Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Загадка «38 попугаев»: попытки измерить настоящую длину Удава закончились поездкой в «Союзмультфильм» Статьи редакции

Загадка «38 попугаев»: попытки измерить настоящую длину Удава закончились поездкой в «Союзмультфильм» Статьи редакции

Проверка вычислений в советском мультфильме превратилась в поиск математических ошибок между «Медузой» и N+1.

13 декабря житель Екатеринбурга Станислав Березин в своём фейсбуке рассказал о «вопросе, который не давал покоя многие десятилетия и лёг в основу нелюбви к кукольным мультфильмам». Он касался произведения «Союзмультфильма» «38 попугаев», а точнее — конкретного момента, где персонажи измеряют длину Удава. каждое животное использовало разный подход к расчётам, что неправильно с научной точки зрения.

Пользователь Фейсбука сделал свои измерения, которые отличались от представленных в мультфильме. Следом вычисления сделал автор научного издания N+1, которые отличались от представленных Березиным. Позже «Медуза» заявила, что журналист «запутался в теореме Пифагора», но и сама допустила ошибку в написании её формулировки. Правду пришлось искать в музее студии, создавшей «38 попугаев».

В одной из серий «38 попугаев» Удав задался вопросом, какой у него «рост». Вместе с Мартышкой и Слонёнком он обратился за помощью к Попугаю. Тот предложил измерить змею «в попугаях» и насчитал 38 своих шагов и «одно крылышко, которое можно не считать».

Следом рост узнали и другие герои — получилось пять Мартышек и два Слонёнка. Но Березин подчеркнул, что персонажи использовали совершенно разный подход. Попугай производит расчёты шагами, тогда как Мартышка делает «колесо», а Удав просто оборачивается вокруг Слонёнка. Березин решил привести все величины (38, 5, 2) к одному знаменателю и вычислить, сколько на самом деле мартышек и слонят в Удаве. За известную величину он взял 38 попугаев.

По словам автора записи на Фейсбуке, Слонёнок измерил Удава длиной окружности, в которую вписан квадрат, образуемый основаниями его четырёх ног. Проведя собственные вычисления, Березин выяснил, что в змее девять слонят, а не два.

Ноги слонёнка образуют квадрат с диагональю, равную диаметру круга из сложенного вдвое удава. Имея длину окружности 38, несложно вычислить диаметр. Он равен 6. Вычисляем сторону квадрата, где 6 – гипотенуза равнобедренного прямоугольного треугольника. Это 4,2. Пусть шаг слонёнка равен расстоянию от крайних точек задней и передней ног. Таким образом, если бы слон измерял удава тем же методом, что и попугай, то получилось бы 9.

Также он вычислил длину Удава в шагах Мартышки.

Мартышка тоже вписана в окружность, которую можно вычислить, разделив 38 на 5. Вычисляем диаметр этого круга – получается 2,4. По технике прыжка мартышки можно предположить, что диаметр круга равен размаху лап обезьяны. Ноги её в два раза короче лап. То есть хорда, образуемая ее ногами при ходьбе, примерно равна 1,2. Таким образом, получается, что в удаве 31 мартышка, а не 5.

Березин подчеркнул, что в его измерениях есть нюансы, но в целом цифры верные. Он предложил добавить в мультфильм надпись: «Все сделанные в ходе действия вычисления являются эмпирическими и не несут в себе никакого математического смысла».

Читайте так же:
Выкройки безрукавки для собак мелких пород своими

Запись Березина стала популярной и на неё обратило внимание издание «Медуза». 15 декабря ответный материал опубликовал автор издания N+1 Сергей Кузнецов. Он провёл собственные расчёты, чтобы опровергнуть результаты Березина. Например, у него получилось 15,5 слонят в Удаве, а не 9. Также журналист раскритиковал предположения, что в случае с Мартышкой диаметр круга равен размаху лап, а ноги — вдвое меньше этого показателя. По словам журналиста, при таких расчётах герой должен садиться на шпагат при каждом шаге.

Кузнецов подчеркнул, что на самом деле и длина змеи может оказаться разной, потому что кукол Удавов в мультфильме было как минимум две: одна с узором из треугольников (его и измеряли в серии), а вторая — из цветочков.

Однако автор ошибся во время измерения Удава в слонятах. «Медуза» отметила, что Кузнецов использовал неправильную длину окружности (он не учёл, что Удав был свёрнут вдвое) и «запутался» в теореме Пифагора. Именно поэтому результаты журналиста отличались от Березина. В N+1 извинились перед читателями и посчитали заново: длина персонажа мультфильма в пересчёте на слонят оказалась равна 8,89 (у Березина — 9).

Но издатель N+1 Андрей Коняев обратил внимание на то, что «Медуза» в своём материале указала неправильную формулировку теоремы Пифагора: вместо «Квадрат длины гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов его катетов» журналисты написали «Длина гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов его катетов».

Чтобы выяснить настоящий «рост» Удава в попугаях, мартышках и слонятах, Кузнецов отправился на киностудию «Союзмультфильм», в музее которой хранятся куклы из «38 попугаев». Журналист отметил, что сотрудники студии посчитали его «несколько чокнутым, но все же согласились помочь». Некоторые экспонаты не разрешили снимать с подставки, но всё же удалось измерить рост героев.

«Треугольного» Удава в музее «Союзмультфильма» не оказалось. Однако его длиной поделились сотрудники студии — она составила 143 сантиметра.

Посмотрев на шаги персонажей в мультфильме и сравнив их с куклами, Кузнецов сделал новые расчёты: получилось, что в «треугольной» змее 38,6 попугайских шага. Другие результаты: 20,4 шага Мартышки и 26,5 шага Слонёнка.

Большую часть жизни мы имеем дело с крайне неточной математикой — нам важнее знать порядок, чем точные значения, поэтому так смешна знаменитая реклама про «сколько вешать в граммах». Но когда этот метод выходит за границы повседневной реальности (которая постоянно дает нам поправки), мы часто не можем понять, насколько сильно ошибаемся.

История с «38 попугаями» наглядно показывает, что неточные оценки, не всегда мотивированные допущения и упрощения (в отсутствие возможности проверки) могут увести очень далеко, особенно если при этом допускать собственные ошибки.

Конспект занятия по ФЭМП «38 попугаев»

Цель: формировать представление у детей об условной мерке «шаг».

Образовательные:

формировать умение счета в пределах 6;

познакомить с основной единицей измерения – сантиметр;

Читайте так же:
Орнамент снегири для варежек спицами схемы

формировать представление о зависимости результата измерения от величины мерки.

Развивающие:

развивать у детей умение выдвигать гипотезы на основе сформулированных вопросов в процессе эксперимента;

развивать у детей умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу;

воспитывать интерес к математическим занятиям.

Материалы к занятию.

Демонстрационный: фланелеграф, фигуры зверей (удав, слон, мартышка, попугай), линейка, деревянный метр.

Раздаточный: геометрические фигуры разной формы и разного цвета.

Наглядный: сюжет по мультфильму «38 попугаев», игровая мотивация.

Практический: измерение длины с помощью условной мерки, работа с дидактическим материалом.

Приемы : демонстрация, вопросы к детям, предметно-практические и умственные действия.

Формы работы с детьми: групповая, индивидуальная.

Предварительная работа. Просмотр с детьми мультфильма «38 попугаев». Выявление главных героев и беседа с детьми по сюжету фильма.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель: «Ребята, я сегодня пришла на работу и увидела на столе письмо (на фланелеграф выставляется фигурка удава). Слон, мартышка решили измерить удава в длину. Сначала удава измерил шагами слон, потом мартышка, а затем попугай. Получилось разное количество шагов, и удав так и не узнал, какой он длины. Они просят помочь им узнать, какой же длины все – таки удав?»

Математическая разминка.

Воспитатель: «Ребята, давайте измерим сами длину удава, выставим по длине удава такое количество животных, которое входит в его длину (два слона, четыре мартышки, шесть попугаев) ».

Дети подходят к фланелеграфу и выставляют фигурки (слона, мартышки, попугая), а другие дети вслух считают, сколько каких фигурок выставлено.

Воспитатель: «Дети, у нас с вами тоже получились разные числа. Сколько больше всего получилось фигурок?»

Воспитатель: «Подумайте, а разве удав изменился, стал от этого длиннее или короче?»

Дети: «Нет, удав не изменился».

Проведение эксперимента.

Проблемная ситуация. Воспитатель: «Дети, я предлагаю вам присесть на ковер. Заметили, какой он красивый. Нас попросили измерить его длину, потому что такой же ковер хотят купить в соседнюю группу. Нам надо узнать его длину, чтобы он поместился там на пол. Как мы с вами можем это сделать?»

Дети садятся на ковер.

Гипотеза. Выдвигают свои предложения и в процессе обсуждения предлагают измерить длину ковра шагами, как измеряли звери длину удава.

Воспитатель: «Кто хочет измерить со мной длину ковра? (педагог измеряет длину ковра своими шагами)».

Дети по желанию меряют длину ковра шагами.

Воспитатель: «Ребята, у нас с вами вышло разное или одинаковое количество шагов?

Дети: «Разное».

Воспитатель: « Почему так получилось?»

Дети обсуждают и приходят к выводу, что так получилось потому, что длина шага (условная мерка) у каждого разная и что длина измеряемого объекта не меняется, меняется количество мерок, если они разные.

Воспитатель: «Молодцы, ребята. Теперь мы можем сказать, почему удав получился длиной в 2 слона, 4 мартышки и шесть попугаев».

Дети: «Да, можем. Потому что все звери разного размера»

Воспитатель: « Молодцы».

Работа с демонстрационным материалом.

Воспитатель: «Вот видите, что получается, когда мы пользуемся разными мерками. Поэтому было принять для всех стран общие единицы мерок, чтобы результаты измерения были точными. Самой маленькой единицей измерения стал сантиметр. Подойдите ко мне поближе. У меня на столе лежат предметы (показывает линейку, деревянный метр), как вы думаете, что у них общего?»

Читайте так же:
Накидка безрукавка крючком схема

Дети: « На них черточки одинаковые».

Воспитатель: « Правильно, у них есть шкала, отрезок от 0 до 1, это и есть сантиметр. Посмотрите, сколько таких отрезков на линейке и деревянном метре. Где больше?»

Дети: «Больше на деревянном метре».

Воспитатель: «Как вы думаете, ребята, а можем мы с вами ими измерить длину нашего ковра?»

Дети: «Да, можем».

Воспитатель: «А чем лучше измерить: линейкой или метром и почему?»

Дети: «Лучше измерить деревянным метром, потому что он длиннее».

Дети измеряют длину ковра вместе с педагогом при помощи деревянного метра.

Воспитатель: «Теперь мы с вами точно можем сказать, какой длины наш ковер! Молодцы!»

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять.

Можно все пересчитать.

Сколько в комнате углов? (дети ходят с выставлением указательного пальца вперед, показывают поворотами туловища углы).

Сколько ног у воробьев?

Сколько пальцев на руках?

Сколько пальцев на ногах?

Сколько в садике скамеек?

Сколько в пятачке копеек? (поднимают поочередно ноги, раскрывают пальцы рук, приседают, касаются носков ног, полуприседают, легко прыгают).

Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель: «Дети, сейчас мы с вами сядем за столики, перед каждым из вас лежат геометрические фигуры разной формы и цвета. Я предлагаю вам составить из этих фигур все, что вы захотите. А потом расскажите, кто что составил и из каких фигур».

Дети садятся за столы. Самостоятельная творческая деятельность. Затем рассказывают педагогу и другим детям, что они составили из геометрических фигур.

Воспитатель: « Молодцы ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть».

Подвижная дидактическая игра «Поймай мяч».

Дети строятся в круг, выбирают водящего и фигуру «круг».

Водящий называет предмет и одновременно бросает мяч одному из игроков, который должен определить, похож этот предмет на круг или нет. Если предмет похож на круг, то мяч надо поймать.

Итог занятия.

Воспитатель: «Что нового сегодня вы узнали, ребята? Понравилось вам работать с измерениями?»

Дети: «Мы узнали про единицу измерения сантиметр. Узнали, что длину можно мерить шагами (условной меркой). Узнали, что длина не меняется, а меняется количество мерок, потому что они разные».

38 попугаев – где посмотреть

Советский мультсериал «38 попугаев» (1976-1991) и сегодня знаком почти каждому ребенку. Как и все хорошие советские мультфильмы, он заряжает позитивом, веселит и одновременно учит, закладывает основы нравственности и нестандартного мышления. Смотреть 38 попугаев бесплатно вы можете на онлайн-сервисе more.tv.

Вообще-то « 38 попугаев» – это не один мультфильм, а цикл советских кукольных мультфильмов для детей. Сериал из 10 коротких мультфильмов создали режиссёр Иваном Уфимцевым и художник Леонидом Шварцманом по сценарию известного детского писателя Григория Остера . Название всего сериала происходит от первой серии, в которой длину Удава измеряли в разных единицах измерения: в слонах, мартышках и попугаях.

Читайте так же:
Как сшить маленького принца куклу

Смотреть 38 попугаев бесплатно вы можете на онлайн-сервисе more.tv.

О мультфильме

В серии «Привет мартышке» Удав передает привет Мартышке вместе со Слоненком. Но Мартышка вопреки ожиданиям Удава не получает отправленного привета. Удав передает привет еще раз, но Мартышка вновь остается ни с чем.

Перед героями серии встает вопрос, куда пропадают приветы. Появляется другой вопрос: а что же такое этот «привет», как он выглядит и как его искать? Попугай говорит, что привет, если он уже потерялся, то его уже не найдешь.

В это время появляется Удав и объясняет, что «передать привет» – значит передать кому-то хорошее настроение. Теперь Мартышка получает и «привет», и порцию «хорошего настроения».

«38 попугаев» уникален тем, что его герои – необычные, но жизненные и наполненные жизнью персонажи, в которых дети с легкостью узнают себя, черты собственного характера.

Расслабленный и отстраненный Удав, застенчивый Слоненок, веселая Мартышка и рассудительный Попугай прекрасно дополняют друг друга и вместе создают дружную и гармоничную команду друзей, которой по плечу любые задачи. Преимущества одних персонажей компенсируют недостатки других: например, Удаву, который любит задавать вопросы, но не любит их решать, помогают более энергичные Попугай и Мартышка.

Большой удачей этого мультфильма стало то, что красочных и обаятельных персонажей озвучивали талантливые актеры:

  • Мартышка – Надежда Румянцева ,
  • Слонёнок – Михаил Козаков ,
  • Удав – Василий Ливанов ,
  • Попугай – Всеволод Ларионов,
  • Бабушка – Удава Борис Владимиров .

Ну и, конечно, этот замечательный детский сериал запомнился озорными и энергичными песнями знаменитых композиторов Владимира Шаинского , Геннадия Гладкова на слова Григория Остера .

Примечательно, что одним из аниматоров на первых сериях работал знаменитый художник-мультиприкатор Юрий Норштейн . Именно он предложил сделать Удава «мыслителем», который в раздумьях кладет голову на кончик хвоста.

Мартышка – Надежда Румянцева, Удав – Василий Ливанов.

Стоит ли смотреть этот мультфильм?

Каждый из четырех героев мультфильма имеет собственный характер и темперамент. Благодаря этому каждый ребенок находит в ком-то из того, кто ему близок.

В каждой серии они сообща решают интересные задачи неординарными способами: в одной, например, изобретают собственную систему измерения длины в «попугаях» (от которой мультфильм и получил название). Маленький зритель в игровой форме получает яркое представление о том, что такое процесс измерения и каковы могут быть единицы измерения, а так же что такое система единиц.

Также герои мультфильма отвечают на философские вопросы, над которыми может поломать голову даже взрослый. Так м ультфильм начинается с песенки мартышки: «Ужасно интересно всё то, что неизвестно», текст которой уже сам по себе является ф илософским. Не правда ли?

Мультфильм «38 попугаев» учит ребенка быть пытливым, любознательным и изобретательным.

В необычных и веселых дискуссиях каждому герою отводится своя роль:

Удав – флегматичный философ, всегда спокойный и задающий много вопросов, ответа на которые он не знает.

Попугай любит теоретические размышления и приносит много пользы, но сам не участвует в опытах и, чуть что, сразу прячется, чтобы все ошибки не навесили на него.

Читайте так же:
Как сшить тапочки для алладина выкройка тапочек

Мартышка не любит много рассуждать, но зато с охотой участвует во всех экспериментах.

Слоненок любит сомневаться и задавать критические вопросы, чем очень помогает другим.

«Как сделать игрушку из фетра»

Этот мастер-класс для тех, кто хочет своими руками создать сувенирную игрушку в образе веселой мартышки. Прототипом для изделия послужил образ мартышки из мультфильма «38 попугаев», а сам мультфильм, как помнится был создан по одноименной книге Григория Остера. Это одна из любимых мною книг, ее любят и взрослые и дети, т.к. она познавательна и написана с юмором.

Так же в моих планах не разлучать мартышку с ее друзьями 😉 Вежливый слоненок уже готов, на очереди удав и попугай. Такими игрушками можно играть с детьми повторяя случаи из жизни героев мультфильма или придумывая свои истории.

Мартышка

Для всех создаваемых мною игрушек выкройки я рисую самостоятельно, перед тем предварительно изучив множество выкроек других авторов. И часто бывает так, что не всё в найденных примерах меня устраивает. Тем более, если хочется получить на выходе свою авторскую игрушку или куклу. Для тех, кто не первый раз шьет и знает основы построения выкроек одежды, думаю, что не будет проблемой разработать и нарисовать свою выкройку желаемого изделия. Для желающих повторить игрушку по данному мастер-классу предлагаю взять за основу мою выкройку.

Выкройка

Для этой мартышки я использовала фетр двух цветов: бежевый и темно-коричневый. У меня в наличии имеется фетр производства Германии, который продается в магазинах для творчества листами размером 20х30см. Вы можете выбрать свои цвета, которые соответствуют вашим предпочтениям или же пожеланиям того, кому предназначается игрушка. Как пример, могут быть такие цветовые сочетания: бежевый и оранжевый, персиковый и бордовый.

Огненная обезьянка символ 2016 года

Это пример моей мартышки сшитой по другой выкройке и в другом цветовом решении.

Материалы для изготовления игрушки.

Материалы для МК

На фотографии ниже вы можете видеть все детали будущей игрушки:
№1 — голова; две детали, коричневый фетр;
№2 — уши; две детали из коричневого фетра, и две детали большего диаметра из бежевого фетра (можно сделать и наоборот, большего диаметра — коричневые);
№3 — лицевая часть; одна деталь бежевого цвета;
№4 — морда; две детали бежевого цвета;
№5 — тело с ногами; одна деталь (складывается пополам);
№6 — руки; две детали коричневого цвета (складываются пополам);
№7 — кисти рук; две детали бежевого цвета (складываются пополам);
№8 — «ласты» :)) они же ступни; две бежевые детали (складываются пополам);
№9 — хвост; эту деталь я вырезала без выкройки — это прямоугольник длиной 11,5 см и шириной 1,5 см.

Раскрой деталей

Мастер-класс. Часть вторая (процесс изготовления).

Мастер-класс. Часть третья (процесс изготовления, заключительная).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector