Сказка о рыбаке и рыбке (Пушкин)
Сказка о рыбаке и рыбке (Пушкин)
Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».
Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет». Пошёл он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».
Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле».
Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
14 октября 1833
Вариант
В черновой рукописи — после стиха «Не садися не в свои сани!» имеется следующий эпизод, не включенный Пушкиным в окончательный текст:
Проходит другая неделя,
Вздурилась опять его старуха,
Отыскать мужика приказала —
Приводят старика к царице,
Говорит старику старуха:
«Не хочу я быть вольною царицей,
Я хочу быть римскою папой!»
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Пошел он к синему морю,
Видит: бурно черное море,
Так и ходят сердитые волны,
Так и воют воем зловещим.
Стал он кликать золотую рыбку.
Добро, будет она римскою папой.
Воротился старик к старухе,
Перед ним монастырь латынский,
На стенах латынские монахи
Поют латынскую обедню.
Перед ним вавилонская башня.
На самой на верхней на макушке
Сидит его старая старуха.
На старухе сарачинская шапка,
На шапке венец латынский,
На венце тонкая спица,
На спице Строфилус птица.
Поклонился старик старухе,
Закричал он голосом громким:
«Здравствуй ты, старая баба,
Я чай, твоя душенька довольна?»
Отвечает глупая старуха:
«Врешь ты, пустое городишь,
Совсем душенька моя не довольна,
Не хочу я быть римскою папой,
А хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была бы у меня на посылках».
id77
Продолжая тему римских первосвященников, которую я начал в этих постах:http://id77.livejournal.com/53846.html, http://id77.livejournal.com/57552.html и http://id77.livejournal.com/62270.html хотел бы остановиться вскользь и вкратце на атрибутах понтификов. Эти самые атрибуты я бы разделил формально на одеяние и необходимые регалии, причем под последним я подразумеваю перстень рыбака, тиару, паллий и посох.
Начну, пожалуй, с одежды. Ее можно разделить на повседневную и литургическую.
Обычная повседневная одежда папы представляет собой белую, сшитую из тонкой хлопчатобумажной ткани сутану с пелериной, с подвернутыми рукавами, белые чулки, белую шейную повязку (колларе), белую шелковую шапочку, называемую пилеолус, белый шелковый пояс с золотыми кистями, украшенный вышитым или нарисованным папским гербом (называется фашья). Зимой иногда Папа поверх Пилеолуса может надевать так называемую камауро — шапочку красного цвета, отделанную горностаем.
моцетта Бенедикта XVI
Сутану изготовляет придворный портной, пояс и сандалии (туфли) обычно папа получает в подарок от аристократических семей или от монашеских орденов. Сандалии изготовляют из пурпурного шелка или красного бархата с золотой вышивкой, на передней части – крест. Туфли из чаще всего производят из красной и черной кожи, но бывают и исключения. Тот же предпоследний папа Иоанн Павел II предпочитал коричневый цвет.
туфли Пия VII
Поверх сутаны папа носит моццетту (пелерину) красного цвета, зимой из красного бархата, отороченного соболем, а летом – легкую шелковую, без оторочки.
На время прогулок в Ватиканском саду, папа одевает длинное белого цвета пальто или алый плащ из шарлахового сукна, красную шляпу, украшенную кисточками золотого цвета.
Иногда папа надевает моццетту и широкую красную ленту 5-10 см в ширину и около 2 метров в длину с нашитыми на концах и в середине крестами («столу») на специальное облачение из белой ткани, доходящее до середины бедра (комжу или стихарь).
виды пилеолусов
С Литургическим облачением все гораздо сложнее. Скажу честно, сам до конца не разобрался с тем, когда именно используется тот или иной вид, и цвет одежды. Все зависит от праздника и года. Например, в дни, посвященные Богородице, используются голубые литургические цвета, а в День святого духа — красный.
литургические перчатки
Посему перейдем сразу к главным атрибутам любого римского папы, коих, как я указал 4 штуки.
Перстень рыбака (по-другому Кольцо рыбака) — золотое кольцо, с изображением Рыбака, забрасывающего сеть в море. Тут двойной смысл. Во-первых, изображение Рыбака — это символ апостола Петра, первого римского первосвященника, бывшего простым рыбаком и носившим имя Симон. Ну а во-вторых это намек на слова Христа (Марк 1:17): «И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков». Ношение перстня показывает преемственность от Первого Папы до нынешнего
кольцо рыбака нынешнего Папы
Папа носит его на безымянном пальце правой руки. Для каждого папы делается отдельное кольцо, на котором выгравировывается его имя. Дизайн рисунка, форма кольца, наличие/отсутствие драгоценных камней и иных вставок тоже может быть различным, главное, чтобы на нем был изображен рыбак, забрасывающий сети. Перстень не обязательно носить ежедневно, хотя Папа Бенедикт XVI никогда его не снимает. После смерти папы кольцо уничтожается Камерленго. Примерно как это делается, вы можете видеть в фильме «Ангелы и демоны» — кольцо плющится с помощью молотка, а потом расплавляется.
Тиара
Тиара — еще один атрибут папства, точное происхождение которого неясно. Появилась она в начале VII века. Представляет собой головной убор стогообразной формы с ниспадающими 2-мя лентами. Тиара делалась из белой плотной и жесткой ткани и богато украшалась золотой вышивкой. В течение долгого времени тиара претерпевала различные изменения. Сначала к ней была приделана одна царская диадема, потом их стало две, ну и наконец, в XV столетии папский головной убор принял свое нынешнее обличье — с 3-иы венцами и венчающим тиару крестом. Объяснения символизма тиары достойно целой книги. Различные богословы видят в ней разное— тут и форма, напоминающее яйцо, а значит сущное и саму жизнь, и символ власти над тремя сферами — небом, землёй и подземным миром, и значение трёх статусов Церкви: Рим, христианский мир и духовное владычество, и намек на святую троицу. Наконец есть те, кто считает, что это выражения власти папы над небесами, землёй и адом. Как бы там не было, все исследователи и толкователи адепты Католической церкви сходятся в одном — папская тиара указывает на то, что папа — отец Церкви, земной правитель и наместник Христа. Хотя есть один интересный момент. Начиная с 1965 года Папы не используют этот символ. Тиара даже была передана в дар Базилике Непорочного зачатия в Вашингтоне. Надолго ли? Тут есть о чем поразмыслить и сделать выводы о том, почему так произошло и почему сейчас она не в почете.
Иоанн Павел II с посохом
Современные римские папы носят не архипастырский посох (согнутый пасторский посох стилизованный как пастуший крюк), а некий иной символ — посох с Папский Крестом или по иному Ферулой на вершине. Использование папского креста — древняя традиция, установленная еще до XIII столетия. Три перекрестные линии этого креста символизируют власть и Древо Жизни. Символика посоха еще более древняя и уходит корнями еще в дохристианскую эпоху. Скорее всего, это так называемый магический посох священников Вавилонии. Хотя в христианской традиции эту регалию соотносят с пастушьим посохом, намекая на пастырство Папы над божьими агнцами.
Паллий — это первый из атрибутов Понтифика, который накидывают на него после того, как он подтверждает то, что готов стать Папой. Паллий — это узкая лента с округлыми концами из белой овечьей шерсти с вышитыми шестью черными, красными или фиолетовыми крестами. Один конец ее спускается на грудь, а другой перебрасывается через плечо на спину. Три из шести крестов украшены золотыми иглами с драгоценными камнями.
исторический паллий
На концах — обшитые черным шелком кусочки свинца. Возникновение и истинное значение этого одеяния до конца неясно. Католическая церковь делает ссылку Евангилие от Матфея (18:12) — символику заблудшей овцы, которую пастырь несёт на своих плечах. Однако меня подобные объяснения не очень удовлетворяют.
Вопрос об одеянии и атрибутике римских первосвященников сложен и многогранен, и мой небольшой обзор не дает возможности раскрыть эту тему хотя бы процентов на 15. Но если Вы заинтересовались, то возможно сами найдете нужные книги и документы для того, чтобы стать в этот вопросе если не докой, то хотя бы хорошоинформированным человеком. Дерзайте!
Древний Египет: одежда фараонов, воинов, крестьян
И вновь мы начинаем иллюстративный ряд с картинки из учебника по истории Древнего мира для 5-го класса старой советской школы. Как видите, одежда на египтянах в целом нарисована не очень-то понятно. Что-то белое, похожее на юбку, а отнюдь не на то, что вы в дальнейшем увидите на подлинных египетских фресках, но детям-то ведь больше и не нужно. А так и облик храма, и характер полевых работ – все передано очень тщательно. Я даже не берусь гадать, сколько бы сегодня запросил художник за подобную иллюстрацию, а главное, что мы бы получили в итоге…
Культура одежды. Сегодня мы познакомимся с одеждой, украшениями и прическами древних египтян – людей, создавших уникальную цивилизацию и уделявших своей внешности большое внимание. Однако вначале уместно будет привести периодизацию древней египетской истории, чтобы потом, в самом тексте статьи, на это не отвлекаться.
Начнем с того, что люди на территории Египта появились более 40 тысяч лет назад, но первое государственное образование, Додинастический Древний Египет, появилось там около пяти тысяч лет до нашей эры. Затем последовала эпоха Раннего царства, за ней Древнего царства, время фараонов — строителей пирамид, Первый переходный период («эпоха смут»), Среднее царство и Второй переходный период, наконец, Новое царство и Третий переходный период. Дальнейшая его история в связи с нашей темой неинтересна, потому как в Египет приходят ассирийцы, персы, потом Александр Македонский, и римляне, и исконно египетские моды претерпевают очень сильное иноземное влияние.
Понятно, что характер одежды был связан с климатическими условиями мест проживания. И, безусловно, палеолитический охотник в меховой одежде отличался от точно такого же охотника, промышлявшего в дельте Нила. Археологический музей, Бонн
И нужно отметить, что за все эти три продолжительные эпохи и промежуточные периоды одежда крестьян и простонародья была очень простой и обычно состояла всего лишь из одного льняного передника. Во время полевых работ нередко снимали и его. Считалось, что всякая одежда стесняет движения, и потому многие предпочитали работать в чем мать родила.
Изображение на стене одного из коридоров подземелья пирамиды Джосера
Знатные люди в эпоху Древнего царства повязывали передники на бедрах широкими кушаками. Кроме того, уже тогда в моде были широкие воротники из самых различных материалов: от разноцветного стекла, полудрагоценных и драгоценных камней и до золота.
Муж и жена, причем жену зовут Сенет. Первый переходный период. Каирский музей
Волосы на голове брили не только мужчины, но и женщины, а на бритую голову надевали парики — короткие, завитые и длинные с прямыми прядями и пробором. Парик из крученой овечьей шерсти был также головным убором и… шлемом для воина, который опять-таки носил всего лишь обычный передник и щит, обтянутый шкурой коровы шерстью наружу.
Фигурка человека. Среднее царство. Каирский музей
Со временем, однако, вкусы становились изощреннее, а потребности людей все более обширными. И к Новому царству от прежней примитивной простоты мужской одежды не осталось даже и следа. На смену переднику пришел изысканный костюм, отдаленно напоминающий длинную юбку с мелкими складками.
Древнейшие остатки льняной ткани. Каирский музей
А это тоже редкость – остатки ткани коптов, наследников древних египтян. Каирский музей
По дошедшим до нас изображениям можно даже проследить изменения моды и вкусов египтян. Разумеется, все они относились лишь к зажиточным слоям населения, а бедняки довольствовался самой простой одеждой и не гнались за модой.
Так, во времена царицы Хатшепсут входит в обиход короткая, но широкая рубашка с кушаком. Вошло в обычай прикрывать ею верхнюю часть тела, хотя до тех пор египтяне ходили обнаженными до пояса. При Эхнатоне входят в моду длинные передники в складку. Носят их по две пары сразу, причем верхний был более коротким, чтобы из-под него выглядывали более крупные складки нижнего. Концы пояса должны были свисать в виде длинного банта.
На этой фреске представлены практически все виды одежд Нового царства. Каирский музей
В дальнейшем мужские одеяния становились все разнообразнее, хотя в основе их лежал все тот же простой передник. Причем одежда эта была очень демократичной. Ведь передник носил и последний из крестьян и первый из людей, сын божества – фараон! Но, комбинируя его длину и форму, делая то гладким, то собирая складками, то слегка прикрывающим бедра, то плотно облегающим ноги, то очень узким, то настолько широким, что им можно было трижды обернуть тело, египетские портные видоизменяли этот самый обычный передник до неузнаваемости. Так что со временем он стал напоминать модное дамское платье нашего века, нежели льняной передник эпохи Древнего царства.
В Египте у музыкантов и танцовщиц была своя профессиональная одежда. Репродукция 1910 г. с одной из древнеегипетских фресок. Каирский музей
Любопытно отметить, что мужская одежда древних египтян была значительно разнообразнее и изысканнее женской. Можно даже сказать, что задавали тон в одежде именно модники-мужчины, а никак не женщины. На всех изображениях, от самых древних до относящихся к XVIII династии, мы видим женщин в одинаковых, очень простых, плотно облегающих фигуру льняных платьях. Модельеры даже спорят, были они кроеные или вязаные. В любом случае, именно рубашечный покрой женского платья в Египте был основным, никаких пышных юбок и уж тем более кринолинов египтянки не знали.
Для египетских дам парик имел очень большое значение. Кадр из польского кинофильма «Фараон», 1963 г.)
Зато знатные дамы носили длинные пышные парики, завитые, в локонах из конского волоса или овечьей шерсти, и украшали себя дорогими ожерельями и браслетами, кольцами и серьгами.
И еще один кадр из этого же фильма. Повеса-фараон Рамзес XIII забросил свою любовницу Каму и решил заняться невестой своего приближенного Тутмоса по имени Хеброн… Обратите внимание на ее ожерелье. Такие украшение в Египте носили и женщины, и мужчины
Любимым цветом египтянок и египтян был белый, но встречались платья красного, желтого и зеленого цвета. Однообразие покроя и фасона частично возмещалось замысловатыми лямками, поддерживающими платье. Иногда они шли параллельно, через оба плеча, иногда же скрещивались или расходились под углом. Модницы украшали свои платья орнаментом в виде вертикальных или горизонтальных полос. Криком моды был орнамент, выполненный в виде пестрых перьев птицы или зигзагов.
Вот одно из них – ожерелье-воротник из лазурита. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
«Воротник» эпохи Среднего царства. Каирский музей
«Воротник» Третьего переходного периода. Каирский музей
Эпоха XVIII династии, когда в Египет хлынули огромные богатства покоренных стран, окончательно покончила с простотой и однообразием женских одеяний. Знатные египетские дамы пристрастились к пышным нарядам, а мода становится, как и сегодня, весьма быстротечной, изменчивой и капризной. На бесчисленных изображениях этой эпохи мы видим египетских модниц в красивых, ниспадающих до пола платьях с неизменно обнаженным правым плечом и закрытым левым.
К этой поре относится резкое разграничение покроя платья знатных людей и простого народа. Разумеется, для работы длинные и пышные одеяния, стесняющие движения, были непригодны, да и материала на такой наряд уходило в несколько раз больше, чем на обычное платье.
Обычные сандалии. Новое царство. Каирский музей
Относительно простой была обувь. Как у крестьян, так и у фараонов. И мужчины, и женщины носили сандалии, состоявшие из кожаной подошвы и нескольких обхватывающих ногу ремней. Впоследствии вошли в моду сандалии с загнутыми кверху носками.
Ложечка для благовоний. Каирский музей
Неизменной принадлежностью каждой богатой египтянки были изящные коробочки для румян, сосуды с мазями для натираний, ручные зеркальца, флаконы с духами, ложечки для косметических средств. Всем этим изделиям египетские ювелиры придавали изящные формы, украшали их изображениями людей, зверей и птиц.
Защитная одежда воинов Древнего, Среднего да и Нового царства была весьма примитивной, разве что только фараоны или самые известные полководцы носили металлические чешуйчатые доспехи
В глубокую древность уходит и обычай обводить глаза и красить веки жирной краской из тертого малахита. В Египте так делали и мужчины, и женщины, и в этом был определенный смысл: липкая, темная краска предохраняла глаза от пыли и частично — от слишком уж яркого африканского солнца.
«Прекрасная идет». Легендарный бюст царицы Нефертити из Нового музея в Берлине
Оригинален способ, которым египтяне предохраняли себя иногда от перегрева. Они прикрепляли к голове небольшой жировой конус, сделанный из особого густого и ароматического состава. По мере того как он таял от солнца, с головы стекали благовонные струйки, которые приятно освежали тело.