожу.

Однако требования гармонического развития личности распространялись в Греции лишь на представителей имущих классов и не распространялись на рабов и ремесленников.

ДРАПИРОВКА – ОСНОВА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО КОСТЮМА

Греческий костюм больше, чем у любого другого народа, связан с выражением эстетического общественного идеала. Благородную простоту и достойную осанку, развитые формы тренированного тела, гармоничные пропорции, динамизм и свободу движений прекрасно выявляла драпировка — основа античного греческого костюма. Прямоугольный кусок ткани различной длины и ширины, драпируясь на теле, прекрасно подчеркивал гармонию тела и одежды

Искусство одевания и умение носить одежду входило в обязательный курс обучения молодежи имущих классов.

Ритм, расположение и форма складок, драпировок диктовались основной архитектурной формой эпохи: высокой мощной каннелированной колонной дорического ордера (рис. 12). Они же должны были наиболее эффектно подчеркивать движения человеческого тела. «Драпировка оживляет мертвую ткань, придавая эстетическую цельность фигуре. Складки, в свою очередь, аккомпанируя движению тела, свисают с рук, окутывая округлости, и плавно обволакивают статичное тело. Застывшие в мгновении покоя, они начинают двигаться вместе с телом, выявляя движение в большом или малом напряжении его» . Одновременное ношение двух одежд создавало ясно выраженную гармонию ритмов, объединяющую ансамбль.

ТКАНИ ИХ ОФОРМЛЕНИЕ

Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные, прекрасно драпирующиеся ткани. Об их внешнем виде и основных свойствах можно судить по описаниям, рисункам и скульптуре, а также образцам поздних греческих тканей, представленным в Государственном Эрмитаже.

Их ткали ручным способом на вертикальном станке шириной до двух метров. Искусство ткачества ценилось очень высоко. По мифологии все богини Олимпа и другие героини были искусными ткачихами, состязаясь между собой в этом ремесле.

Волокнистый состав греческих тканей — шерсть или лен. Существует также предположение, что на острове Кос и в Лидии ткали тончайшие шелковые ткани. К хлопку греки относились с удивлением, увидев его впервые в Индии во время похода Александра Македонского; они называли хлопок «шерстью дерева». Основной интерес греков привлекала не конструктивная, а живописно-пластическая сторона костюма. Поэтому ткани с рисунком, очень распространенные в период греческой архаики, в классический период (V — IV вв. до н. э.) были вытеснены одноцветными синими, красными, пурпурными, зелеными, желтыми, коричневыми и особенно белыми тканями со скупым, четким орнаментом вышивки, аппликации или раскраски. В одном из греческих мифов рассказывается, что богиня Афина победила одну из лучших ткачих Греции Арахну, выткав однотонную прекрасную ткань вместо узорной.

Наиболее характерные греческие орнаменты связаны с природой, носят геометрический или растительный характер (рис. 13).

Мужской костюм

Мужская одежда состояла из двух частей: хитона и гиматия. В соответствии с нашими представлениями хитон был нижней одеждой. Чаще всего его изготовляли из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали вдоль левого бока туловища и скрепленной на плечах двумя пряжками — фибулами. Хитон могли сшивать по боку или оставлять с одной стороны открытым (рис. 14).

Длина хитона могла быть различной, но чаще всего доходила до коленей. По талии завязывали пояс, образуя напуск (рис. 15). Самой распространенной верхней одеждой был гиматий — прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1,7×4 м, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами. Один из применяемых способов драпировки был такой: «… один конец ткани, слегка задрапированный или заложенный в складки, спускали с левого плеча на грудь. Оставшуюся ткань располагали на спине и пропускали под правую руку, оставляя руку свободной, и, уложив ткань красивыми складками, перебрасывали через левое плечо на спину» . Чтобы ткань не соскальзывала, сзади зашивали груз — кусочки свинца. При драпировке гиматия другими способами могли быть закрыты обе руки или одна правая рука (рис. 16).

В Спарте шерстяной гиматий носили прямо на теле без хитона.

Еще одним видом плаща была хламида — прямоугольный кусок плотной шерстяной ткани, который набрасывали на плечи и скрепляли на одном плече или на груди фибулой. Военачальники носили хламиды пурпурного цвета. Одежда ремесленников и рабов обычно состояла из грубого шерстяного хитона или набедренной повязки.

Читайте так же:
Искусственная куртка дубленка манго

Обувь греков — повторяющая форму ступни, на пробковой или веревочной подошве, с ремешками, переплетавшимися на икрах. Так же как и в других странах древнего мира, носила ее только знать.

Декоративное значение сандалий в костюме повышалось за счет использования цветной, золоченой кожи, украшенной металлическими бляшками и расшитой жемчугом. Специально для театральных представлений применялись котурны — сандалии на подставках, чтобы актеры выглядели выше.

Головные уборы носили в основном в непогоду или во время путешествий. Круглая фетровая шляпа с полями и низкой тульей — наиболее распространенный головной убор. Ее носили также на ремешке отброшенной за плечи. В классический период прическа мужчины состояла из коротко остриженных волос, круглой бородки и усов. Юноши брили лицо и носили длинные завитые локоны, подхваченные обручем. Греки считали бороду достоинством мужчины. Скульпторы изображали великих людей с молодым лицом, возраст же подчеркивали бородой.

Женский костюм

Женская одежда, как и мужская, состояла из хитона и гиматия, но была значительно красочнее и разнообразнее.

Отличительной особенностью женского хитона раннего времени (хитона дорического) является отворот его верхнего края, так называемый диплоидий (рис. 17, фигура слева). Он играл большую декоративную роль в костюме, украшался вышивкой, аппликацией, расписным орнаментом, мог выполняться из ткани другого цвета. Длина отворота могла быть различной: до груди, бедер, коленей. В зависимости от соотношения длины диплоидия и других частей хитона создавались определенные пропорции фигуры.

Некоторые виды женских хитонов были без отворотов. Для их декоративного решения использовались мягкие складки тонкой ткани, гофрировки, цветовые сочетания основной ткани, украшений, вышивки.

Так же как и мужской хитон, женский скреплялся на плечах фибулами — пряжками и подпоясывался с напуском — колпосом. Более поздний ионический хитон из очень тонкой мягкой ткани обильно драпировался и опоясывался по талии, бедрам и крестообразно на груди. Благодаря большой его ширине создавалось подобие рукавов (рис. 17, фигуры справа).

Спартанки носили хитон — пеплос; его правые боковые срезы оставляли не сшитыми и украшали каймой орнамента и фалдами драпировки (рис. 18). В пеплос одеты знатные девушки Афин, изображенные в торжественной процессии на восточном фризе Парфенона греческим скульптором Фидием.

Верхней одеждой гречанок служил гиматий, который можно было драпировать различными способами.

Женский гиматий был меньше мужского, но гораздо богаче орнаментирован. В романе известного советского ученого — палеонтолога и писателя И. Ефремова «Таис Афинская» имеется интересное описание цветового решения костюма гречанки: «Тончайший ионийский хитон Наннион прикрыла синим, вышитым золотом химатионом с обычным бордюром из крючковидных стилизованных волн по нижнему краю. По восточной моде химатион гетеры был наброшен на ее правое плечо и через спину подхвачен пряжкой на левом боку. Таис была одета розовой прозрачной, доставленной из Персии или Индии тканью хитона, собранного в мягкие складки и зашпиленного на плечах пятью серебряными булавками. Серый химатион с каймой из синих нарциссов окутывал ее от пояса до щиколоток маленьких ног, одетых в сандалии с узкими посеребренными ремешками».

Обувь гречанок — сандалии различных форм, нарядные, из кожи ярких расцветок, украшенные золотом и серебром.

Головные уборы гречанки носили редко. В основном они ходили с непокрытой головой, при-крываясь в непогоду верхним краем гиматия или хламиды.

Танагрские статуэтки изображают девушек в круглых соломенных шляпах, предохраняющих лицо от загара.

Прически гречанки делали из длинных и коротких волос. Греческий узел сохранился и в наши дни. Это расчесанные на прямой пробор волосы, завитые волнами, низко спущенные на лоб (между бровями и волосами расстояние не больше ширины двух пальцев) и вдоль щек, сзади приподнятые и уложенные узлом на затылке.

Короткие стрижки украшали обручем или лентой.

Украшениями к прическе были также сетки из золоченых шнуров, диадемы, шпильки, гребни.

Дополнениями к костюму служили зонтик от солнца и веер в виде листа.

В античной Греции было высоко развито ювелирное искусство, представленное в женском костюме образцами металлического литья,филиграни, гравировки. Это — серьги, ожерелья, интальи, камеи, пряжки, браслеты, перстни, диадемы из золота или серебра с драгоценными камнями и чеканным узором орнамента.

Костюм женщин бедных слоев общества по силуэту и формам повторял костюм женщин знатных слоев, но был меньшего объема, из дешевых тканей, без дорогих декоративных украшений. Рабыни носили костюм своей родины.

Как называлась одежда древних греков и римлян

Древнегреческая и древнеримская культуры и сегодня вдохновляют дизайнером на создание новых моделей одежды

Для древнегреческой и древнеримской культур было характерным наличие драпированных одежд, изготовленных из цельного куска ткани. Обязательным было наличие накидок, которые носили в качестве верхней одежды.

Костюм Древней Греции

Древняя Греция – это культура свободных граждан и демократии. Эти черты воплотились и в древнегреческой одежде.

Костюму древних греков была свойственна обильная драпировка и сдержанность. Основной предмет туалета назывался хитон и изготавливался без выкроек из прямоугольных отрезов ткани. Этот вид нижней одежды носили все, независимо от возраста и пола. Ткань для хитона использовали льняную или шерстяную, традиционно белого цвета, которую привозили из колоний или изготавливали сами. Со временем в Древнюю Грецию завозили сирийский шелк, финикийские пурпурные ткани, персидскую узорчатую материю. Одежда становилась наряднее.

В начале становления Древней Греции мужчины еще носили набедренные повязки, но популярность завоевывал широкий хитон с короткими рукавами. Позже хитон вытеснил набедренную повязку. Изготавливали его путем складывания ткани вдвое и сшивания краев. На плечах ткань закреплялась фибулами (застежками), а на талии повязывали один или два пояса. Подол подшивали. Не делали этого только в одежде рабов или во время траура.

Верхнюю одежду в виде плаща называли гиматий. Он также изготавливался из прямоугольного куска ткани. Способы ношения были различны: его набрасывали на плечи, заворачивались в него целиком, оборачивали вокруг бедер или перебрасывали один конец через руку.

Путешественники надевали: плащ-хламиду с орнаментом, широкополую шляпу-петас и сандалии или короткие сапоги с отогнутыми голенищами.

В женском гардеробе Древней Греции был узкий хитон, длинная юбка и короткая кофточки без рукавов. Позже такой костюм сменил плиссированный хитон. Поверх него гречанки накидывали фарс – драпированный шарф на одно плечо. Позже такая комбинация трансформировалась в хитон с широкими рукавами.

Пеплос был схож с хитоном, но в нем присутствовал отворот длиной до 50 см, который украшали орнаментом.

Поверх нижней одежды женщины также надевали гиматий.

Костюм Древнего Рима

Римский костюм имел сходство с греческим за счет драпировки, но в отличие от него подчеркивал не красоту тела, а мужественность и величественность.

Читайте так же:
Воротник двойной с отделкой

Римляне предпочитали одежду ярких оттенков: красную, пурпурную, фиолетовую, желтую. Белый костюм одевали по торжественным случаям.

Главным элементом древнеримского костюма была туника, похожая на греческий хитон. Она считалась домашней, и выйти на улицу без верхней одежды считалось неприличным. В холодное время надевали по несколько туник сразу.

Основной верхней одеждой древнего римлянина была тога, которая представляла собой плащ из большого прямоугольного или эллипсообразного отреза ткани из шерсти.

Женская одежда была похожа на мужскую. Замужние женщины знатных родов надевали на туники столу, схожую с туникой, но та была длиннее, ее подпоясывали под грудью красивым поясом. На нижний край нашивали широкую оборку-инсисту из плиссированной ткани, которую украшали золотыми блестками и жемчугом.

В качестве верхней одежды служил плащ-палла, похожий на греческий гиматий.

Краткая история античного костюма

Роль одежды в жизни человека, ее особые функции в обществе, выражение климатических, национальных и эстетических особенностей местности. Вопросы формирования и развития античного костюма, влияние одежды древних греков и римлян на их повседневную жизнь.

РубрикаКультура и искусство
Виддоклад
Языкрусский
Дата добавления27.02.2011
Размер файла20,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

«Туника ближе к телу, чем Паллий».

Римский комедиограф Плавт

(Своя рубаха ближе к телу.

Краткая история античного костюма

античный костюм одежда

Одежда всегда играла в жизни человека огромную роль, ведь она выполняла в обществе особые функции — выражая климатические, национальные и эстетические особенности местности. Если для первобытного человека главным было сохранение тепла своего тела с помощью подручных материалов, то последующие общества сосредоточились на сочетании практичности одежды и ее красоты. В своей работе я рассматриваю вопросы, связанные с формированием и развитием античного костюма, с влиянием одежды греков и римлян на их повседневную жизнь.

Источники воссоздания исторического костюма — это наиболее сложный вопрос. Сейчас мы можем видеть образцы античной одежды только в дошедшей до нашего времени скульптуре, где наиболее полно можно ощутить («потрогать») форму различных предметов одежды, воспроизведенную в камне; и вазовой живописи, где цель изображения не в достоверности, а в красоте костюма.

Каждая эпоха создает свой идеал человека, свои нормы красоты. Под влиянием представлений о прекрасном, и в теснейшей связи с жизненными условиями складывался костюм Древней Греции и Рима. В основе греческой одежды лежала гармония духа и тела. «Патриотизм, высокое гражданское сознание, развитый ум и высокая нравственность должны были сочетаться с физической красотой: сильным тренированным телом — лучшим украшением человека». После работы над данной темой я сделала вывод, что главным принципом античного костюма — являлась свобода, непринужденность, идеальная простота линий и изящество.

Греки создали уникальный костюм, состоящий из отдельных прямоугольных кусков ткани, которые не нуждались в выкройке и сшивании. В основе античного костюма лежит принцип драпировки ткани и свободно струящиеся складки. «Национальное своеобразие сказывалось не столько в покрое, сколько в отдельных видах одежды, в обычаях ее ношения. Социальные различия в костюме определялись еще и качеством ткани, количеством одновременно надеваемых одежд, степенью задрапированности, причем пластика драпировки и осанка фигуры ценились выше всего остального». Руководствуясь 5 принципами: организованностью, пропорциональностью, закономерностью, симметричностью и целесообразностью, греки создали очень простой по покрою, совершенный тип драпированного костюма из отдельных прямоугольных кусков мягкой ткани. Искусство одевания и умения носить одежду входило в обязательный курс обучения в древнегреческой школе, ведь по манере ее ношения судили о самом человеке и о его вкусе.

Греческий классический костюм состоял из нижнего одеяния хитона и верхнего — гиматия. Хитон — это прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам, так что линия сгиба ткани проходит вдоль левого бока туловища, зашитый соответственно с правой стороны. Костюм дополнялся прорезью для головы и поясом. Хитон скалывали, закрепляя на плечах одной или двумя пряжками-аграфами. Обычно он доходил длиной до колен, но пожилые люди, государственные деятели, аристократы, жрецы и актеры носили хитоны подлиннее, а молодые простые граждане и воины покороче. Короткий хитон был одеждой и спартанцев, которую они надевали под доспехи. Хитон внизу обязательно подшивался, если же на улице встречался человек в неподшитом хитоне, это означало траур или рабство. Считалось неприличным мужчине в хитоне появиться на улице, в театре, в нем нельзя было принимать гостей.

Верхних одежд было несколько: гиматий и хламида. Гиматий — это драпированный шерстяной плащ, он представлял собой прямоугольный кусок ткани большого размера до 4 м, который укладывался на теле различными способами и нередко носился без нижней одежды. Гиматий обвивал фигуру с головой, покрывая спину и левое плечо, словно накидка. Главным для такого вида одежды оставалось правило — складки должны красиво лежать одна возле другой. Длина гиматия могла быть разной — до коленей, до щиколотки или спадать до пола. Гиматий часто носили переброшенным на одно плечо, а чтобы ткань не соскальзывала, к концам прикрепляли кисточки со свинцовыми шариками. Гиматий, задрапированный более сложным образом, так что под плащом были спрятаны обе руки, назывался ораторским, такое одеяние обычно носили люди умственного труда. Обычно гиматий не украшался, но классический орнамент на ткани гиматия считался привилегией судей.

Другой вид верхней одежды — хламида — короткий легкий плащ овальной или прямоугольной формы, застегивающийся на шее пряжкой и свободно спускающийся на плечи и спину. Хламида — это одежда юношей, всадников и спартанских граждан, наброшенная на левое плечо и часто надеваемая на обнаженное тело.

Одежда греческих женщин состояла только из платьев. Первым платьем был хитон. У женщин он мог быть широким и узким. Хитон мог украшаться двумя способами: первый — это когда ткань подбирали с помощью пояса на талии, таким образом, чтобы образовался напуск. Позднее ткань стали подбирать вторым способом — опоясываясь крест-накрест под грудью так, что поверх пояса свисала складка материи. Нижний край хитона всегда украшался орнаментом. Хитон, не смотря на красоту отделки, считался домашней одеждой, и, так же как и у мужчин появляться в хитоне в общественных местах считалось неприличным. Женский хитон, дополненный тканью-воротником или два хитона, надетых один на другой — являлись самостоятельным видом одежды.

Читайте так же:
Как отбить шапку ушанку армейскую под квадрат

Поверх хитона знатные девушки надевали пеплос. Пеплос — это кусок ткани по ширине и высоте значительно превышающий размеры человеческой фигуры. Пеплос спускался на грудь и спину несколькими складками, прикрывал плечи; ткань пеплоса опоясывали не только на талии, но и на груди, и по бедрам. В конечном результате женщины добивались, чтобы появлялось не один, а два или три напуска. Пеплос считался официальной одеждой богини Афины-воительницы, дочери бога Зевса. <Рисунок 4>

Поверх хитона, а у богатых — хитона и пеплоса, женщины набрасывали плащ гиматий называемый калиптрой. Калиптра закрывала голову при выходе на улицу, а если было жарко, гречанка откидывала плащ назад до талии и держала его в полусогнутых руках.

Самой распространенной накидкой был фарос. Она состояла из двух несшитых кусков ткани крепившихся на тесьме-горловине. Когда женщина надевала фарос, то с плеч вдоль рук ниспадали красивые складки, украшенные цветной каймой.

Особое место в Греции занимал выбор цвета одежды: желтый, коричневый, голубой, зеленый, но самым предпочтительным был все же белый. С развитием ткацкого искусства одежда приобретала все более разнообразный красочный спектр, появление сложных тканых рисунков, растительного и геометрического орнамента значительно украсило античный костюм.

Представления о красоте человека в Риме были совсем иными, чем в Греции. Многочисленные войны закалили римлян, сделали их весьма практичными людьми. В Риме не существовало культа прекрасного человеческого тела, к тому же и климатические условия требовали сравнительно теплых и закрытых одежд. Римский костюм, за исключением военного, не позволял быстро двигаться. В ранний период своей истории римляне не только были умеренны в еде, но и лишнюю одежду считали недопустимой роскошью. Несмотря на это тип римского костюма сформировался на основе греческих традиций.

Нижней одеждой римлян была туника. По покрою она похожа на греческий хитон. Туника представляла собой рубаху с круглым или квадратным вырезом горловины с рукавами различной длины, а иногда и без них. Туники различались по длине и ширине изделия, а также длиной и шириной рукавов. Неширокая туника длиной до икр и с короткими рукавами подвязывалась поясом — это классический вариант. Всадники носили тунику с одной или двумя узкими вертикальными полосами — клавусами, спускавшимися по всей длине полотнища.

Национальной верхней одеждой Римской империи являлась — тога. Иностранцы, изгнанники и рабы не имели права носить тогу. Тога представляла собой кусок ткани прямоугольной, полукруглой или эллипсовидной формы, складывающийся вдвое и окутывающий фигуру. Одним из важных элементов обучения в римской школе наряду с риторикой являлось изучение способов ношения тоги, которых существовало около десяти. Вот один из них: сначала ткань для тоги складывается таким образом, чтобы верхняя ее часть была уже нижней. Потом на левое плечо со спины набрасывали часть ткани, край которой спускался до пола. Таким образом, получались закрытыми левое плечо и левая часть всей фигуры. Оставшуюся сзади ткань, закрывая спину, пропускали под правой рукой вперед, сбоку под рукой, где-то на уровне талии, тогу перекручивали внутренней стороной наверх. В результате получали жгут, который носил название балтеус, его крепили к поясу туники. Далее тогу укладывали в красивые полукруглые складки, спуская их до уровня коленей. Остаток ткани опять через левое плечо перебрасывали таким образом, чтобы ее конец, закрывая левую руку, был спущенным почти до земли. Для придания красивой и устойчивой формы складкам по краю тоги зашивали кусочки свинца.

Парадным и почитаемым цветом тоги был белый, для траурных одежд использовали коричневую ткань. Красота одежды оценивалась по ее белизне и изяществу драпировки, приемы которой были закреплены традициями и утверждены законами. Чтобы правильно надеть тогу (ведь ее размер достаточно велик — это огромный кусок шерстяной или льняной ткани шириной 2 м и длиной 5,6 м) требовалась посторонняя помощь. В эпоху республики жены помогали мужьям надевать тогу, а когда Рим стал империей, эта обязанность пала на плечи рабов или рабынь — фулонов. Искусные в этом деле рабы ценились очень дорого.

Тога считалась символом гражданского достоинства. Римлянин, совершивший преступление, прежде всего, лишался права носить тогу. Красиво надетая она была как бы выражением достоинств ее обладателя, оценивавшегося по тому, как на нем сидит тога. «Ради торжественного случая он решил уподобиться самому Юпитеру Капитолийскому, облачившись в пурпурную, расшитую золотом тогу и тунику с изображением пальмовых ветвей и крылатых побед» — так описывал одежду триумфатора М.Оливье в романе «Спартак». Описанный способ драпировки тоги дает представление, насколько трудоемким и утомительным был этот процесс. Поэтому неудивительно, что в дальнейшем предпочтение отдается лацерне, а тога сохраняется как парадный костюм.

Лацерна — это плащ, изготовлявшийся из более тонкой материи, длиной до колен, прямоугольной формы и складывающийся у шеи. Раскрытый спереди, он застегивался под подбородком и стягивался поясом; во времена империи лацерна сделался верхним плащом римских граждан для предохранения белоснежной тоги от грязи. Часто он снабжался капюшоном, который пристегивался или пришивался к вороту. Со временем лацерна стал парадным плащом, и его небольшая длина стала объясняться чрезвычайной дороговизной ткани, вытканной золотом и серебром, из которой эту одежду изготовляли.

Костюм римских матрон обычно состоял из 3-х частей: нижняя туника из тонкой, мягкой, шерстяной ткани плотно облегала тело и доходила до колен. Верхняя одежда — стола, нечто вроде широкой туники с пришитой по подолу плиссированной оборкой, из более плотной ткани. Если туника имела рукава, то надевали столу без рукавов, и наоборот. И, наконец, палла — верхнее покрывало, подобно греческому гиматию, оборачивалось вокруг тела различными способами. Палла была привилегией свободных римлянок. Его иногда надевали сразу на тунику. На праздниках голову покрывали краем паллы, закрепляя ее застежкой.

На рубеже I в. до н.э. и I в. римлянке надевали далматику — тунику средней длины с короткими рукавами из плотной ткани, дополненной металлическими нитками.

В костюме римлян преобладали яркие цвета: оттенки коричневого, золотисто-желтый, голубой с серым отличали ремесленников, торговцев и земледельцев. Светло-лиловый с желтым, розовато-сиреневый, зеленый и оранжевый являлись женскими цветами. Со временем римлянке увлеклись цветными вышитыми узорами, каймой и бахромой. А сенаторы, всадники, а позднее императоры предпочитали всем цветам — пурпур.

Читайте так же:
Шерстяное одеяло оловянный солдатик овчинный тулуп

Каждая историческая эпоха, создавая свой эстетический идеал человека, свои нормы красоты, выражает их через облик костюма, его детали. Костюм — это самый тонкий, верный и безошибочный показатель отличительных признаков общества…

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Исследование периодов становления Древней Греции. Обзор основных принципов формирования греческого искусства. Анализ особенностей развития костюма под влиянием эстетических представлений греков. Описания традиционной греческой одежды, обуви и украшений.

контрольная работа [613,2 K], добавлен 25.06.2013

Ритм, расположение драпировок костюма в Древней Греции. Искусство ткачества, волокнистый состав греческих тканей. Символическое значение цвета одежды. Хитон, гиматион как основа мужской одежды в классический эллинистический период. Обувь у древних греков.

презентация [1,1 M], добавлен 07.12.2011

История европейского костюма XIX в. Отличия стиля ампир от классицизма. Характеристика композиции костюма. Эстетический идеал красоты. Основные виды одежды, ее конструктивные решения. Выходное платье, обувь, головные уборы, прически, ювелирные украшения.

курсовая работа [6,1 M], добавлен 27.03.2013

Характеристика театрального костюма. Требования, предъявляемые к его эскизу. Анализ изображения фигуры человека; приемов и средств, применяемых в графических источниках. Использование графических приемов театрального костюма в разработке коллекции одежды.

курсовая работа [3,6 M], добавлен 28.09.2013

Сущность мифологического сознания человека античности. Философские системы Древней Греции и Древнего Рима. Научные и технические достижения древних греков и древних римлян. Учения пифагорейцев и Элейской школы. Бытовая культура античного общества.

реферат [29,9 K], добавлен 25.12.2014

Особенности исторической эпохи Древней Греции. Виды, формы и композиции одежды. Характеристика мужского и женского костюма. Анализ применяемых для его изготовления тканей, их цвета и орнамента. Головные уборы, прически, украшения и аксессуары греков.

курсовая работа [429,7 K], добавлен 11.12.2016

Роль народного костюма в конструировании современной одежды для молодежи. Активизация интереса народного костюма как к источнику идей для современного дизайнера. Народный костюм — богатейшая кладовая идеи для художника. Традиционный комплекс одежды.

Костюм в Древнем Риме

Древний Рим, как и Древняя Греция, — античная средиземноморская цивилизация, охватывавшая первоначально только Апеннинский полуостров, а затем огромные территории на Западе и Востоке, в том числе и Грецию, ставшую ее культурной провинцией — Ахайей. Именно у Греции позаимствовал молодой Рим мифологию, перенял многое в культуре, искусстве, манере ношения одежды. Даже прически римлян первоначально напоминали греческие.

Рим многое взял от греческой культуры, но обогатил и развил ее основы; многое римляне изобрели сами. Для римской архитектуры характерен практицизм. Римляне развили саму систему построения архитектурных сооружений, изобрели арки и своды, придумали ротонды.

Римский скульптурный портрет — это не идеализация героя, а образ характерный, реальный, иногда несколько приземленный. Расцвет скульптурного портрета приходится на II в. н. э.

Несмотря на практическое мировоззрение римляне создали такие шедевры архитектуры, как Алтарь мира, Пантеон, Колизей и др.

Рис. II.53. Тога периода Республики. Рис. 11.54. Мужская туника колобиум. Рис. 11.55. Плащ полудаментум

Рис. II.53. Тога периода Республики. Рис. 11.54. Мужская туника колобиум. Рис. 11.55. Плащ полудаментум

Шедеврами изобразительного искусства являются прекрасные образцы римской скульптуры и росписи Помпеи, памятники материальной культуры.
Периоды развития:
I. Период Республики (III — I вв. до н. э.).
II. Период Империи (I—V вв.).

Идеал красоты. Римский идеал красоты отличается от греческого, подобно тому как мировоззрение римлян во многом контрастирует с греческим. Захватническая политика и военизированный образ жизни мужского населения Рима способствовали выработке такого идеала мужчины: суровый, выносливый, крепкого телосложения. Женщина считалась красивой, если имела величавую осанку, плавную походку, широкие бедра, узкие плечи и маленькую грудь.

Виды и формы одежды. Текстиль. Римская одежда была накладной (туника, пенула) и драпирующейся (тога, палла, хламида, лацерна, полудаментум). Она несколько напоминала греческую, однако была более изящной, изысканно-торжественной. «Греческим рококо» называют римскую одежду. Способы ношения ее, особенно тоги, не позволяли передвигаться быстро и придавали походке величавую медлительность. Парадным цветом одежды был белый. Распространенный в те времена текстиль — шерсть, лен. Популярные цвета в одежде — желтый, охра, коричневый, различные оттенки пурпурного. Безукоризненность драпировки и некоторая театральность в движениях считались верхом изящества. Орнаменты, которыми отделывали одежду, напоминали греческие растительные, меандр и критскую волну (цв. вкл., рис. 17).

В позднем Риме под влиянием христианства распространилась накладная одежда в виде длинного платья: у женщин — широкая стола, у мужчин — длинный далматик (далматика). Тяжелые плотные крупноузорчатые и легкие тонкие шелка с Востока сменили традиционные лен и шерсть. Использовали также полушелк. Восточный шелк был дорогим, поэтому привозной шелк распускали и из его нитей в сочетании с льняными или шерстяными ткали полушелк.

Рис. 17. Орнаменты, применявшиеся в костюме и быту. Рис. 18. Костюм полководца: короткая туника, сверху кожаный дуплет и лорика (панцирь), вокруг торса пурпурный плащ. Рис. 19. Женский костюм: стола с оборкой по низу — инститой, накидка палла.

Рис. 17. Орнаменты, применявшиеся в костюме и быту. Рис. 18. Костюм полководца: короткая туника, сверху кожаный дуплет и лорика (панцирь), вокруг торса пурпурный плащ. Рис. 19. Женский костюм: стола с оборкой по низу — инститой, накидка палла.

Мужская одежда. В период Республики мужская одежда состояла из льняной туники и шерстяной тоги. Сначала тога представляла собой прямоугольный или полукруглый кусок ткани, драпировавшийся наподобие греческого гиматия (рис. 11.53). Туника — переродившийся греческий хитон — обычно имела короткие рукава и длину до колена. Она называлась колобиум (рис. П.54).

В богатом, пресыщенном Риме классовые противоречия были резко выражены и проявились в одежде и даже в обуви. Знать носила тунику таларис с длинными узкими рукавами. А туника сенатора, например, имела на груди и спине широкую пурпурную полосу, туника всадника — две узких.

Полководец-победитель носил тунику, вышитую золотыми пальмовыми ветвями, а поверх нее пурпурный плащ полудаментум (рис. 11.55). Это была исключительно дорогая, даже драгоценная одежда (цв. вкл., рис. 18), так как краситель пурпур и шелк с одноименным названием были необычайно дорогими, продавались на вес золота. Они имели очень богатую гамму оттенков; наиболее красивым считался фиолетово-красный. Нижняя, нательная туника-интима не имела знаков различия.

Верхней одеждой была тога (рис. 11.56; см. рис. 11.53). После завоевания Греции в Риме стали носить также и гиматий. Однако тога была излюбленным одеянием римлян. Способы ее драпирования были строго канонизированы, хотя и многообразны, а кусок ткани был не прямоугольным, а эллипсовидным или овальным, что и способствовало образованию каскада изысканных, плавных, полукруглых, ниспадающих складок. Конец тоги перебрасывался через левую руку и висел отвесно.

Рис. II.56. Варианты драпирования тоги

Рис. II.56. Варианты драпирования тоги

Красиво задрапированная, белоснежная тога придавала царственность ее владельцу. Она превратилась в национальную одежду римлян, приобрела церемониальный характер, придавала мужскому облику торжественность, символизировала зрелость. Молодой человек надевал ее в торжественной обстановке, и это означало, что он получил права римского гражданина.

Читайте так же:
Джинсы blue ridge история бренда

Размеры тоги были различными. В период Империи чаще всего ткали тогу размером 5,6 х 2 м. Тога была не сшивной, а ткалась цельным куском.
Иностранцы, изгнанники и рабы не имели права носить тогу. В отделке тоги были знаки социального различия. Например, высокие должностные лица носили тогу с пурпурной полосой. Драпировать тогу было очень трудно. Обычно римлянину помогали это делать раб или жена. При классическом варианте драпированной тоги получались две красивые овальные повторяющие друг друга драпировки — синус и расположенная выше умбо (рис. 11.57).

Рис. 11.57. Классический способ драпирования тоги. Рис. 11.58. Далматик и пенула. Рис. 11.59. Туника и палла

Рис. 11.57. Классический способ драпирования тоги. Рис. 11.58. Далматик и пенула. Рис. 11.59. Туника и палла

Другими видами верхней мужской одежды были плащи из прямоугольных и полукруглых кусков ткани. Наиболее популярными из них считались полудаментум — широкий, длинный, полукруглый плащ и хламида из небольшого прямоугольного куска ткани, который скреплялся не на плече, как у греков, а на середине груди под шеей (и лишь иногда на плече). Носили также лацерну — плащ типа хламиды, но из более дорогой ткани, затканной золотом и серебром.

В позднем Риме тунику сменил далматик (далматика) из тяжелого плотного шелка или другой ткани — длинное глухое полуоблегающее платье с длинными цельнокроеными рукавами, а вместо тоги стали носить различные варианты пенулы (рис. 11.58) — накидки косого кроя с отверстием для головы, с капюшоном или без него. Пенула издавна существовала в Риме как одежда пастухов. Ее надевали также, отправляясь в путешествие. В позднем Риме пенула стала популярной верхней одеждой широких слоев населения. Носили ее обычно неподпоясанной.

Женская одежда. Женщины носили на теле тунику-интиму, на которую надевали тунику с плиссированной или сборчатой оборкой инститой по краю подола. Такая верхняя туника называлась стола (цв. вкл., рис. 19). Она была без рукавов либо имела короткие рукава в том случае, когда интима имела длинные рукава. Если надевалась интима без рукавов, то стола была с длинными рукавами. Сверху надевалась накидка палла из прямоугольного куска ткани, несшая такие же функции, как тога у мужчин, однако имевшая меньшие размеры и драпировавшаяся по-другому. Общим было то, что, как и в тоге, край паллы набрасывался на голову (рис. 11.59).

Римлянки носили также такой вид белья, как строфиум, маммиларе (род бюстгальтера), с помощью которого как бы уплощали грудь, так как маленькая грудь считалась красивой.

В позднем Риме стола стала свободной и глухой, с широкими рукавами и без оборки по низу. Под нее надевалась более узкая туника с узкими длинными рукавами, а поверх — пенула с капюшоном, сменившая паллу, либо мафорий (покрывало, платок).

Дорогие и очень декоративные шелка, обилие украшений и драгоценностей, обязательное ношение обуви — все это говорило о богатстве и пресыщенности Рима.

Рис. 11.60. Обувь Древнего Рима

Рис. 11.60. Обувь Древнего Рима

Обувь. Ношение обуви в Риме было распространено. Она, как и одежда, отражала социальное положение ее владельца. Существовала обувь консулов (рис. 11.60, а), сенаторов (рис. 11.60, б), обувь для посещения сената (рис. 11.60, в), обувь для воинов (рис. 11.60, г) — каллига, а также различные варианты сандалий (рис. 11.60, Д).

Головные уборы, прически, украшения, косметика. Основные типы головных уборов были позаимствованы римлянами у греков. Так же как и греки, римляне редко надевали их. Это были шляпы и шапки из фетра, кожи, соломы, волокон растений. Жрецы полностью покрывали головы. Довольно часто женщины набрасывали на голову край паллы (см. рис. 11.59), так же как и мужчины накрывали голову краем тоги (рис. 11.61). Головы победителей украшали венками из дуба, лавра (рис. 11.62), мирта, плюща, фиалок и искусственных цветов, а также из золота. Воины носили шлемы из кожи или металла.

Мужские прически представляли собой стрижки из недлинных и легко подвитых волос с челкой на лбу (рис. 11.63; см. рис. 11.61). До зрелого возраста мужчины брили лица. В период Империи прически делались из завитых волос. Примером может служить прическа Каракаллы (рис. 11.64). Рабы — тонсорес — выполняли разные прически, в том числе горячую завивку и холодную укладку.

Рис. II.61. Toгa, наброшенная на голову. Рис. П.62. Венок на голове победителя. Рис. 11.63. Прическа из недлинных слегка завитых волос. Рис. П.64. Прическа Каракаллы. Рис, П.65. Прическа с диадемой и валиком на каркасе. Рис. 11.66. Прическа с завивкой волнами. Рис, П.67. Прическа с нодусом. Рис. 11.68. Разновидность прически с валиком. Рис. 11.69. Высокие прически на каркасе

Рис. II.61. Toгa, наброшенная на голову. Рис. П.62. Венок на голове победителя. Рис. 11.63. Прическа из недлинных слегка завитых волос. Рис. П.64. Прическа Каракаллы. Рис, П.65. Прическа с диадемой и валиком на каркасе. Рис. 11.66. Прическа с завивкой волнами. Рис, П.67. Прическа с нодусом. Рис. 11.68. Разновидность прически с валиком. Рис. 11.69. Высокие прически на каркасе

Женские прически выполнялись из длинных волос и первоначально напоминали греческие. Лента витта на голове означала, что женщина — матрона, хозяйка дома. Гетеры не имели права носить витту.

Было два вида женских причесок: с плетениями из кос (рис. П.65) и с завивкой волнами (рис. 11.66). Прическа Ливии (жены Августа) имела валик надо лбом — нодус (рис. 11.67). Были и другие прически с валиком (рис. 11.68). Прически постепенно увеличивались в высоту, при этом использовались проволочные каркасы (рис. 11.69, см. рис. 11.65) и накладные волосы. Очень ценились светлые волосы.

В богатых римских домах любили украшения. Мужчин украшали перстни, пряжки, детей аристократов — круглые медальоны-буллы. Богатые римлянки носили много украшений, особенно на голове. Это были сеточки из золотых нитей, булавки, гребни, шпильки из золота, серебра и ценных пород дерева с инкрустацией из полудрагоценных камней, диадемы с чеканкой и др. (цв. вкл., рис. 20). Кольца носили по нескольку на каждом пальце.
Бани — термы — были местом, где римлян обслуживали рабы (тонсорос и косметы), которые делали массаж, втирали в кожу различные ароматические масла. Каждая богатая патрицианка имела ларец «женский мир» с полным набором косметики. Женщины белились и румянились (с помощью охры и дрожжей), подводили глаза и брови сажей, пользовались средствами от морщин, а также пахучими мазями, например телиумом из цедры апельсина и оливкового масла.

Связь костюма с архитектурой. Для костюма и архитектуры характерна общность подхода к трактовке образа: пышность, роскошь, помпезность, церемониальность. Пышность одежды соответствует роскоши, торжественности, парадности архитектурных сооружений. Это было созвучно мировоззрению и характеру людей, живших в пресыщенном и богатом Риме.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector