Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Готовимся к ВПР по русскому языку. 6 класс. Вариант 1

Готовимся к ВПР по русскому языку. 6 класс. Вариант 1

1 Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания Со..нце над обрывом сл(и,е)пит и б(ъ,ь)ёт (в)глаза. Море (под)ним (во)всю ширину г..рит белым плам..нем. И(з,с)охшая степь обрыва..т..ся внезапно. Серебря(н,нн)ые( 2) кусты дикой маслины бл..стят и к..чаются над проп..стью. Крутая доро(ж,ш)ка (з,с)бега..т зигзагами вниз. Петя пр..вык носит..ся (по)ней босиком. Ботинки ст..сняют мальч..ка и подмётки ск..льзят. Ноги Бегут вниз сами собой. Их (н..)чем уже (не)ост..но-в..ш.. . До перво. поворота мальч..к ещё кое-как бор..тс.я (с)силой пр..т..жения. Он подв..рач..вает каблуки и держ..тся за сухие нитки к..рней, к..торые ыв..сят над доро(ш,ж)кой. Но (не)проч..ные корни всё время рвут..ся. Под каблуками ра(с,з)сыпа..т..ся ж..лтая глина. Мальч..ка окружает(3) обл..ко глиня(н,нн)ой пыли. Пыль тонкая ко-рич..невая она п..хожа на порош..к к..као. Она наб..вает..ся в нос и страшно над..едает. Эх, будь что будет! Петя (не) (с,з)держ..вает ног и выл..тает на песча(н/нн)ый берег.(4)

2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы. (2) – морфемный разбор (по составу) (3) – морфологический разбор (слова как часть речи) (4) – синтаксический разбор

3 В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения. 3 В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения. 4 Поставьте знак ударения в следующих словах. Ворота, звонит, кружева, повторит.

5 Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Каждый взрослый сом в нашем рыбоводческом хозяйстве весит двадцать килограммов. 6 Найдите и исправьте ошибку(ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова.(слов) 1)Самый тончайший материал 2)С пятистами рублями 3)Старый Тбилиси 4)Двое брюк

7 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить тире. (Знаки препинания не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали выбор. 1)Земля в степени вся сухая и белая. 2)Скучен и долг зимний вечер. 3)Проспект Боголюбова центральная улица Дубны. 4)Сразу за околицей начинался глухой еловый лес.

8 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор. 1)Облака обратились в тучи наползли на кромку леса и уже отбрасывали тяжёлые тени на вырубку. 2)Расскажи бабушка нам сказку про Ивана- Царевича. 3)Дед его был редактором в газете литературным критиком и известным писателем. 4)Ярко вспыхнула сигнальная ракета и наши войска заспешили к переправе.

Прочитайте текст и выполните задания 8-12 (1) В России валенки всегда считались удобной и практичной обувью. (2) И в мороз, и в жару ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, сухость и тепло. (З) Натуральная шерсть не раздражает кожу ног и мало снашивается. (4) Валенок не уродует стопы. (5) Волокна шерсти пропускают воздух, благодаря чему валенки поглощают и испаряют влагу. (б) Широко известен и лечебный эффект валяной обуви: она хорошо прогревает суставы. (7) Все эти свойства издавна ценились русским народом. (8) В старину валенки считались дорогим подарком и были показателем благополучия. (9) Эта обувь делалась вручную из большого количества шерсти, для её изготовления требовалось немало времени. Поэтому валенки стоили недёшево. (11) Семья, где были хотя бы одни валенки, считалась зажиточной. (12) Эту обувь берегли и передавали справные валенки из поколения в поколение.

(13) Именно по валенкам выбирали жениха для девушки. (14) Ведь если жених в валенках, то он денежный человек, выгодная партия. (15) В двадцатом и в двадцать первом веке валенки остаются частью нашего обихода. (16) Они оказались незаменимы и на фронтах Великой Отечественной войны, и на сибирских стройках. (17) В советское время партийному руководству, командному составу Красной армии и председателям богатых колхозов выдавали специальные валенки — так называемые бурки. (18) Они были сделаны из белого войлока и имели кожаную подошву. (19) В деревнях валенки часто применяли в качестве подушки. (20) Их засовывали в наволочку, получалось и тепло, и мягко. (21) Сейчас валенки — это спецодежда газовиков, нефтяников, железнодорожников, полярников, охотников, геологов. (22) Эта обувь также входит в снаряжение рядового состава внутренней службы российской армии. (13) Именно по валенкам выбирали жениха для девушки. (14) Ведь если жених в валенках, то он денежный человек, выгодная партия. (15) В двадцатом и в двадцать первом веке валенки остаются частью нашего обихода. (16) Они оказались незаменимы и на фронтах Великой Отечественной войны, и на сибирских стройках. (17) В советское время партийному руководству, командному составу Красной армии и председателям богатых колхозов выдавали специальные валенки — так называемые бурки. (18) Они были сделаны из белого войлока и имели кожаную подошву. (19) В деревнях валенки часто применяли в качестве подушки. (20) Их засовывали в наволочку, получалось и тепло, и мягко. (21) Сейчас валенки — это спецодежда газовиков, нефтяников, железнодорожников, полярников, охотников, геологов. (22) Эта обувь также входит в снаряжение рядового состава внутренней службы российской армии.

9 Определите и запишите основную мысль текста. 10 Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

11 Почему в старину валенки считались дорогим подарком? 12 Определите и запишите лексическое значение слова «входит» из предложения 22. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Читайте так же:
Роспись по джинсе акриловыми красками

13 Определите стилистическую 13 Определите стилистическую принадлежность слова «справные» из предложения 12, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. 14 Объясните значение фразеологизма «довести до белого каления», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Ответы: Крутая дорожка сбегает зигзагами вниз. Петя привык носиться по ней босиком. Ботинки стесняют мальчика, и подмётки скользят. Ноги бегут вниз сами собой. Их ничем уже не остановишь. До первого поворота мальчик ещё кое-как борется с силой притяжения. Он подворачивает каблуки и держится за сухие нитки корней, которые висят над дорожкой. Но непрочные корни всё время рвутся. Под каблуками рассыпается желтая глина. Мальчика окружает облако глиняной пыли. Пыль тонкая, коричневая, она похожа на порошок какао. Она набивается в нос и страшно надоедает. Эх, будь что будет! Петя не сдерживает ног и вылетает на песчаный берег

Морфемный разбор Серебряные. Серебряные – серебро(суффиксальный способ)

Морфологический разбор Окружает. 1.Окружает (что делает?)- глагол, н.ф.- окружать. 2.Пост.- несов. Вид, невозв., переход., 1 спр.; непост.- в форме изъявит. Накл., наст.вр., 3-е л., ед.ч. 3.В предложении является сказуемым.

Синтаксический разбор Петя не сдерживает ног и вылетает на песчаный берег. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми. Грамматическая основа: Петя (подлежащее, выражено именем существительным), (не) сдерживает (и) вылетает (однородные сказуемые, выражены глаголами). Второстепенные члены предложения: (не сдерживает) ног- дополнение, выражено именем существительным; (вылетает) на берег- обстоятельство (возможно: дополнение), выражено именем существительным с предлогом; (на берег) песчаный- определение, выражено именем прилагательным.

3 Солнце. 3 Солнце. В слове 6 букв , 5 звуков, так как ‘л’ является непроизносимым согласным. 4 Ворота, звонят, кружева, повторит. 5 Каждый(мест.) взрослый(прил.) сом(сущ.) в(пред.) нашем(мест.) рыбоводческом(прил.) хозяйстве(сущ.) весит(гл.) двадцать(числ.) килограммов(сущ.).

6 Самый тонкий(тончайший) материал, с 6 Самый тонкий(тончайший) материал, с пятьюстами рублями. 7 Проспект Боголюбова- центральная улица Дубны; В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им.п.

8 Расскажи бабушка, нам сказку про 8 Расскажи бабушка, нам сказку про Ивана-Царевича. Это предложение с обращением ИЛИ обращение. 9 Валенки- это удобная и практичная обувь, которую всегда ценили в России.

10 1.Достоинства валенок как особой обуви. 10 1.Достоинства валенок как особой обуви. 2.Какое значение валенки имели в старину. 3.Как используются валенки в наше время. 11 Валенки были недёшевы в изготовлении и стоили дорого. Не каждый мог себе их позволить. 12 Входит (в снаряжение)- является частью. В комнату входит мама.

13 Стилистическая принадлежность: 13 Стилистическая принадлежность: Справные- разговорное. Синоним: справные- хорошие, крепкие, добрые. 14 фразеологизм: Довести до белого каления- сильно возмутить кого-либо, рассердить, довести до бешенства.

Валенках разобрать по составу

© ООО “Издательство АСТ”

Четыре тысячи верст – ровно столько предстояло пройти санитарному поезду Казанской железной дороги до Туркестана. Но самого поезда еще не было – приказ о его формировании был подписан вчера, девятого октября двадцать третьего года. И пассажиров не было – их предстояло собрать по детским домам и приемникам: девочек и мальчиков, от двух до двенадцати, самых слабых и истощенных. А вот начальник у эшелона уже был: фронтовик Гражданской, из молодых, – Деев. Назначен только что.

– Дети, – сказал ему вместо приветствия командир транспортного отдела Чаянов. – Пятьсот душ. Доставить из Казани до Самарканда. Мандат и инструкции получишь у секретаря.

За годы в транспортном Деев сопровождал все, что могло передвигаться по рельсам, – от реквизированного зерна и скота до китового жира в цистернах, присланного дружественной Норвегией голодающему Поволжью. Детей однако – не приходилось.

– Хоть завтра. Соберешь состав – и лети, Деев, птицей лети! Дети – они долгой дороги не любят, скоро сам поймешь.

Вот и весь разговор – пара минут, не больше. Неясно лишь: что значило это странное “сам поймешь”? Но раздумывать было некогда. Долгие раздумья – для стариков, у них времени много.

Первым делом отправился к вокзальному начальству. Те обещали поскрести по сусекам и наскребли всего один вагон, зато – бывшего первого класса, некогда благородно-синего, а нынче уже бледно-серого цвета, с гобеленовой, лишь местами рваной обивкой салона, почти целыми зеркалами и просторным общим холлом, где при желании можно было вальсировать. Когда-то там располагалась дорожная библиотека и даже был установлен рояль, а теперь красовалась щербатая чугунная ванна (видно, перетащили из банно-прачечного отсека, да так и позабыли здесь). Смотрелась она в окружении пустых книжных полок и почерневших канделябров нелепо. Поморщился Деев, но вагон взял. Гобелены велел содрать к чертовой матери, канделябры – сбить. В купе вместо элегантных багажных сеток надстроить вторым и третьим ярусом нары. А ванну – оставить. Пробовал было затребовать к ней и печку-чугунку, чтобы детям было где согреть воду для мытья, но был обозван буржуем и идею с горячим водоснабжением отложил на потом.

Второй вагон пришлось ждать до завтра: пригнали с Красной Горки, где он стоял четыре года на задворках паровозного депо. Посмотрел на добычу Деев и аж передернулся: не простой это был вагон, а путевая церковь. Видно, потому и пылился так долго в отстойнике, что приспособить его под какие бы то ни было советские нужды затруднялись. Позеленелую бронзу с купола можно было, положим, снять, алтарь разобрать. А арочные окна под красными бровками куда денешь? А кокошники под крышей. Принял Деев и этот вагон. Одна радость: вместительный. “Во сколько рядов лавки городить будем?” – спросил башкан плотницкой артели, уважительно разглядывая высоченный потолок. “Давай в три!” – махнул рукой Деев. Пожалуй, влезли бы и все четыре, но карабкаться на самую верхотуру дети могли побояться.

Читайте так же:
Поля для гольфа по английски

Вагон-кухню прислали пару суток спустя, из-под Симбирска, – кургузую коробчонку на колесах, сбитую наспех из струганых досок и позже чиненную нестругаными, в заплатах из фанеры, с торчащей из слухового окна загогулиной печной трубы. Говорили, в симбирских тупиках еще с девятнадцатого года стояло много такого барахла, и что-то вполне могло сгодиться Дееву, но ехать туда с проверкой было недосуг.

Наконец, расформировали пришедший из Москвы пассажирский и пяток вагонов подогнали к деевскому эшелону, который путевые рабочие уже называли между собой “гирляндой” за разнообразие цветов и мастей. Вагоны – сплошь плацкартные, прокуренные и запакощенные насмерть – нуждались не в плотниках, а в обстоятельной уборке. Но Деев к тому времени так замучил вокзальное начальство требованиями (да всё “немедля!”, “тот же час!” и “непременно!”), что в уборщиках ему отказали. Плюнул он, набрал пару ведер воды и принялся отмывать сам.

Тут-то она и появилась. Деев как раз пластался по мокрому полу, тряпкой выуживая из-под лавки груду семечковой шелухи, – а у са́мого его лица возникли два тупоносых пехотных ботинка. Поднял глаза выше: икры, тонкие, не в солдатских обмотках – в нежной чулочной шерсти.

– Убийца, – так начала разговор. – Почему канителитесь?

Опешил Деев. Еще выше глаза поднимает: юбка черная, узкая, а под сукном юбочным – острые колени.

– Пока вы тут пузом по полу елозите, умирают дети.

Он попытался вылезти из-под лавки и сесть – тюкнулся затылком о лавочный край.

– Ты кто? – Перед женщинами Деев робел и оттого называл их исключительно на “ты”, а себя держал гордо, с вызовом.

– Детский комиссар. Поеду с вами до Самарканда, если соизволите встать из лужи и приступить к выполнению приказа.

– Имя-то у тебя есть, комиссар?

Деев так и не понял, имя это или фамилия. Переспрашивать не решился.

Была она старше его, но не так чтобы в матери годилась. Скорее, в старшие сестры. Лицо имела красивое и строгое, хоть сейчас на плакат. Волосы – русые, коротко стриженные, кудрями во все стороны. А взор – начальственный, как у армейского командира. Под таким взглядом хотелось немедля вскочить и оправиться, но сдержался: не спеша пригладил чубчик (заодно смахнул со лба пару приставших подсолнечных шкурок), небрежно кинул тряпку в ведро (вода плеснулась через край и брызнула комиссару на ботинки) – да и остался на полу сидеть, эдак чуть развалясь.

– Тогда, может, с уборкой подсобишь, товарищ Белая? Или в хлеву повезем народ?

– Подсоблю, – ответила серьезно. – Только ночью, когда дети спать будут.

– А мы с тобой, выходит, не будем? – снахальничал Деев. И не хотел вовсе дерзить, да язык-дура ляпнул сам.

И тут же стыдно стало за нелепую эту сальность. Поднялся, отряхнул грязь с закатанных штанов и голых коленей. А когда распрямился – понял, что смотрит на гостью снизу вверх: комиссар Белая была выше на целых полголовы.

– Боюсь, Деев, спать нам не придется, – сказала, глядя в упор, и он рассмотрел наконец ее глаза – холодно-серые, в прямых ресницах. – До самого Самарканда – не придется.

Пару минут спустя он уже шагал рядом с Белой. Даже не шагал – строчил торопливо по мокрым от сеющего дождя путям, изо всех сил стараясь не поскользнуться и не пуститься бегом. Она ступала широко, через шпалу, даром что ноги имела по-девичьи тонкие, а фигуру легкую, едва различимую под широкими складками бушлата, прихваченного в талии ремнем. Деев наблюдал стремительный ход ее квадратных башмаков и думал о том, что под ними непременно должны скрываться маленькие и узкие ступни. Споткнулся, чертыхнулся – отогнал неподобающую мысль.

– Они попробуют увеличить квоту – не соглашайтесь! – Белая говорила быстро, не трудясь повернуть голову к собеседнику, а словно стреляя фразами вперед, и ему пришлось ускорить шаг, чтобы расслышать указания. – Попробуют добавить больных под видом выздоравливающих – не соглашайтесь!

Деев никак не мог взять в толк, с кем ему не соглашаться. Иначе говоря, в кого так безжалостно стреляла словами комиссар?

– Начнут давить на жалость – валите все на меня. Так и скажите: мол, эта Белая такая принципиальная и бессердечная, не сговориться с ней никак, просто не человек, а камень…

– Но начальник-то эшелона я, – на всякий случай напомнил Деев.

– Начальник вы, – согласилась Белая. – А валите все на меня. А еще лучше молчите, я сама все скажу.

Вокзальными задворками вышли в город и скоро оказались в самом сердце его, где стоял на главной площади дворец из гранита и мрамора, с колоннами в три обхвата и окнами много выше человеческого роста – некогда Дворянское собрание, а ныне казанский эвакоприемник номер один. Сюда из ближних и дальних уголков Красной Татарии свозили детей, кого не хотели или не могли прокормить родители; отсюда и ожидалась львиная часть пассажиров деевского эшелона.

Читайте так же:
Как по картам увидеть венец безбрачия

Какой из дедушек «мой»?

1) Дед, в лохматой шапке, в подшитых валенках, сидит на завалинке.

2)Дед в лохматой шапке и в подшитых валенках сидит на завалинке.

Потому — что в 1 предложение знаки препинания указывают на то, что идет обращение к дедушке, а во 2 предложение говориться, что мой дедушка и т.

Состав слова : завалинка?

Состав слова : завалинка.

Мой дед был лесником?

Мой дед был лесником.

Однажды поздним вечером он возвращался домой.

Вдруг дед услышал вой волков.

Он побежал по дороге.

Волки всё ближе.

Дед влез на сук ёлки.

Волки стали ждать под деревом.

Наступила тёмная ночь.

Ветром качало ветки.

У деда слетела шапка.

Голодные волки схватили шапку и разорвали её на клочья.

Утром волки скрылись.

Дед спустился с дерева и пошёл в сторожку.

Выпиши слово с парным согласным .

Припиши проверочное слово.

Какой из дедов «мой» ?

Какой из дедов «мой» ?

1) Дед, в лохматой шапке, в подшитых валенках, сидел на завалинке.

2) Дедв лохматой шапке и подшитых валенкахсидел на завалинке.

Разобрать по составу слово завалинка?

Разобрать по составу слово завалинка.

Какие предложения можно составить из слов?

Какие предложения можно составить из слов?

Какие слова могут в них стать главными членами — подлежащими и сказуемым?

1)На, валя, валенки, проталинке, проталинке, Сохнут, у Валеньки, на, валенки, завалинке.

2)Тимошка, в окрошку, крошит, Трошке, крошки.

Если построить слова в рифму, получатся скороговорки.

Запиши их, подчёркивая главные члены.

Посоревнуйся, кто быстрее и чище проговорит эти скороговорки.

Как пишется слово слова пальто шапка шарф платье пиджак брюки валенки куртка ботинки?

Как пишется слово слова пальто шапка шарф платье пиджак брюки валенки куртка ботинки.

Укажи в скобках склонения и падеж слов?

Укажи в скобках склонения и падеж слов.

В которых пропущены окончания.

Впиши нужные окончания.

Валя на проталинк.

(________) Промочила валенки.

Валенки у Валеньк.

(________) Сохнут на завалинк.

И помогите ещё с одним вопросом вот сыллка.

Какие предложения можно составить из этих слов?

Какие предложения можно составить из этих слов?

Какие слова могут в них стать главными членами — подлежащим и сказуемым?

1. На, Валя, валенки, проталинке, промочила.

Сохнут, у Валеньки, на, валенки, завалинке.

2. Тимошка, в окрошку, крошит, Трошке, крошки.

Если поставить слова в рифму, получится скороговорки.

Валя на проталинке(падеж склонение)промочила валенки?

Валя на проталинке(падеж склонение)промочила валенки.

Валенки у Валеньки(падеж склонение) сохнут на завалинке.

Что объединяет все эти слова?

Что объединяет все эти слова?

Пальто, шутка, шапка, шарф, платье, пиджак, брюки , валенки, куртка, ботинки.

На этой странице вы найдете ответ на вопрос Какой из дедушек "мой"?. Вопрос соответствует категории Русский язык и уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов классов. Если ответ полностью не удовлетворяет критериям поиска, ниже можно ознакомиться с вариантами ответов других посетителей страницы или обсудить с ними интересующую тему. Здесь также можно воспользоваться «умным поиском», который покажет аналогичные вопросы в этой категории. Если ни один из предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы.

Пластов, в своих картинах достаточно часто обращается именно к крестьянским мотивам Руси, именно к той, которая уже никогда не вернется и уже давно канула в лету. В полотне под названием «Жатва» мастер искусно показывает тот момент, когда вся семья ..

Укрощала—глагол (личная форма) : несовершенный вид, переходный женский род, единственное число, прошедшее время, изъявительное наклонение.

Предлоги пишутсяраздельно с темисловами, к которымони относятся.

Задай вопрос В ЧЕМ ? В ВЕТВЯХ.

В простом предложении одна основа, асы сложном две и более. Примеры : Простое — я иду в школу Сложное — я пошла в школу, а моя подруга осталась дома Повествовательное : Я очень люблю читать . Побудительное : Берегите природу! Вопросительное : Како..

Для начала можно написать что дождь бывает осенью . Когда я наблюдаю за дождём то мне вспоминается что нибудь важное.

Марина, можешь передать пожалуйста карандаш? Удача, когда ты успела меня покинуть? Женя, сегодня ты был очень активным на уроке, я рада за тебя. Настя, почему тебя сегодня небыло в школе? Оля, скажи что задали по математике? Яна, как ты себя сег..

Качественные прилагательные : зеленый каракуль, леса темные, пестрые луга. Относительные прилагательные : лиственные леса, хвойные леса, горные степи, граненые скалы, альпийские луга.

Сначала было слово…. Работа с текстом при подготовке к ВПР по русскому языку – дорога к высоким результатам

«Без текста не может обойтись ни один урок русского языка» – эта фраза, запомнившаяся со студенческих лет, стала для меня, педагога-практика, определяющей при подготовке к каждому уроку, сутью, отправной точкой всего учебного процесса. Ведь известно, что слово становится интересным только в контексте, а само по себе редко бывает значимым, важным, живым, что ли.

Не перестаю восхищаться любимой Диной Рубиной! Она-то мастерски переплетает слова между собой, складывая из них целые полотна – картины мыслей, чувств, природы. «Леон наблюдал сухопутных греческих черепах с треугольной головкой и купольным рельефным панцирем древесно-шоколадного цвета; купался в круглощеком высоконебом гроте, утром и в полдень пронизанном косыми солнечными столбами, так что казалось, некое рачительное морское божество на всякий случай подпирает его изнутри» («Русская канарейка. Голос»). Согласитесь, после прочтения этого отрывка каждое слово в нем захочется понять, попробовать на вкус, вписать в созданную картину, раскрасить неповторимым цветом. Мои ученики, как и я, убеждены в том, что толковаться должны не слова, а образы, из этих слов созданные. Поэтому и работе с текстом на наших уроках мы уделяем особое внимание, не ограничиваемся только лишь составлением схем и фонетическими/морфемными/морфологическими разборами. Мы учимся понимать текст, анализировать, выделять главное, поэтому всероссийские проверочные работы по русскому языку обычно не вызывают затруднений.Учитель в работе опирается не только на свои знания и практические наработки, но и на актуальную современную методическую литературу. Ищет в море издаваемых учебных пособий те, которые помогут ему обогатить свой опыт новыми методиками и технологиями, и – это очень важно! – те, которые созвучны его концепции преподавания предмета, особенно родного русского языка. Не случайно мое внимание привлекло учебное пособие, которое я выделила из многих как качественный опорный материал для работы, и впечатлением этим хочу поделиться с вами, уважаемые коллеги. Это сборник А.Ю.Кузнецова «Русский язык. Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Типовые задания», выпущенный издательством «Экзамен» в 2018 году. Тексты, предложенные автором этого сборника, интересны и ученикам, и учителю.Согласитесь, редкий учебник или учебное пособие «расскажет» о том, что в деревнях валенки часто применяли в качестве подушки (текст из работы варианта 1); что порох был изобретен в китайских монастырях (текст из работы варианта 3); что именно мастера-оружейники могли сделать хороший самовар (текст из работы варианта 8).Содержание данного пособия, структура каждой проверочной работы полностью соответствуют демоверсии работы (https://vpr.statgrad.org/media/custom/2018/04/05/vpr_ru_6_demo_2018.pdf), а также находятся в полном соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (второго поколения).Необходимо отметить, что особенностью ВПР является ее ориентация не только на предметные результаты, но и на уровень овладения учащимися способами действий, на определение того, как повлияло обучение на общее развитие учащихся, иначе говоря, на оценку метапредметных результатов.По данным прошлых всероссийских проверочных работ, задание «Определите и запишите основную мысль текста» вызывает большие трудности у школьников. Учащиеся даже 6‑го класса часто не умеют воспринимать текст как единицу языка, единицу речи, они выхватывают смысл из одного предложения текста. Дополнительные сложности создает нумерация предложений. Поэтому представляется очень важным прорабатывать с детьми на уроках такие тексты: читать их, не обращая внимания на нумерацию, определять и формулировать смысл.Хочу сфокусировать ваше внимание на примере одного из заданий и разобрать его детально.Итак, рассмотрим пример этого задания (вариант 1).(1)В России валенки всегда считались удобной и практичной обувью. (2)И в мороз, и в жару ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, сухость и тепло. (3)Натуральная шерсть не раздражает кожу ног и мало снашивается. (4)Валенок не уродует стопы. (5)Волокна шерсти пропускают воздух, благодаря чему валенки поглощают и испаряют влагу. (6)Широко известен и лечебный эффект валяной обуви: она хорошо прогревает суставы.(7)Все эти свойства издавна ценились русским народом. (8)В старину валенки считались дорогим подарком и были показателем благополучия. (9)Эта обувь делалась вручную из большого количества шерсти, для ее изготовления требовалось немало времени. (10)Поэтому валенки стоили недешево. (11)Семья, где были хотя бы одни валенки, считалась зажиточной. (12)Эту обувь берегли и передавали справные валенки из поколения в поколение. (13)Именно по валенкам выбирали жениха для девушки. (14)Ведь если жених в валенках, то он денежный человек, выгодная партия.(15)В двадцатом и в двадцать первом веке валенки остаются частью нашего обихода. (16)Они оказались незаменимы и на фронтах Великой Отечественной войны, и на сибирских стройках. (17)В советское время партийному руководству, командному составу Красной армии и председателям богатых колхозов выдавали специальные валенки – так называемые бурки. (18)Они были сделаны из белого войлока и имели кожаную подошву. (19)В деревнях валенки часто применяли в качестве подушки. (20)Их засовывали в наволочку, получалось и тепло, и мягко. (21)Сейчас валенки – это спецодежда газовиков, нефтяников, железнодорожников, полярников, охотников, геологов. (22)Эта обувь также входит в снаряжение рядового состава внутренней службы Российской армии.Предлагаем использовать алгоритм, благодаря которому основную мысль текста учащиеся определят без труда. Первое, что необходимо сделать, – прочитать текст, обратить внимание на абзацное членение и подчеркнуть ключевые слова.(1)В России валенки всегда считались удобной и практичной обувью. (2)И в мороз, и в жару ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, сухость и тепло. (3)Натуральная шерсть не раздражает кожу ног и мало снашивается. (4)Валенок не уродует стопы. (5)Волокна шерсти пропускают воздух, благодаря чему валенки поглощают и испаряют влагу. (6)Широко известен и лечебный эффект валяной обуви: она хорошо прогревает суставы.(7)Все эти свойства издавна ценились русским народом. (8)В старину валенки считались дорогим подарком и были показателем благополучия. (9)Эта обувь делалась вручную из большого количества шерсти, для ее изготовления требовалось немало времени. (10)Поэтому валенки стоили недешево. (11)Семья, где были хотя бы одни валенки, считалась зажиточной. (12)Эту ­обувь берегли и передавали справные валенки из поколения в поколение. (13)Именно по валенкам выбирали жениха для девушки. (14)Ведь если жених в валенках, то он денежный человек, выгодная партия.(15)В двадцатом и в двадцать первом веке валенки остаются частью нашего обихода. (16)Они оказались незаменимы и на фронтах Великой Отечественной войны, и на сибирских стройках. (17)В советское время партийному руководству, командному составу Красной армии и председателям богатых колхозов выдавали специальные валенки – так называемые бурки. (18)Они были сделаны из белого войлока и имели кожаную подошву. (19)В деревнях валенки часто применяли в качестве подушки. (20)Их засовывали в наволочку, получалось и тепло, и мягко. (21)Сейчас валенки – это спецодежда газовиков, нефтяников, железнодорожников, полярников, охотников, геологов. (22)Эта обувь также входит в снаряжение рядового состава внутренней службы Российской армии.Очевидным для детей является то, что ключевым словом – предметом – являются валенки. Пытаясь ответить на вопрос «Что является главным для автора данного текста? Что его интересует?», учащиеся без труда дают следующий комментарий: автор рассказывает нам о том, что валенки не просто обувь, удобная и практичная, но и символ благополучия семьи на Руси. Валенки не потеряли своей ценности и в ХХI веке, поскольку сегодня это спецодежда людей, работающих в суровых климатических условиях.Прошу детей подумать, почему авторская позиция именно такая, какие он приводит факты, доказательства, обосновывая свое мнение, оценку? Каждый ребенок в классе понимает, что автор данного текста не просто наблюдатель за происходящим, не просто рассказчик, он по-настоящему увлечен тем, о чем пишет. В чем это проявляется? В многоаспектности текста. Ведь то, что валенки – удобная зимняя обувь, знает каждый, а вот то, что изготовлялась она вручную из натуральной шерсти, долгое время, поэтому береглась и передавалась из поколения в поколение, об этом мало кто знает. Сопричастность автора той истории, которую он рассказывает, делает текст живым, интересным, значимым для детей.А если текст живой, значит, не может обойтись без художественных приемов, направленных на убеждение читателя. Так и есть. Здесь и большое количество однородных членов предложения (удобной и практичной обувью; берегли и передавали; не раздражает и мало снашивается; комфорт, сухость, тепло), и устаревшие слова (зажиточной, справные), и идиоматические конструкции (из поколения в поколение, выгодная партия).Разобрав и проанализировав текст, шестиклассники без труда формулируют основную мысль текста: валенки – часть истории русского народа. Не просто удобная и практичная ­обувь в любые времена, но и показатель благосостояния семьи на Руси.Данная группа заданий позволяет оценить сформированность общеучебных универсальных учебных действий: поиск и выделение необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания в письменной форме; определение основной и второстепенной информации.Важно отметить, что на анализ текста ориентировано и задание 10 «Составьте и запишите план текста из трех пунктов» (оно является следствием задания 9, ведь ключевые слова и словосочетания уже были подчеркнуты). План, предложенный учащимся, может выглядеть так:1. Удобная и практичная обувь с лечебным эффектом.2. Валенки – дорогой подарок и признак благополучия семьи на Руси.3. В ХХ-ХХI веке валенки – часть нашего обихода.Задание 11 «Почему в старину валенки считались дорогим подарком?» также не вызывает сложностей. Ответ на этот вопрос учащиеся уже нашли, когда работали с авторской позицией: валенки делались вручную из большого количества шерсти, для ее изготовления требовалось немало времени.Задание 12 выявляет уровень предметных учебно-языковых опознавательных умений обучающихся распознавать лексическое значение многозначного слова с опорой на указанный в задании контекст; определять другое значение многозначного слова, а также умение использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании (предметное коммуникативное и правописное умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).В задании 13 проверяются учебно-языковые умения распознавать стилистическую принадлежность заданного слова и подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы); предметное коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместности употребления близких по значению слов в собственной речи; коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов в целях эффективного речевого общения.На примере текстов, предложенных в сборнике А.Ю.Кузнецова «Русский язык. Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Типовые задания», вы сможете воспитать в ваших учениках идеальных читателей, которые не торопятся, стараются не пропустить ни одного сигнала текста, вычитывая из них и то, что написано, и то, что остается за строкой, находится в подтексте, идеальных читателей, которые задают себе вопросы по ходу чтения, задумываются о дальнейшем развитии событий (то есть прогнозируют), сверяют свои размышления с текстом и корректируют их, избегая категоричных, жестких установок.

Читайте так же:
Кому идут белые джинсы

Только вдумчивая, кропотливая работа с текстом поможет сделать изучение русского языка более продуктивным и станет дорогой, ведущей к высоким результатам, в частности и к результатам Всероссийской проверочной работы. И, что особенно ценно, обогатит ребенка духовно, научит любить и понимать художественные произведения, восхищаться красотой, образностью родного языка.

​Анастасия МИНГАЧЕВА, заместитель директора по научно-методической работе, учитель русского языка и литературы 1‑й категории многопрофильного лицея г. Димитровграда Ульяновской обл., победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector