Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Частица как часть речи. Разряды частиц — Частица — СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ — ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Частица как часть речи. Разряды частиц — Частица — СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ — ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1) Спасай друга даже из огня. 2) Не пасть же лицом в грязь. 3) Твоими бы устами да мёд пить. 4) Иные друзья пригодны лишь чай пить. 5) Залез в богатство, забыл и братство. 6) Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

• Найдите частицы, определите их разряд и роль в предложениях.

• Найдите слова, в которых происходит оглушение звонкого согласного. Почему происходит данное фонетическое явление?

1) Лжецу мы не верим даже тогда, когда он говорит правду. (Цицерон) 2) Умные речи приятно и слушать. (Пословица) 3) Кто говорит — не так уж важно. Что говорит — важней гораздо. (Пословица) 4) Свободное слово да будет свободно провозглашено. Закон осуждает лишь результаты злоупотребления свободой слова. (А. Мицкевич) 5) Не выдумывай лжи на брата твоего и не делай того же против друга. (Античный афоризм)

• Укажите частицы, определите их разряд и роль в предложении.

• Проведите морфологический разбор двух частиц.

Больше всего хранимого храни сердце своё, потому что из него источники жизни. Отвергни от себя лживость уст и лукавство языка удали от себя. Глаза твои пусть прямо смотрят. Обдумай стезю для ноги твоей и все пути твои да будут тверды.

(Из притчей Соломона)

• Обозначьте в тексте частицы, определите их разряд и роль в предложении.

• Возьмите в овал союзы, определите их разряд.

• Подчеркните в тексте предлоги. Какие они: производные или непроизводные? Приведите пример производного предлога, составьте и запишите с ним предложение.

В нас живут труд, силы тех, кто жил до нас. Пусть же в свою очередь будущие поколения смогут жить благодаря нашему труду, благодаря силе наших рук и нашего ума. Лишь в этом случае мы достойно выполним своё назначение.

• Подберите к тексту заголовок, который будет отражать главную мысль текста.

• Найдите частицы, возьмите их в овал; укажите разряд частиц.

• Начертите схему предложения 1.

1) Лишь он вошёл, она ему навстречу. 2) Ему бы лишь ничего не делать. 3) Вон холм лесистый. 4) Худую траву из сердца вон. (Пословица) 5) Трусливому зайке и пенёк волк. (Пословица) 6) Знание и ремесло человека красят. (Пословица) 7) Как рано вы завтра к нам приедете? 8) Как красив лес осенью! 9) Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки белеет облачко в выси небес. (М. Цветаева) 10) Нет счастья вне родины. Нет свободы. Каждый пускай корни в родную землю. (И. Тургенев) 11) Пускай толпа растопчет мой венец. (М. Лермонтов)

• Определите части речи созвучных слов, обоснуйте свою точку зрения.

(Ключ: в 1-м предложении “лишь” — союз (= как только); во 2-м предложении “лишь” — частица (= только); в 3-м предложении “вон” — указательная частица; в 4-м предложении “вон” — наречие; в 5-м предложении “и” — усилительная частица; в 6-м “и” — союз, связывающий однородные члены; в 7-м предложении “как” — наречие; в 8-м “как” — частица; в 9-м “как” — союз; в 10-м предложении “пускай” — глагол; в 11-м “пускай” — частица.)

• Определите стилистическую принадлежность частиц, встретившихся в предложениях данного задания.

Выборочные диктанты

1) Я вырос на грядке, характер мой гадкий: куда ни приду, всех до слёз доведу. (Лук) 2) Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык) 3) Что же это за девица — не швея, не мастерица, ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год? (Ёлка) 4) С мерцанием звёздочек этих сравнится лишь белый узор, что плетут кружевницы. (Снежинка) 5) Там морковка, там капуста, там клубника пахнет вкусно. И козла туда, друзья, ну совсем пускать нельзя. (Огород) 6) Здесь, ребята, в самом деле, не найти осин и елей, нет берёз, не сыщешь дуб, а вот сосен много тут. (Бор) 7) Пусть будет стройной, всё равно корове не пойдёт оно. (Седло) 8) Оно, как и дурная весть, оно на Солнце даже есть. (Пятно) 9) Непоседлив как малыш, что за ним не уследишь, хоть гляди во все глаза. Ох уж этот. (егоза). 10) Дым из чайника валит. Неужели чай горит? (Пар) 11) Если поле плугом вспашем, что потом о нём мы скажем? Вряд ли грядкой назовём, растут не овощи на нём. (Пашня) 12) Расскажи-ка мне скорее, что растёт на конской шее? (Грива)

Читайте так же:
Чем стирать джинсы чтобы они не линяли

• Выпишите из текстов загадок частицы. Определите их разряд.

. Вот ведь как бывает в природе: уж и октябрь на исходе — глухая пора дождей, и совсем где-то рядом затаилась зима, — и вдруг на границе нескончаемых осенних дождей и зимней вьюги затерялся такой светлый, праздничный денёк! Будто лето, поспешно улетая, слу- ” чайно обронило одну из своих светлых страничек.

• Выпишите из текста частицы. Сделайте их морфологический разбор.

Творческий диктант

• Угадайте частицу по лексическому значению и запишите её.

1) Эта частица указывает на происходящее или находящееся в некотором отдалении (вон); 2) частица, выражающая уточнение, в значении “как раз”, “действительно” (именно); 3) вопросительная частица, синонимичная частице “разве” (неужели); 4) ограничительная частица, синонимичная частице “только” (лишь); 5) частица, усиливающая значение слова, перед которым находится, синонимичная частице “даже” (и); 6) частица, выражающая восклицание, или негодование, или удивление (как); 7) частица, образующая форму условного наклонения глагола (бы).

• Подчеркните частицы, которые имеют омонимы среди других частей речи. (Ключ: вон, лишь, и, как.) Поясните своё утверждение, составив соответствующие предложения, в которых частицы перейдут в другие части речи. Какие?

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Язык. Правописание. Культура речи
Служебные части речи
Частица — Частица как часть речи. Разряды частиц

1) Спасай друга даже из огня. 2) Не пасть же лицом в грязь. 3) Твоими бы устами да мёд пить. 4) Иные друзья пригодны лишь чай пить. 5) Залез в богатство, забыл и братство. 6) Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

✵ Найдите частицы, определите их разряд и роль в предложениях.

✵ Найдите слова, в которых происходит оглушение звонкого согласного. Почему происходит данное фонетическое явление?

1) Лжецу мы не верим даже тогда, когда он говорит правду. (Цицерон) 2) Умные речи приятно и слушать. (Пословица) 3) Кто говорит — не так уж важно. Что говорит — важней гораздо. (Пословица) 4) Свободное слово да будет свободно провозглашено. Закон осуждает лишь результаты злоупотребления свободой слова. (А. Мицкевич) 5) Не выдумывай лжи на брата твоего и не делай того же против друга. (Античный афоризм)

✵ Укажите частицы, определите их разряд и роль в предложении.

✵ Проведите морфологический разбор двух частиц.

Больше всего хранимого храни сердце своё, потому что из него источники жизни. Отвергни от себя лживость уст и лукавство языка удали от себя. Глаза твои пусть прямо смотрят. Обдумай стезю для ноги твоей и все пути твои да будут тверды.

Читайте так же:
Как постирать джинсы чтобы они посветлели

(Из притчей Соломона)

✵ Обозначьте в тексте частицы, определите их разряд и роль в предложении.

✵ Возьмите в овал союзы, определите их разряд.

✵ Подчеркните в тексте предлоги. Какие они: производные или непроизводные? Приведите пример производного предлога, составьте и запишите с ним предложение.

В нас живут труд, силы тех, кто жил до нас. Пусть же в свою очередь будущие поколения смогут жить благодаря нашему труду, благодаря силе наших рук и нашего ума. Лишь в этом случае мы достойно выполним своё назначение.

✵ Подберите к тексту заголовок, который будет отражать главную мысль текста.

✵ Найдите частицы, возьмите их в овал; укажите разряд частиц.

✵ Начертите схему предложения 1.

1) Лишь он вошёл, она ему навстречу. 2) Ему бы лишь ничего не делать. 3) Вон холм лесистый. 4) Худую траву из сердца вон. (Пословица) 5) Трусливому зайке и пенёк волк. (Пословица) 6) Знание и ремесло человека красят. (Пословица) 7) Как рано вы завтра к нам приедете? 8) Как красив лес осенью! 9) Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки белеет облачко в выси небес. (М. Цветаева) 10) Нет счастья вне родины. Нет свободы. Каждый пускай корни в родную землю. (И. Тургенев) 11) Пускай толпа растопчет мой венец. (М. Лермонтов)

✵ Определите части речи созвучных слов, обоснуйте свою точку зрения.

(Ответ: в 1-м предложении «лишь» — союз (= как только); во 2-м предложении «лишь» — частица (= только); в 3-м предложении «вон» — указательная частица; в 4-м предложении «вон» — наречие; в 5-м предложении «и» — усилительная частица; в 6-м «и» — союз, связывающий однородные члены; в 7-м предложении «как» — наречие; в 8-м «как» — частица; в 9-м «как» — союз; в 10-м предложении «пускай» — глагол; в 11-м «пускай» — частица.)

✵ Определите стилистическую принадлежность частиц, встретившихся в предложениях данного задания.

1) Я вырос на грядке, характер мой гадкий: куда ни приду, всех до слёз доведу. (Лук) 2) Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык) 3) Что же это за девица — не швея, не мастерица, ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год? (Ёлка) 4) С мерцанием звёздочек этих сравнится лишь белый узор, что плетут кружевницы. (Снежинка) 5) Там морковка, там капуста, там клубника пахнет вкусно. И козла туда, друзья, ну совсем пускать нельзя. (Огород) 6) Здесь, ребята, в самом деле, не найти осин и елей, нет берёз, не сыщешь дуб, а вот сосен много тут. (Бор) 7) Пусть будет стройной, всё равно корове не пойдёт оно. (Седло) 8) Оно, как и дурная весть, оно на Солнце даже есть. (Пятно) 9) Непоседлив как малыш, что за ним не уследишь, хоть гляди во все глаза. Ох уж этот. (егоза). 10) Дым из чайника валит. Неужели чай горит? (Пар) 11) Если поле плугом вспашем, что потом о нём мы скажем? Вряд ли грядкой назовём, растут не овощи на нём. (Пашня) 12) Расскажи-ка мне скорее, что растёт на конской шее? (Грива)

✵ Выпишите из текстов загадок частицы. Определите их разряд.

. Вот ведь как бывает в природе: уж и октябрь на исходе — глухая пора дождей, и совсем где-то рядом затаилась зима, — и вдруг на границе нескончаемых осенних дождей и зимней вьюги затерялся такой светлый, праздничный денёк! Будто лето, поспешно улетая, случайно обронило одну из своих светлых страничек.

✵ Выпишите из текста частицы. Сделайте их морфологический разбор.

✵ Угадайте частицу по лексическому значению и запишите её.

Читайте так же:
Что такое «джинса» в журналистике

1) Эта частица указывает на происходящее или находящееся в некотором отдалении (вон); 2) частица, выражающая уточнение, в значении «как раз», «действительно» (именно); 3) вопросительная частица, синонимичная частице «разве» (неужели); 4) ограничительная частица, синонимичная частице «только» (лишь); 5) частица, усиливающая значение слова, перед которым находится, синонимичная частице «даже» (и); 6) частица, выражающая восклицание, или негодование, или удивление (как) 7) частица, образующая форму условного наклонения глагола (бы).

✵ Подчеркните частицы, которые имеют омонимы среди других частей речи. (Ответ: вон, лишь, и, как.) Поясните своё утверждение, составив соответствующие предложения, в которых частицы перейдут в другие части речи. Какие?

Презентация по теме: "Частица как часть речи. Разряды частиц"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)

Беккер Дарья Ярославовна

Сведения о частице как служебной части речи, о разрядах частиц. Схема и образец морфологического разбора.

Скачать:

ВложениеРазмер
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx833.54 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Частица -это служебная часть речи, которая придает различные дополнительные смысловые оттенки словам и предложениям или служит для образования формы слова.

Не сбылись, мой друг, пророчества пылкой юности моей. Пускай толпа клеймит презреньем наш неразгаданный союз…

По происхождению частицы часто связаны с другими ЧР: А, и и др. – с союзами; То, себе, это и др. – с местоимениями; Давай, бывало и др. – с глаголами; Частицы не являются членами предложения, однако могут входить в состав членов предложения: От любви не требуют поруки, с нею знают радость и беду (С. Есенин).

Классификация частиц Выделяют два основных разряда частиц: Смысловые Формообразующие

Смысловые частицы Служат для придания словам и предложениям различных дополнительных смысловых оттенков, например:

Указательные (обычно указывают на предметы, явления) Вон, вот, это и др. Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек (И. Крылов). «Так поправее ракиты, Фёдор Филиппыч , вон там-то», — говорит ему кто-то (Л. Толстой). Профессия врача – это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов (А. Чехов).

Уточняющие (служат для уточнения какого-то слова или выражения) Именно, почти, точно, как раз и др. Матушка почти не обращала на меня внимания (И. Тургенев).

Выделительно-ограничительные (придают слову или группе слов ограничительный оттенок) Только, всего, лишь, исключительно, всего-навсего В комнате остались только хозяин да Сергей Николаевич, да Владимир Петрович.

Усилительные (подчеркивают определённые слова) Даже, ведь, же, и, даже и, ни, уж, всё, всё-таки, -то и др. Даже приказчик издал какой-то неодобрительный звук (Л. Толстой). «Однако плохо же кормят тебя твои хозяева!» – говорил незнакомец, глядя, с какой свирепой жадностью Каштанка глотала неразжёванные куски (А. Чехов).

Вопросительные ( употребляются в вопросительных предложениях и служат для выражения вопроса) Разве, ли, неужели, ужель и др. Разве я могу сомневаться в этом? (л. Толстой)

Отрицательные (служат для выражения отрицания) Не, ни, нет, отнюдь не, вовсе не, далеко не Самостоятельность, чувство свободы и личная инициатива в науке не меньше нужны, чем, например, в искусстве или торговле (А. Чехов). На небе ни облачка.

Частица нет обычно употребляется при отрицательном ответе на вопрос и отделяется запятой: «Так вы приедете к нам?» – « Нет , не приеду» (Л. Толстой). Частицу нет (отрицательный ответ на вопрос) необходимо отличать от слова нет , являющегося сказуемым в безличном предложении : На поле уже нет снега, а в лесу ещё есть.

Утвердительные (служат для выражения утверждения и отделяются запятыми) Да, точно, так «Уж женат?» – « Да , третий год пошел с Филипповок» (Л. Толстой).

Сравнительные (употребляются при сказуемом) Как, словно, будто, как будто, точно и др. Дубровский как будто очнулся от усыпления (А. Пушкин). Спелая рожь как золотистое море.

Восклицательные Что за, как, о и др. Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит и говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» (И. Крылов). Тебе, Казбек, о страж востока, принес я, странник, свой поклон (М. Лермонтов).

Формообразующие частицы Служат для образования грамматических форм слова:

Условного наклонения гл. Бы(б) Я б навеки забыл кабаки и стихи бы писать забросил, только б тонко касаться руки и волос твоих цветом в осень (С. Есенин). Повелит. наклонения гл. Да Бывало Давай(те) Пусть(пускай) Пускай толпа растопчет мой венец: венец певца, венец терновый (М. Л ермонтов). Степень сравнения прилагательных и наречий Более Менее Наиболее Наименее Самый

Частицы необходимо отличать от других ЧР, например: Мы работаем в будни и в выходные. (Союз и связывает однородные чл. пр -я.) Ты работаешь и в воскресенье! (Усилительная частица и = Ты работаешь даже в воскресенье! ) Вам необходимо точно определить местоположение объекта. (Наречие точно; необходимо определить (как?) точно.) – Всё точно замерло . (Сравнительная частица точно употребляется при сказуемом.)

Морфологический разбор частицы Схема разбора Часть речи. Разряд по значению. Образец разбора Почти все гости были мне совершенно незнакомы (И. Тургенев). Почти – частица, смысловая, уточняющая.

Спасибо за внимание! Подготовила: Беккер Д.Я. Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ1 г.Шатуры » Список литературы: Русский язык. От фонетики до текста. : Пособие для учащихся старших классов и абитуриентов / И. Э. Савко . – 2-е изд. С изм. И доп. – Минск : « Харвест », 2010. – 528с. Русский язык. 7 класс : учеб. Для общеобразоват . Организаций / [ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская , Л. А. Тростенцова и др. ] . – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 223с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме «Частицы как часть речи»

Презентацию можно использовать на уроке по теме «Частицы».

Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».

Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок.

Частица как часть речи. Разряды частиц.

Представление о частице как части речи, роль формообразующих и смысловых частиц.

Тест по русскому языку по теме «Частица как часть речи. Разряды частиц»

Тест содержит три вопроса по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц" . Тест в двух вариантах.

Презентация по теме: «Прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. Морфологический разбор. Повторение»

Прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. Морфологический разбор. Повторение.

Презентация по теме: «Местоимение как часть речи. Разряды местоимений»

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц.

Презентация к уроку по теме "Частица как служебная часть речи. Разряды частиц&quot.

Венец какая часть речи

Частица – это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов. Частицы не изменяются, не являются членами предложения. (В школьной грамматике, однако, принято подчёркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.). В зависимости от передаваемых дополнительных значений выделяют: смысловые частицы (вот он, приблизительно два), модальные частицы (да, мы встречались, ну, иди), и формообразующие частицы, которые передают различные грамматические значения: Пусть идет. Да здравствуют участники слета!

Основные смысловые частицы

Название

Частицы

Значение

Примеры

1

Указательные

вон, вот, это и др.

указывают на предметы, явления

1. Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек (И. Крылов). 2. Профессия врача – это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов (А. Чехов).

2

Уточняющие

именно, почти, точно, как раз и др.

уточняют какое-либо слово или выражение

Матушка почти не обращала на меня внимания (И. Тургенев).

3

Выделительно-ограничительные

только, всего, лишь, всего-навсего и др.

придают слову или группе слов ограничительный оттенок

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель, синь очей утративший во мгле… (С. Есенин)

4

Усилительные

даже, ведь, же, и, ни и др.

подчёркивают определённые слова

Даже приказчик издал какой-то неодобрительный звук (Л. Толстой).

5

Вопросительные

разве, ли, неужели, ужель и др.

выражают вопрос в вопроситель-ных предложениях

Разве я могу сомневаться в этом? (Л. Толстой)

6

Отрицательные

не, ни, нет, отнюдь не, вовсе не, далеко не и др.

Частица нет употребляется при отрицательном ответе на вопрос и отделяется запятой

Самостоятельность, чувство свободы и личная инициатива в науке не меньше нужны, чем, например, в искусстве или торговле (В. Чехов).

«Так вы приедете к нам?» – «Нет, не приеду» (Л. Толстой).

7

Утвердительные

да, точно, так и др.

«Уж женат?» – «Да, третий год пошёл с Филипповок» (Л. Толстой).

8

Сравнительные

как, словно, будто, как будто, точно и др.

Употребляют-ся при сказуемом

1. Дубровский как будто очнулся от усыпления (А. Пушкин). 2. Спелая рожь как золотистое море .

9

Восклицательные

что за, как, о и др.

1. Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! (И. Крылов). 2. Тебе, Казбек, о страж востока, принёс я, странник, свой поклон (М. Лермонтов).

Формообразующие частицы

Грамматическая форма

Частицы

Примеры

Повелительное наклонение глагола

пусть, пускай, да, давай

Пускай толпа растопчет мой венец: венец певца, венец терновый! (М. Лермонтов)

Условное наклонение глагола

Я б навеки забыл кабаки и стихи бы писать забросил … (С. Есенин)

Устаревшая форма прошедшего времени глагола

Мы начали было толковать о новом уездном предводителе, как вдруг у двери раздался голос Ольги: «Чай готов» (И. Тургенев).

Модальные частицы

Значения

Частицы

Примеры

Волеизъявление (такое же значение у формо-образующих частиц)

Дай-(ка), ну, а ну, ну-ка, пускай, пусть, давай

Нет, не тебя так пылко я люблю (П.)

Отношение к действию: вопрос, утверждение, отрицание, сравнение

Да, нет, ли, как бы

Знаете ли вы украинскую ночь? (Г.) Поступай как знаешь.

Ну что за шейка, что за глазки! (Кр.)

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчёркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал, если бы не пошёл дождь .

Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего.

В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол).

Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука) и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука). При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков).

Не являются частицами постфиксы —ся (-сь), —то, -либо, -нибудь и приставки не и ни в составе отрицательных и неопределённых местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания.

Смысловую частицу —то надо отличать от словообразующего постфикса —то, выступающего как средство образования неопределённых местоимений и наречий. Сравним: какой-то, куда-то (постфикс) – Я-то знаю, куда надо идти (частица).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector