Венец мироздания что это
Венец мироздания что это
Венец творения в интерьере мироздания
Со времени выхода в свет первого издания этой книги, которая раньше называлась «Апгрейд обезьяны», прошли годы. За которые кое-что в этом мире изменилось. Некоторые главы «Апгрейда…» разрослись до отдельных книг, и «Апгрейд…» перестал в них нуждаться. Они — как дети, которые выросли и ушли в самостоятельное плавание. Другие же главы, напротив, потребовали расширения и переосмысления в связи с бурными событиями нашей жизни.
Так, например, произошло с главой о наркотиках. Дело в том, что на книгу «наехали» идейные недоброжелатели, которые написали на нее донос в прокуратуру. И поводом послужила эта самая глава. «Пропаганда наркотиков!» — таково было мнение авторов кляузы, поддержанное прокуратурой Санкт-Петербурга.
Кроме того, в 2010 году случился большой общественный скандал вокруг личности автора, связанный с темой эвтаназии. В разные инстанции снова посыпались доносы на вашего покорного слугу. Они уже стали для меня привычными.
И удивляться тут нечему: когда это новое слово пробивалось в умы без сопротивления ортодоксов? Джордано Бруно сожгли, Иисуса Христа распяли…
Я пока жив. И потому, пользуясь моментом, решил обновить «Апгрейд…» — до новой книги.
Которую вы сейчас держите в руках.
Александр Никонов 2010 г.
Знаменитая книга Александра Никонова «Апгрейд обезьяны. Большая история маленькой сингулярности» с 2004 по 2008 годы выдержала несколько изданий.
В 2009 году ее распространение было приостановлено: в главе «Мифы о наркотиках» прокуратура Санкт-Петербурга (с подачи предвзято настроенных «доброжелателей») усмотрела пропаганду наркотиков (в действительности эта глава отражает точку зрения автора о необходимости легализации наркотиков; пропаганда легализации наркотиков действующим российским законодательством не запрещается).
Книга, которую вы держите в руках, — новое издание «Апгрейда…», переработанное и дополненное автором (разумеется, не только с учетом «рекомендаций» Питерской прокуратуры). Некоторые главы «Апгрейда…» выросли в самостоятельные книги (например, «Здравствуй, оружие!»), другие потребовали дополнения — за прошедшие годы в мире и в нашей жизни многое изменилось.
Но в главном — это та же умная, в сущности, философская книга, удивительно наглядно рисующая широкомасштабную картину происхождения Вселенной, планеты Земля, возникновения социума и развития нашей Цивилизации. И дающая ответы на самые важные вопросы, задаваться которыми у большинства из нас сегодня не хватает времени: кто мы? откуда мы? где мы? что с нами происходит? и что нас ждет? Правда, ответы А. Никонова на «вечные вопросы» далеко не всегда оказываются приятными и оптимистическими…
Чтение этой яркой и необычной книги оставляет ни с чем не сравнимое ощущение долгого разговора «за жизнь» с мудрым, порой резким и бескомпромиссным, а порой — снисходительным и ироничным собеседником.
Поп говорил громко, лицо его пылало, он вспотел. — Ты пришел узнать: во что верить? Ты правильно догадался: у верующих душа не болит. Но во что верить? Верь в Жизнь. Чем все это кончится, не знаю. Куда все устремилось, тоже не знаю. Но мне крайне интересно бежать со всеми вместе, а если удастся, то и обогнать других…
Та серьезность, с которой относятся к писательству в России, меня откровенно удивляет! У вас что ни писатель — обязательно гуру. Да с какой стати?! Писатель находится в таком же положении, что и читатель. Он также многого не понимает.
Я ненавижу введения.
Я их никогда не читаю.
Читать введение — все равно что начать есть треугольный кусок пиццы не с мягкого аппетитного уголка серединки, а с краю, с сухого валика теста без начинки. Нормальные люди этот край выбрасывают.
Поэтому никаких введений к книге я писать не стал. И то, что вы сейчас читаете, никакое не введение, а… ну, скажем, объяснительная записка. Должен же я как-то оправдаться за то, что написал эту книгу и теперь заставляю вас тратить часть вашей драгоценной жизни на ее прочтение. Может быть, вы меня еще извините. А может, проклянете.
… Второй час ночи. Я встаю из-за компьютера, иду в другую комнату и бужу жену.
— А? Что случилось?
— За что Эйнштейн получил Нобелевскую премию?
— За что Эйнштейн получил Нобелевскую премию?
— За теорию относительности… Для этого ты меня разбудил?
— А разве теория относительности того не стоит? Спи.
Она молча падает на подушку и засыпает, не успев долететь. А я, расстроенный, ухожу обратно в комнату. Мы живем в мире мифов! В мире устоявшихся предрассудков. В мире дурных социальных привычек. И с этим надо что-то делать…
До того, как разбудить жену и до того, как сесть за компьютер, я болтался в кресле-качалке и с отвращением наблюдал телевизор. Там какая-то колдунья со свечкой бубнила о том, что жить надо в согласии с природой. По другой программе неизвестный эколог не то из Гринписа, не то из министерства по охране природы, а может быть, и из партии «Яблоко» с той же «колдуньиной» интонацией бубнил про «катастрофическое», «беспрецедентное» загрязнение среды, которое грозит гибелью человечеству… За день до этого какой-то поп вещал о недопустимости клонирования человека по этическим соображениям… А за пару дней до попа некий политик, отвечая на пошлый вопрос ведущего, отчего же так много насилия в современном мире, сказал что-то не менее пошлое про общее падение морали и медленное умирание культуры…
Я больше не могу слушать весь этот бред! Меня тошнит от людской глупости и некомпетентности. Чем смотреть по телевизору такую чушь, лучше вставить в видеомагнитофон порнокассету — больше пользы будет.
И я решил написать книгу. Исключительно для прочистки мозгов. Потому что жить в согласии с природой невозможно… Потому что нынешний экологический кризис не беспрецедентный, были и пострашнее. И поблаготворнее… Потому что нравственность в современном мире вовсе не рушится, а укрепляется… Потому что культуру разрушить невозможно… Потому что никакая этика клонированию не помеха… И потому что Эйнштейн не получал «нобелевку» за теорию относительности, он получил ее совсем за другое…
Есть множество так называемых «вечных» вопросов, которые человек начинает задавать себе лет с четырнадцати.
Как устроен мир? Куда я денусь, когда умру? В чем смысл жизни? Что есть любовь?… Считается, что на них должна ответить литература. Увы, это еще один предрассудок. Литература на главные вопросы жизни, естественно, не отвечает. Вернее, отвечает, но совсем не та литература, которую рекомендуют юношам, обдумывающим житье.
Педагоги, которые советуют побольше читать, подсовывают им литературу художественную (как правило, норовят подпихнуть так называемую «классическую», то есть устаревшую). А чтобы получить квалифицированные ответы на главные вопросы жизни, нужно читать литературу специальную. Художественная же литература никаких ответов не дает просто потому, что пишут ее такие же дилетанты, как и те, что читают. Разница межу писателем и читателем только в том, что один умеет складно врать, а другой — нет. Но умение красиво писать не добавляет ума и знаний, верно? Так чему же нам учиться у классиков? Врать и выдумывать?… Максимум, что можно от них получить, — это различные, порой весьма тонкие, жизненные и психологические наблюдения. «Лев Толстой как зеркало русской революции…». Но об общения даже самых лучших наблюдений — удел научной литературы. Которую никто не читает.
скачать книгу бесплатно
Данная книга недоступна в связи с жалобой правообладателя.
Вы можете прочитать ознакомительный фрагмент книги.
Отзывы читателей
О «Венце творения» и А.П. Никонове
1. Книга написана простым языком. Читается легко. Неплохо изложено известное ранее
из других научно-популярных работ. Логически обоснованы нетрадиционные точки
зрения на некоторые проблемы (наркотики, эвтаназия).
2. Со многими утверждениями автора можно согласиться:
— Генетик В. Арбер: Бог создал нечто самоорганизующееся. Чтобы не вмешиваться…
— Бог Эйнштейна и Спинозы – Природа, закономерная гармония бытия…
— Блаженный Августин прав: ученые – начетчики и педанты…
— С. Хоккинг: Вселенная – дитя флуктуации, но это вовсе не доказывает, что Бога не
существует…
— В основе любого мировоззрения лежат недоказуемые предположения, например –
Бог есть, Бога нет…
— Есть вещи, принимаемые только на веру, понимаемые только из опыта, объяснить
которые нечем…
— Главная задача Религии – научить человека по-разному относиться к Вечности: либо
как к Раю, либо как к Аду. Это зависит от внутренних способностей человека…
3. В работе встречается ряд научно технических неточностей, противоречий, ошибок:
— силы тяготения наблюдаются невооруженным взглядом, а никаких сил
отталкивания и в помине нет…одноименные электрические заряды
отталкиваются…силы электростатического отталкивания…
— органические молекулы в межзвёздной пыли: метил, др…
— водород получается из воды с помощью электролитической диссоциации…
— млечный путь со скоростью 500 000 кмс мчится в сторону соседней галактики…
4. Автор необоснованно критичен, неуважителен, а подчас и груб по отношению к
инакомыслящим (верующим и неверующим):
— верят в Бога и разные другие гадости…
— лучше вам, кто не понимает таблицу Менделеева, повеситься…
— для двоечников напомню: черная дыра – это…
— увлечение былинами, собирание марок и прочая затхлость…
— скулить у костра протяжные песни…
— гумилевские бредни о пассионарности…
— некоторые граждане психологически не дорастают до своего времени и остаются
с романтическим флером в заднице…
— престарелые хиппи, барды и байдарочники, влипшие в свое обманчивое время,
как мухи в паутину, — это стоящие на эволюционной ступени ниже
— эта долбанная Ассоль. это уже практически мат!
5. Автора отличает болезненно ущемленное самолюбие и мания величия:
— за мной, читатель (не помню, кто сказал)…
— мастодонты отечественной философии, вроде меня…
— интересно, войду ли я в историю, если укажу человечеству новый путь
развития…
— Христос любил изъясняться притчами, а я чем хуже.
— может быть, я сам и зачну это новое направление, я ведь настоящий
постиндустриальный писатель, а не какой-нибудь модный фантаст Лукьяненко…
— нравственная парадигма, которую я, как пророк, несу тебе, читатель…
Александр Никонов: Венец творения в интерьере мироздания
Здесь есть возможность читать онлайн «Александр Никонов: Венец творения в интерьере мироздания» — ознакомительный отрывок электронной книги, а после прочтения отрывка купить полную версию. В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Москва, С.-Пб., год выпуска: 2010, ISBN: 978-5-93196-999-2, 978-5-49807-950-9, издательство: ЭНАС, Питер, категория: sci_popular / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
- 80
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Венец творения в интерьере мироздания: краткое содержание, описание и аннотация
Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Венец творения в интерьере мироздания»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.
Александр Никонов: другие книги автора
Кто написал Венец творения в интерьере мироздания? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
Эта книга опубликована на нашем сайте на правах партнёрской программы ЛитРес (litres.ru) и содержит только ознакомительный отрывок. Если Вы против её размещения, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.
Венец творения в интерьере мироздания — читать онлайн ознакомительный отрывок
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Венец творения в интерьере мироздания», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Венец творения в интерьере мироздания
Со времени выхода в свет первого издания этой книги, которая раньше называлась «Апгрейд обезьяны», прошли годы. За которые кое-что в этом мире изменилось. Некоторые главы «Апгрейда…» разрослись до отдельных книг, и «Апгрейд…» перестал в них нуждаться. Они — как дети, которые выросли и ушли в самостоятельное плавание. Другие же главы, напротив, потребовали расширения и переосмысления в связи с бурными событиями нашей жизни.
Так, например, произошло с главой о наркотиках. Дело в том, что на книгу «наехали» идейные недоброжелатели, которые написали на нее донос в прокуратуру. И поводом послужила эта самая глава. «Пропаганда наркотиков!» — таково было мнение авторов кляузы, поддержанное прокуратурой Санкт-Петербурга.
Кроме того, в 2010 году случился большой общественный скандал вокруг личности автора, связанный с темой эвтаназии. В разные инстанции снова посыпались доносы на вашего покорного слугу. Они уже стали для меня привычными.
И удивляться тут нечему: когда это новое слово пробивалось в умы без сопротивления ортодоксов? Джордано Бруно сожгли, Иисуса Христа распяли…
Я пока жив. И потому, пользуясь моментом, решил обновить «Апгрейд…» — до новой книги.
Которую вы сейчас держите в руках.
Александр Никонов 2010 г.
Знаменитая книга Александра Никонова «Апгрейд обезьяны. Большая история маленькой сингулярности» с 2004 по 2008 годы выдержала несколько изданий.
В 2009 году ее распространение было приостановлено: в главе «Мифы о наркотиках» прокуратура Санкт-Петербурга (с подачи предвзято настроенных «доброжелателей») усмотрела пропаганду наркотиков (в действительности эта глава отражает точку зрения автора о необходимости легализации наркотиков; пропаганда легализации наркотиков действующим российским законодательством не запрещается).
Книга, которую вы держите в руках, — новое издание «Апгрейда…», переработанное и дополненное автором (разумеется, не только с учетом «рекомендаций» Питерской прокуратуры). Некоторые главы «Апгрейда…» выросли в самостоятельные книги (например, «Здравствуй, оружие!»), другие потребовали дополнения — за прошедшие годы в мире и в нашей жизни многое изменилось.
Но в главном — это та же умная, в сущности, философская книга, удивительно наглядно рисующая широкомасштабную картину происхождения Вселенной, планеты Земля, возникновения социума и развития нашей Цивилизации. И дающая ответы на самые важные вопросы, задаваться которыми у большинства из нас сегодня не хватает времени: кто мы? откуда мы? где мы? что с нами происходит? и что нас ждет? Правда, ответы А. Никонова на «вечные вопросы» далеко не всегда оказываются приятными и оптимистическими…
Чтение этой яркой и необычной книги оставляет ни с чем не сравнимое ощущение долгого разговора «за жизнь» с мудрым, порой резким и бескомпромиссным, а порой — снисходительным и ироничным собеседником.
Поп говорил громко, лицо его пылало, он вспотел. — Ты пришел узнать: во что верить? Ты правильно догадался: у верующих душа не болит. Но во что верить? Верь в Жизнь. Чем все это кончится, не знаю. Куда все устремилось, тоже не знаю. Но мне крайне интересно бежать со всеми вместе, а если удастся, то и обогнать других…
Та серьезность, с которой относятся к писательству в России, меня откровенно удивляет! У вас что ни писатель — обязательно гуру. Да с какой стати?! Писатель находится в таком же положении, что и читатель. Он также многого не понимает.
Стелла Даффи, писательница
Я ненавижу введения.
Я их никогда не читаю.
Читать введение — все равно что начать есть треугольный кусок пиццы не с мягкого аппетитного уголка серединки, а с краю, с сухого валика теста без начинки. Нормальные люди этот край выбрасывают.
Поэтому никаких введений к книге я писать не стал. И то, что вы сейчас читаете, никакое не введение, а… ну, скажем, объяснительная записка. Должен же я как-то оправдаться за то, что написал эту книгу и теперь заставляю вас тратить часть вашей драгоценной жизни на ее прочтение. Может быть, вы меня еще извините. А может, проклянете.
Вселенная
Вселе́нная – (греч. οἰκουμένη (от οἰκέω — обитать, жить) — обитаемая (населенная) земля) – 1) в раннехристианском употреблении: а) обитаемая часть земли; б) вся земля; 2) область пространства, охватывающая весь видимый мир; 3) область пространства, охватывающая весь мир.
В христианском употреблении этого термина усматривается и тот смысл, что созданный Богом человек, венец творения, был вселен в обустроенный (приготовленный для него) мир.
Слово «вселенная» пришло в русский язык как церковнославянский перевод определенных мест библейских, святоотеческих и литургических текстов, описывающих земную среду обитания человека, все мироздание или его материальную сторону. Это слово имеет фундаментальный богословский смысл. Следуя этому смыслу, человек является образом Божьим и венцом мироздания, а потому вселяется Богом в мир как завершение и украшение мира.
Неся в себе динамичный глагол «вселять», слово «вселенная» выделяет человека из мироздания, указывает на его превосходство над миром, полагает высшую цель человеческого бытия, которая внеположена самой вселенной, надмирна. Вместе с тем, слово «вселенная» говорит и о пребывании человека в мире, о его сопричастности всему мирозданию. Поэтому осуществление высшей цели человека значимо и для самой вселенной, непременно отразится на ее судьбах – человек имеет свою вселенскую миссию.
Цель существования человека заключается в благодатном обожении – в приобщении к нетварной жизни Бога, в теснейшем соединении со своим Создателем как Источником всем мыслимых и немыслимых совершенств. Через это соединение человек призван преобразить и обожить весь мир, распространить благодатную жизнь на всю вселенную, сделать ее проницаемой для действия благодати, исполнив тем самым свою вселенскую миссию и предназначение. Подобно тому, как он сам вселен в мир, человек призван вселить в мир и особое благодатное действие, сделать Божественное присутствие в мире более ощутимым.
«Уже не человек спасается вселенной, а вселенная человеком, потому что человек есть ипостась всего космоса, который причастен его природе. И земля обретает свой личностный, ипостасный смысл в человеке. Человек для вселенной есть ее упование благодати и соединения с Богом». (В.Н. Лосский. Догматическое богословие. Образ и подобие).
В православном богословии слово «вселенная» имеет два основных значения:
- Среда обитания людей (культурная ойкумена, освоенная человечеством часть мироздания).
- Весь сотворенный Богом мир (все мироздание).
Вселенная как земная среда обитания людей есть освоенная человечеством часть мира, то есть то культурное пространство, где присутствует человек. В этом смысле православное богословие говорит о Вселенских Соборах, вселенских учителях, проповеди апостолов во вселенной. «Вселенский Собор – это собрание пастырей и учителей христианской Кафолической Церкви, по возможности со всей вселенной, для утверждения истинного учения и благочиния между христианами» (Пространный Православный Катeхизис. Святитель Филарет (Дроздов))
Вселенная как весь сотворенный Богом мир не исчерпывается одним лишь видимым, чувственно воспринимаемым миром, а включает в себя и невидимый духовный, ангельский мир.
В Ветхом Завете вселенная как вся совокупность творения, раскрывается через библейское понятие «небо и земля»: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт. 1:1 ). В данном случае имеется в виду все творение, все, что создано Богом. Как отмечает архиепископ Филарет (Гумилевский), в тех местах Писания, где предмет творения Божьего именуется небом и землей надо понимать весь состав вещей, существующих отдельно от Бога. В Новом Завете вселенная как совокупность творения обозначается греческим словом космос (напр., Ин.17: 5 ; Еф.1:24 ; Деян.17:24 ). Следуя архиепископу Филарету, в Новом Завете слово космос означат не просто гармоничный порядок или устройство мира, а именно весь созданный Богом мир, всю совокупность мировых явлений.
Под вселенной также принято понимать и весь материальный, вещественный мир. Такое понимание вселенной закрепилось в современном научном естествознании, преимущественно в астрономии. Последняя исследует астрономическую вселенную (метагалактику) – часть материального мира, доступную исследованию астрономическими средствами.
Понятие вселенной как всего материального мира также приемлемо для православного богословия. Это понятие отражает факт вселения человека в мир материи, сопричастность человека всем физическим процессам мироздания чрез телесную конституцию. Вместе с тем, православное богословие настаивает, что материальный мир всего лишь часть сотворенной Богом вселенной. Вселенная включает и невидимый духовный мир, которому человек сопричастен своей душой.
Что ждёт вселенную в будущем с точки зрения современной науки?
Согласно современной космологии, возраст Вселенной — 13,7 миллиардов лет. Вселенная очень быстро расширяется. С физической точки зрения, она распадётся. Через 4‑ре миллиарда лет взорвётся Солнце, так что Земля, как, впрочем, и вся Солнечная система, перестанет существовать. Через 100 миллиардов лет распадётся всё вещество. В итоге вселенная превратится в вакуум, почти что в ничто… С космологической точки зрения, как физическое существо человек обречен. И христианское человечество ставит задачу спастись до того, как произойдет окончательный распад вселенной.
А.В. Нестерук, доктор философских наук
Для чего Бог создал такую огромную вселенную, если люди только на одной планете?
Можно предположить, что это одна из форм Божественного Откровения. Богу одинаково просто создать песчинку и вселенную. Возможно, что величие и красота вселенной служат тому, чтобы человек через них мог осознать могущество их Автора — Бога.
Есть и научная гипотеза, не исключающая богословскую, которую Сергей Худиев выразил так: “То, что мы знаем о вселенной, указывает на то, что именно такие размеры необходимы для того, чтобы в ней образовались галактики, звезды, и, в итоге, жизнь. Только на первый взгляд вселенная кажется бессмысленно огромной и пустой. Например, очень важно точное количество материи во вселенной. Если бы оно было чуть меньше, расширение вселенной было бы слишком быстрым, и галактики, звезды и планеты не могли бы образоваться. Если бы чуть больше – расширение вселенной бы прекратилось, и она стянулась бы в точку под собственной тяжестью. При ближайшем рассмотрении вселенная оказывается ровно того размера, который нужен для поддержания жизни”.
В.Н. Лосский:
«В начале сотворил Бог небо и землю». Небо и земля первого дня, о которых идет здесь речь, это не то небо и не та земля, которые мы видим, ибо наше видимое небо появляется лишь с «твердью» второго дня, или даже со «светилами» четвертого, а наша видимая земля – с отделением в третий день суши. «Небо и земля» первого дня означают всю вселенную, мир видимый и невидимый, умозрительный и вещественный. Небо – это вся беспредельность духовных миров, объемлющих наше земное бытие, это бесчисленные ангельские сферы. Книга Бытия упоминает о них, но затем как бы перестает ими интересоваться и говорит только о земле. Несколько кратких указаний на эти духовные миры встречаются, как вехи, в обоих Заветах, но эти упоминания никогда не получают развития. Так, святой Григорий Нисский видит в 99 овцах, оставленных на высотах, символ ангельской полноты, сотая же, заблудшая овца – это наш земной мир. В нашем падшем состоянии мы фактически не можем определить места нашей вселенной среди беспредельных миров.
Это относительное умолчание Священного Писания знаменательно. Оно подчеркивает центральное значение земли, оно определяет некий геоцентризм. Это не остаток какой-то примитивной космологии (впрочем, разве космологии такого рода не символичны в известной мере?), космологии, несоответствующей нашей послекоперниковской вселенной. Геоцентризм здесь не физический, а духовный: земля духовно центральна, потому что она – плоть человека, потому что человек, прорываясь сквозь бесчисленное видимое, чтобы связать его с невидимым, есть существо центральное, то существо, которое объединяет в себе чувственное и сверхчувственное и потому с большей полнотой, чем ангелы, участвует во всем строе «земли» и «неба». В центре вселенной бьется сердце человека, и только святой, чье очищенное сердце объемлет самые отдаленные туманности, может постигнуть, не являются ли эти «звездные сферы» своего рода отражением ангельских эонов и потому не нуждаются в спасении.