Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мандарин» или «мандаринов», как правильно писать

«Мандарин» или «мандаринов», как правильно писать?

Правильно ска­жем (мно­го) «ман­да­ри­нов». Чтобы выяс­нить, как пра­виль­но писать «кило­грамм ман­да­рин» или «ман­да­ри­нов», опре­де­лим грам­ма­ти­че­скую фор­му суще­стви­тель­но­го и при­ме­ним правило.

Часто в быто­вой речи упо­треб­ля­ют­ся фразы:

  • я куп­лю кило­грамм мандарин;
  • у меня нет мандарин;
  • несколь­ко ман­да­рин выпа­ли из сумки;
  • у нас на сто­ле мно­го мандарин;
  • кто хочет мандарин?
  • кор­зи­на ман­да­рин сто­я­ла в прихожей.

Прежде чем опре­де­лить­ся с выбо­ром пра­виль­ной сло­во­фор­мы, выяс­ним часть речи, к кото­рой при­над­ле­жит рас­смат­ри­ва­е­мое сло­во. Оно обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос: что? Это неоду­шев­лен­ное существительное.

Так как все-таки пра­виль­но гово­рить и написать:

Мандарины

Склонение слова «мандарин»

Чтобы выяс­нить это, опре­де­лим родо­вую при­над­леж­ность инте­ре­су­ю­ще­го нас сло­ва и про­скло­ня­ем его.

Мандарин (какой?) спе­лый, слад­кий, ароматный.

По задан­но­му вопро­су (фор­ме вопро­си­тель­но­го место­име­ния) и по соче­та­е­мо­сти с при­ла­га­тель­ны­ми ста­ло ясно, что это суще­стви­тель­ное име­ет муж­ской род. У него нуле­вое окон­ча­ние в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го падежа:

Значит, это суще­стви­тель­ное муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния. Изменим его по паде­жам и числам:

  • и.п. что? ман­да­рин , ман­да­рин ы
  • р.п. запах чего? ман­да­рин а , ман­да­рин ов
  • д.п. добав­лю к чему? к ман­да­рин у , к ман­да­рин ам
  • в.п. кла­ду что? ман­да­рин , ман­да­рин ы
  • т.п. насла­жда­юсь чем? ман­да­рин ом , ман­да­рин ами
  • п.п. рас­ска­жу о чём? о ман­да­рин е , о ман­да­рин ах .

Мандарин или мандаринов

Слово «ман­да­рин» в соче­та­нии со сло­ва­ми «мно­го», «кило­грамм», «пять» и пр. неумест­но в лите­ра­тур­ной речи. Эта сло­во­фор­ма упо­треб­ля­ет­ся толь­ко в фор­ме един­ствен­но­го числа:

  • я съем мандарин;
  • дай­те мне этот мандарин.

Родительный падеж множественного числа названий плодов

В фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла назва­ний фрук­тов и ово­щей ряд суще­стви­тель­ных, напри­мер: мно­го яблок, груш, слив — име­ет нуле­вое окончание.

Отметим, что часть назва­ний пло­дов в ука­зан­ной фор­ме исполь­зу­ет­ся в лите­ра­тур­ной речи толь­ко с окон­ча­ни­ем -ов, напри­мер:

  • пять поми­дор ов
  • несколь­ко кустов томат ов
  • кило­грамм апель­син ов
  • пара лимон ов
  • сок грейп­фрут ов
  • аро­мат банан ов
  • мно­го гра­нат ов .

Множественное число фруктов и овощей

Также отме­тим, что у суще­стви­тель­но­го «бакла­жан» обра­зу­ют­ся два рав­но­прав­ных вари­ан­та фор­мы роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го числа:

  • десять кило­грам­мов бакла­жан ов
  • несколь­ко бакла­жан .

В уст­ной же речи ска­зы­ва­ет­ся стрем­ле­ние к «эко­но­мии язы­ко­вых средств». Вот отку­да появ­ля­ют­ся уко­ро­чен­ные, ненор­ми­ро­ван­ные фор­мы роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла существительных:

  • мно­го ман­да­рин
  • несколь­ко апель­син
  • кусты поми­дор .

В пись­мен­ной речи мор­фо­ло­ги­че­ская нор­ма пред­пи­сы­ва­ет упо­треб­лять эти фор­мы с окон­ча­ни­ем —ов как соот­вет­ству­ю­щие тре­бо­ва­ни­ям совре­мен­но­го рус­ско­го лите­ра­тур­но­го языка.

Совместное мероприятие для детей с родителями

содействовать сближению родителей и детей посредством включения в совместную творческую деятельность.

Форма проведения занятия: игра

Методы и приемы:

Оборудование, материалы: столы, стулья, листы бумаги, карточки со словами, новогодние атрибуты, фломастеры, карандаши, компьютер, музыкальная колонка.

Организационная часть:

Здравствуйте, ребята, здравствуйте уважаемые взрослые!

Основная часть :

Выходят помощник режиссера 1 и помощник режиссера 2

Помощник реж. 1 звонит:

-А? Что? Какой еще режиссер? Так его же не существует! Где живет? В Великом Устюге? Туда лететь? Вы же сказали, мы летим на Багамы снимать, как живут богачи. (сердится)

Звучит: Внимание, внимание, вылет самолета ТУ 48 откладывается из-за плохой видимости

Помощник реж. 2 :Ну, что сказал главный? Что случилось?

Помощник реж. 1 :Вылет отменили.

Помощник реж 2 :А куда хоть летим-то?

Помощник реж 1:Куда, куда. В Великий Устюг, к Деду Морозу.

Помощник реж 2:Так его же не существует!

Помощник реж 1: Я тоже так думала, оказывается, он есть, да еще и режиссером захотел стать с тех пор, как с президентом встретился. Актеров, говорит, наберите. Сделать, говорит, мне нужно Новогодний подарок такой! Вот где я возьму ему актеров?

Помощник реж 2: слушай идея… вон сколько ребят и взрослых тоже ждут самолет, может к ним обратимся, все ведь в кино сниматься хотят, а?

Читайте так же:
Что в период Средневековья называли «венцом наук»

Подходят к детям и говорят с ними. Дети соглашаются.

Помощник реж 1 :Спасибо, что согласились, но сначала мы должны проверить, на что вы способны

1 Задание: «Рюкзак»

Помощник реж 1:Ну что, вставайте-ка все в круг, в порядок надо вас привести сначала, новогодний фильм будет, Деду Морозу этому угодить надо как-то

Дети встают в круг, Помощник реж 1 дает им рюкзак, из него каждый достает себе по предмету, который надевает на себя. Рюкзак идет по кругу под музыку, на ком останавливается, тот и достает из него (разные атрибуты праздника- мишура, маски и тд)

Помощник реж 1: Что-то много вас, давай разделим вас на две команды, чтобы проще было

Помощник реж 2: точно, а ну посчитайся на первый, второй.

(дети делятся на две команды, придумываю им название, назначают капитана)

2 Задание: «Стихи»

Помощник реж 2: Как угодить ДМ? Перво-наперво, Дед Мороз любит что? Правильно, когда стихи читают.

Неет, читать стихи вы не будете, это слишком просто, вот кто сочинит лучше!

Даются слова, из которых нужно составить стихотворение:

Помощник реж 1: Ну , стихи вы умеете писать, а вот умеете ли танцевать?

3 Задание: «Танцы»

Дети 1 команды встают напротив детей 2 команды, танцуют под музыку, которая меняется

Помощник реж 1: Неплохо, но вот детей нам мало. Они же с родителями пришли, вот их-то мы и задействуем

2: А ну – ка капитаны, вы должны под музыку собрать целый паровоз взрослых и привезти их сюда.

4 Задание: «Новогодний сувенир своими руками»

Помощник реж 2: Что еще любит ДМ? Дед Мороз ох как любит рукодельных! А вы умеете чего-нибудь?

Помощник реж 1: Вот вам то, из чего вы будете делать подарок для Деда Мороза. (Помощник режиссера достает из мешка шары, мишуру, веточки ели шишки, желуди, пластиковые фигурки, мешковина, пластиковые ягоды)

Нужно сделать красивую новогоднюю игрушку.

Дети вместе с родителями изготавливают игрушку на елку (Приклеивают на основу-шар кусочек мешковины, немного мишуры, веточку ели, поверх приклеивают шишку, ягоды и фигурки из пластики)

Помощник реж 1: Красота какая! Покажите всем, что у вас получилось. Ну, Дедушка Мороз будет очень доволен!

Помощник реж 2: Надо бы на ловкость проверить.

5 Задание: «Сядь на стул»

Помощник реж 2: В этом конкурсе участвуют и родители и дети.

Мы завяжем папе или маме глаза. Родители попробуют с закрытыми глазами сделать 4 шага вперед, 2 влево, 2 вправо, вернуться на стул и сесть на него. А ребята будут кричать своему папе или маме, подсказывать, куда идти.

6 Задание: «Пазл»

Помощник реж 1: А теперь задание девчонкам, вдруг это будет музыкальный фильм, задание такое, надо собрать пазл – изображение одного из участников молодежной группы BTS , кто быстрее (под музыку девочки собирают пазл).

7 Задание: «Спорт»

Помощник реж 2: А теперь проверим мальчиков, вдруг кино будет про спорт

Помощник реж 1: Кто дольше продержит мяч на голове.

Помощник реж 2: А теперь задание на координацию: возьмись правой рукой за левое ухо, а левой-за нос, хлопни в ладоши, теперь быстро возьмись левой рукой за правое ухо, а правой за нос.

Помощник реж 1 : Танцевали вы тут, танцевали, а теперь потанцуйте парами

Надо танцевать так , чтобы шарик, который будете держать лбами не упал, кто дольше всех продержится, тому приз дадим.

8 Задание: «Дружба»

А сейчас мы посмотрим, какие вы дружные, ведь чтобы играть в кино, надо еще уметь дружить, а наше задание выполнит только дружная команда. А родители будут помогать.

Помощник реж 2: Мы будем читать вам загадки, а отгадки спрятаны в нашем зале, нужно их найти и принести нам. Победит тот, кто больше принесет предметов.

Читайте так же:
Глория джинсы вегас кунцево

(Помощник режиссера читает загадки, дети находят отгадки)

1) Чтоб не мерзнуть,

В печке вязаной

2) Не галстук он, не воротник,

А шею обжимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (шарф)

3) Зима пришла. И снег не тает.

И праздники чредой идут.

По снегу лыжи нас катают,

А с горки саночки везут.

По льду в холодные деньки

Катают детвору … (коньки).

4) Пусть не очень он красив,

Но первом месте

Среди разной обуви,

Сделанной из шерсти.

Никогда не подведёт

В стужу он друзей,

Для него есть в городе

5)На красавице лесной

Золотится дождь волной —

С серебристого шнура

6) Их готовят, покупают

И под елочку кладут.

С Новым годом поздравляют

И всегда их сильно ждут. (подарки)

7) На голове его ведерко,

А нос — съедобная морковка,

К зиме и холоду привык.

8) В очень яркой «упаковке»,

Состоит из сочных долек

И на вкус приятный.

9) Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная, на Новый год я — главная. (елка)

10 ) Что за звёздочка такая

На пальто и на платке —

Вся сквозная, вырезная,

А возьмёшь — вода в руке? (снежинка)

11) Скажем: «Ёлочка, зажгись!»,

И цепочкой сверху вниз

Вспышки красок побегут.

Как зовётся атрибут? (Гирлянда)

12) Кто под ёлочку положит

И планшет, и паровоз?

Кто желанья исполняет?

Добрый дедушка. (Мороз)

Помощник реж 2: А да молодцы, победила дружба! Думаю, хорошую команду мы подобрали, можно попробовать снимать фильм.

9 Задание: «Снимаем фильм»

Помощник реж1: Снимаем фильм про школу и ученика

Ученик –«А я чё? Я ничё…»,

Лень –матушка – «Ба-а-лдёж»

Директор школы – «Что здесь происходит?»,

Классный руководитель- «Они у меня хорошие»

Маманя – «Куда только школа смотрит?»,

Папаня – «Ремня получит!»,

Одноклассники- «Хорош дурака валять»

Актёры при упоминании их роли произносят свои фразы.

Жил да был Ученик… И так себе он спокойно поживал, но обуяла Ученика… Лень-матушка… Первым забеспокоился Директор школы… А Ученик ему… Всё потому, что нашептывала ему на ушко Лень-матушка… Директор школы… вызвал Классного руководителя… пошел к Ученику… Да только тому по-прежнему шепчет Лень-матушка… Тогда Классный руководитель… вызвал Маманю…Пошли Маманя… и Классный руководитель… к Директору… и Сказал Директор… Классный руководитель… а Маманя… И ответил на это Ученик… Потому что шептала ему на ушко Лень-матушка…Отправилась Маманя… за Папаней… Пришли Папаня…, Маманя…. Классный руководитель…и Директор… к Ученику… А Ученик им … А Лень-матушка ему… И рванул Папаня… за Одноклассниками…, потому как любое дело в коллективе лучше решаемо. Прибежали Одноклассники… И хотела бы сказать им Лень-матушка…, да только сначала сказал Директор… Потом добавил Классный руководитель…Выступила Маманя… Громко крикнул Папаня… После чего в спор вступили Одноклассники… На что Ученик ответил…

Помощник реж1: Дорогие мои! Пришло электронное письмо от Деда Мороза:

«Здравствуйте, дорогие мои школьники!

Поделюсь с вами секретом- я в курсе всех ваших манипуляций. И письмо вашим родителям я уже написал. Всего, конечно не выдал!

Сейчас разъясню вам:

Не просите меня подделать оценки, ил отменить тестирование. Максимум, что могу-завьюжить, приморозить, да о то это же временное все. Так что лучше учтите, что надо надеяться на себя, а не на погоду!

Не загадывайте, чтобы учительница заболела, пришлют другую – умолять будете, что ту вернули назад!

Не уговаривайте меня отключить интернет, когда учительница заполняет электронный журнал, все тайное всегда становится явным! Лучше сами с порога признайтесь, что натворили, да еще секрет раскрою- полы дома помойте, мама точно не так сильно ругать будет.

Читайте так же:
Машина для гольфа террария

Не заказывайте дорогие подарки, у меня бюджет ограничен.

Если просите животных, узнайте сначала, как вы за ними ухаживать.

А вот стихи и песни я не отменял, хоть пять вам лет, хоть пятнадцать. А я вам за это устрою хорошую погоду-ветер, метель, …. Что, испугались?

Да не бойтесь, снег нынче дорогой, негоже им разбрасываться.

Не нойте, что, мол, каникулы короткие . Короткие-это когда вспомнить нечего, проведите их с толком, не сидите дома, будьте активнее, тогда еще месяц вспоминать будете.

И помните, скажете-не, не хочу, не получится-так и выйдет, а коли скажете-да, ок, все будет хорошо-будет по-вашему!

Хороших оценок вам, мои умницы, хороших друзей- это важно, удачи и стремления.

Всегда ваш Дед Мороз»

Помощник реж1:А мы тоже хотим присоединиться к поздравлениям Деда Мороза и от себя добавить, что вы очень классные и родители у вас замечательные! Оставайтесь такими, будьте дружными и тогда все всегда у вас получится!

28 слов, во множественном числе которых вы точно ошибались (хотя бы раз)

Со множественным числом бывает не всё так просто, как кажется. А если вы не согласны, то, вероятно, вы просто не пытались разобраться с родительным падежом. Грузин или грузинов, помидор или помидоров и брелоки вместо брелков.

Правильно: килограмм мандаринов / апельсинов

Советы, как выбрать самые сладкие мандарины, вы, скорее всего, прочитаете под Новый год. Ну или чуть раньше. А мы пока расскажем, как не облажаться с правильным произношением или ещё хуже — написанием. Когда в следующий раз окажетесь в прилавке с фруктами, прислушайтесь, кто и как произносит. Спорим, что пару-тройку ошибок (в зависимости от того, сколько времени у вас займёт тщательный выбор фруктов) вы точно услышите. Запоминайте: названия фруктов, овощей мужского рода, которые оканчиваются на твёрдый согласный (прямо как «апельсин» и «мандарин»), в родительном падеже множественного числа будут иметь окончание –ов: тонна апельсинов, мандаринов, бананов, гранатов. Сказать «килограмм мандарин» и «взвесьте пару апельсин» — тоже можно. Но только в разговорной речи и когда никто не слышит. Исключение из правила только у «яблок» — вариант «десять яблоков» считается просторечным. Правильно будет сказать «у нас нет зелёных яблок, только красные».

Правильно: два килограмма помидоров и баклажанов

С помидорами и баклажанами всё то же самое. Овощ? Да. Мужского рода? Тоже да. Оканчивается на твёрдый согласный? Снова да! Значит, в родительном падеже множественного числа пишем окончание –ов. Поэтому ваш салат будет из помидоров и баклажанов (а не помидор и баклажан).

Правильно: у нас 150 банок солений в погребе

Ещё очень вкусно, когда помидоры, огурцы и морковь солят. Правда, не ошибиться в том же родительном падеже того же множественного числа бывает непросто. Если будете кому-нибудь хвастаться, как много солений (а не соленьев) у вас в кладовке или у родителей в погребе — делайте это тоже правильно.

Правильно: три пары чулок

Вспомним элементарное. Но при этом распространённую и раздражающую ошибку: как пишутся «носки», «гольфы» и «чулки» в родительном падеже множественного числа. Взрослые предлагали запоминать так: чулки на самом деле длинные — окончание короткое («чулок»), гольфы и носки короткие — окончание длинное («гольфов», «носков»).

Изначально все слова писались с одинаковым окончанием -ов: чулков, носков, сапогов (слово «чулков» до сих пор существует в некоторых словарях с пометкой «устаревшее»). Но впоследствии «чулки» потеряли окончание, а написание «чулок» стало считаться единственно правильным.

Правильно: у нас больше нет чистых носков и гольфов

Про гольфы и носки мы уже подробно описали чуть выше. Но хотим обратить внимание, что в последнее время наметилась тенденция к многочисленным изменениям в словарях. Например, в «Русском орфографическом словаре» под редакцией Лопатина привычный вариант «носков» уживается с формой родительного падежа «носок». Есть вероятность, что скоро «носок» станет допустимой нормой (как «пять килограммов помидор» в разговорной речи), но пока рекомендуем в родительном падеже множественного числа писать и говорить только «носков» и «гольфов».

Читайте так же:
Как разлохматить низ джинсов

Правильно: без шортов

Правильно: без шорт

Во-первых, шорты — это существительное, которое употребляется только во множественном числе. Раньше был только один правильный вариант в родительном падеже: (без) шорт. Хотя сейчас Русский орфографический словарь РАН даёт, что оба варианта — шорт и шортов (ударение на первый слог) — равнозначные. Так что если кому-то соберётесь сообщить такую важную информацию про шорты — выбираете вариант, который вам больше нравится. Хотя (без) шорт звучит, как нам кажется, привычнее. Но вы всё равно не стесняйтесь.

Правильно: большой выбор джинсов

«У меня пять пар джинс». Ужасно рады, вот только в этом предложении всё неправильно. У некоторых существительных, которые обозначают парные предметы и употребляются исключительно во множественном числе, в родительном падеже может быть и нулевое окончание. Брюки — брюк, шорты — шорт (хотя есть ещё равноправный вариант «шорты»). Но помимо них ещё есть «джинсы», «штаны», у которых в окончании появляется –ов. Так что выбирайте джинсы правильно. А если вы хотите сказать о джинсовой ткани, то об ударении можете даже не думать. Равноправные варианты: джИнсовая и джинсОвая.

Правильно: поделки из макарон

Мы снова про еду. Но никаких овощей и фруктов. Стоит запомнить ещё одну форму родительного падежа существительного, которое употребляется только во множественном числе: поделки из чего? — макарон. И никаких «макаронов», пожалуйста.

Правильно: я съел тарелку оладий и вафель

И для тех, кто всё-таки больше не по чипсам, солёной рыбке и соленьям. Рассказываем, как вести грамотные беседы в кофейнях. Хотя «оладья», «вафли» и «печенье» в грамматическом плане далеко от «солений» не ушли. Запоминайте: правильно в родительном падеже (множественного числа) будет «оладий», «печений» и «вафель». А если вдруг в каком-то словаре (Ушакова, допустим) вы встречали вариант «оладьев» — не верьте. Это форма неверная. И её давно никто не рекомендует употреблять.

Правильно: пять килограмм / грамм

Правильно: пять килограммов / граммов

Вариативность бывает не только у шорт и шортов, но и единиц измерения. Если они сочетаются с числительными, то на выбор у вас два равноправных варианта — семь килограмм и семь килограммов. Но если родительный падеж не используется для условного счёта, то тогда количество вариантов уменьшается до одного: я хочу скинуть несколько лишних килограммов (или граммов).

Правильно: у неё нет сапог и туфель

Без сапог и туфель грустно жить. Но зато обычно то, что надевается (или обувается) на ноги, употребляется с нулевым окончанием. Например, чулок, сапог, тапок, ботинок, валенок, туфель. Разве что кеды отличились: в родительном падеже множественного числа будет «кедов». Кстати, про туфлю. Правильная форма только (нет) «туфель», с ударением на первый слог. «Туфлей» — недопустимый вариант, хотя некоторые и пытаются признать его в разговорной речи. Ну и сразу скажем про ударения. Никакой «туфлЯ» — только «тУфля».

Правильно: вокруг дома столько яслей

Место, где начинается нешуточная социализация и подготовка к суровой детсадовской и школьной жизни. Первое, что нужно знать о слове «ясли» — у него нет единственного числа (прямо как у качелей). Второе — это сложный родительный падеж, который многих подводит. Правильно будет не «ясель», а «яслей». И третье — ударение во всех падежах падает на первую букву «я»: ребёнок в Яслях.

Правильно: в Сочи грузин больше, чем армян

Читайте так же:
Джинсы блю доллар история

С национальностями тоже бывает непросто. Попробуй запомни: нужно окончание или нет. Для начала разберёмся с грузинами и армянами. Если погуглить «грузинов», то найдётся 314 000 результатов. Из этих тысяч наверняка где-то объясняют ошибку, а где-то рассказывают про обладателя фамилии Грузинов, но всё же. Если мы хотим назвать количество представителей Грузии или Армении, то правильно будет «пять грузин» или «трое армян».

Правильно: в компании турок

Друзья из Турции ушли недалеко от грузин и армян. Есть ещё одна хитрость, которая поможет запомнить правильные варианты. Очень часто у названий национальностей родительный падеж множественного числа совпадает с формой именительного падежа в единственном числе: турок, грузин, осетин, болгар, румын. Можете проверить по словарю.

Правильно: у меня много друзей-башкир (и татар)

Ещё одна распространённая ошибка, которая на самом деле подчиняется предыдущим правилам. Решили лишний раз повторить, чтобы вы запомнили раз и навсегда. Но не стоит думать, что у всех национальностей без исключения нулевые окончания. Не совсем. Например, в родительном падеже литературные нормы: абхазов (а не абхаз), таджиков, киргизов, калмыков и так далее.

Правильно: тренеры «Спартака» и ЦСКА недовольны матчем

А теперь никакого родительного падежа — множественное число существительных в чистом виде на примере футбольных тренеров. Существительные с окончанием на согласную образуют множественное число с помощью окончания -ы: «тренеры», «редакторы», «кремы», «договоры». Это литературная норма, поэтому просто запомните. А про другую литературную норму с окончанием на –а — читайте ниже.

Правильно: твои глаза — как донья океанов

Согласитесь, комплимент так себе. Особенно если говорят «днища». А вот если употребить верную форму множественного числа, то ваш собеседник (в душе тайный граммар-наци) наверняка будет покорён. Ну и, кстати, никаких шуток. У слова «дно» действительно существует множественное число (хотя даже кандидат филологических наук Марина Королёва не сразу об этом узнала) — «донья». Прямо как обращение из латиноамериканских мыльных опер («Доброе утро, донья Роза!»). Так что у океанов всё-таки донья, как и бутылок шампанского.

Правильно: у тебя брелоков больше, чем ключей

Ещё совсем недавно в словарях была единственно верная схема склонения слова: брелок, брелока, брелоки, брелоков и так далее. Такое написание (и произношение) обусловлено его французским происхождением. Правда, если на письме, быть может, кто-то ещё и вспоминал про невыпадающую букву «о» в суффиксе, то в речи мы поголовно выслушивали, как друзья привозят из путешествий «брелки», а ключи у них обязательно «с брелком». Но словари сдаются натиску разговорной речи. Вот уже и в орфографическом словаре Лопатина форма слова «брелки» считается равноправной с «брелоками», хотя остальные словари делют пометку, что это разговорный вариант.

Правильно: не хватает нервов

Нервов при современном темпе жизни и правда иногда не хватает. Главное, чтобы не «нерв». Всё-таки с одним расставаться не так грустно, как с нервной системой целиком.

Правильно: лучшие директора московских школ

В современном русском языке есть примерно 300 слов, у которых именительный падеж множественного числа, так скажем, вариативен. Окончания на -ы (-и) — более привычны для нас и считаются литературными (тренеры, как в примере выше). Но с годами формы на -а (-я) сумели вытеснить некоторые литературные варианты. Точнее, занять их место. Сейчас единственно правильными вариантами считаются «директора», «профессора», «доктора».

Правильно: пять кочерёг

Надеемся, что в детстве все были знакомы с кочергой, а, может, вам даже доверяли ей попользоваться. Если их несколько, то писать нужно так: две кочерги, пять кочерёг.

Фото: картина Уинслоуа Хомера «Сигнал тумана»

ВАМ МОГУТ ПОНРАВИТЬСЯ ЭТИ ТЕКСТЫ:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector