Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Традиционно-национальный узбекский головной убор мужчин (тюбетейка-дуппи) ферганской долины

Традиционно-национальный узбекский головной убор мужчин (тюбетейка-дуппи) ферганской долины

Статья посвещена способам изготовления традиционного головного убора для мужчин (тюбетейка-дуппи) в Андижанской области. В результате исследования различных методов и применяемого оборудования впервые разработан технологический процесс изготовления традиционного головного убора для мужчин (тюбетейка-дуппи).

ABSTRACT

The article is devoted to the methods of manufacturing traditional head-dress for men (skullcap- duppi) in the Andijan region. As a result of the study of various methods and equipment used, a technological process for the manufacture of traditional head-dress for men (skullcap- duppi) was developed for the first time.

Ключевые слова. Национальная одежда, этнический признак, традиционный костюм, мастер-ремесленник, технологический процесс, оборудование, сырьё, тюбетейка

Keywords. National clothes, ethnic character, traditional costume, master -craftsman, technological process, equipment, raw materials, skullcap- duppi

В жизни человека головной убор имеет свое особое место. А как же иначе, например, судя по головному убору можно определить национальную принадлежность его владельца, изучить историю народа, его искусство и т.д. Современная молодежная мода как-то обходит этот немаловажный элемент одежды, но, несмотря на это традиции сохраняются народом и в этом немаловажную роль играют мастера-ремесленники.

«Одежда более всех других элементов материальной культуры отражает национальный характер народа, и относиться к числу устойчивых этнических признаков. В ней отражаются традиции, коренящиеся в этнической истории, социальные отношения и некоторые элементы идеологии, верование, эстетические идеалы. С изменениями в жизни общества, его экономики и политики развивались и формы одежды. Она отражала материальное благосостояние людей, их вкусы, специфику хозяйства и некоторые стороны семейного быта».

Статья посвящена способам изготовления традиционных национальних текстильных изделий для мужчин в Андижанской области. Объектом исследования выбран национальная тюбетейка (дуппи), которая кстати, имеет большой спрос среди населения.

Исследования проводились путем анализа деятельности национальных ремесленников, собеседований и видеосъемок процессов изготовления объекта исследования. В ходе исследований проведена систематизация последовательности процессов технологии производства объекта исследования. Также, в работе приведён наиболее полный перечень необходимого оборудования и сырья для производства национальной тюбетейки (дуппи).

Технологический процесс изготовления тюбетейки

  • мерная лента, лекала вышивок, ножницы, иглы, наперсток, шпилька (пилтакаш), швейная машина, пресс, посуда для клея, электрическая плита, шетка, текстолитовая досечка, текстолитовые ушки, стакан, металлическая плитка и распылитель для воды.
  • основная ткань (сатин), изнаночная ткань (ситец), шелковая нить, леска, лапша (узкая пластиковая или бумажная полоска), хлопчатобумажная нитка, флизилин, кромочная лента (жияк), картон, калька, гранулированный столярный клей.

Изготовление тюбетейки включает в себя пять основных этапа (рис 1):

  1. Раскрой деталей тюбетейки;
  2. Подготовка верхней части тюбетейки;
  3. Подготовка нижней части (кизака) тюбетейки;
  4. Соединение верхней и нижней частей тюбетейки;
  5. Предварительная, окончательная отделка и прессование.

Для тюбетеек применяются сатиновую ткань (лас) черного, темно-зеленого, золотисто-зеленого цветов. Из сатина выкраивают лицевую часть верха и низа (кизак) тюбетейки, в соразмерно им выкраиваются изнаночная ткань. При выкраивании верха основа лицевой ткани должна соответствовать утку изнаночной ткани. Это влияет на качество готовой тюбетейки. С помощью специальных лекали на верхнюю часть наносится четыре, а на нижнюю часть шестьнадцать узоров.

Верхние и нижние узоры вышиваются в зависимости от узора шелковыми нитями с использованием лесок или лапши вручную. При этом с изнаночной стороны узора вставляется флизилин для упрочнения узора. В андижанские мастера-ремесленники в основном вышивают узоры сетора, остальные разновидности узоров завозятся из Чустского района.

Далее в вышитую узором верхнюю часть вставляется подкладочная ткань и стегивается ручным стежком. Этот процесс выполняется в основном женщинами. При стегивании применяют специальную тонкую иглу и однотонную нить. Сначала стежки прокладываются по диагонали.

Далее с обратной стороны подкладочная ткань немного растягивается и каждый из четырех участков разделяется стежками еще на четыре части. Это обеспечивает равномерное распределение стежков. После этого лицевая и изнаночная такни равномерно распрямляются и каждый разделенный участок полностью заполняется стежками.

Для удобства введения бумажных фитилей верх заготовки распрямляется с помощью острия ножницы. Для фитилей калька разрезается на полоски шириной 2 см и полоски заворачиваются на тонкую шпильку. Шпильки с бумажным фитилем прокладывается по отдельности в стежки между лицевой и изнаночной тканями.

В вышитую узором нижнюю часть (кизак) настрачивается кромочная лента (жияк). Жияк также соединяется с лицевой тканью и обе края прострачиваются соединительным швом. Процесс выполняется на швейной машине. Для упрочнения нижней части тюбетейки, между лицевой и изнаночной тканями прокладывается картонная полоска шириной около 3 см, далее наносятся стежки по периметру над вышитыми узорами и между строчками вводятся бумажные фитили с помощью специальных шпилек. Подготовленная таким образом нижняя часть замеряется мерной лентой, подводится под размер и складывается в виде квадрата. При этом следует учесть, что место соединения совпадало с отмеченным углом. Далее нижняя часть слегка растягивается для распрямления и ориентации. При подготовке нижней части лицевая и изнаночная ткани распрямляются, оставляется кромка шириной 0,7 см на лицевой ткани и остальная часть срезается ножницами. В верхней части также срезается лишняя кромка и определяются углы тюбетейки. При соединении верха и низа, сначала выметывают углы верха и низа. Далее прокладывают соединительные швы швейной машиной. Лишняя часть соединений срезают и вручную подгибают и выметывают заранее оставленную кромку изнаночной ткани, с целью закрытия строчек (лаваки). Вывернув тюбетейку лицевой стороной проверяют строчки. Далее тюбетейку увлажняют изнутри и складывают по линиям углов. Вставив между ребер текстолитовые пластины-ушки, тюбетейки складывают, сложенные тюбетейки укладывают в стопки по 10 штук противоположно друг-другу, вставляя между ними специальные дощечки. Сложенные таким образом стопки обвязывают и подвергают первичному сырому прессованию. Продолжительность прессования напрямую связано с качеством изделия. Вынутые из пресса тюбетейки очищают от концов нитей, раскрывают с помощью стакана. Специальным клином обрабатываются углы и складки.

Читайте так же:
От чего джинсы рвутся между ног что делать

Для нанесения клея тюбетейки выворачиваются изнанкой и устраняются лишние концы нитей. Клей готовят из гранулированного столярного клея путем кипячения в обычной воде. Консистенция клея не должна быть жидкой, иначе клей будет просачиваться на лицевую часть. Таким образом кипящий клей наносится сперва на нижнюю, затем на верхнюю части с изнаночной стороны тюбетейки равномерно с помощью щетки тюбетейка высушивается в естественных условиях в течении 1,5-2 часов. Высушенные тюбетейки выворачиваются лицевой стороной, складываются и на 15 минут ставятся под пресс указанным выше образом. Вынутые тюбетейки расправляют, раскрывают с помощью стакана. Снова складываются и в третий раз ставятся под пресс. После пресса тюбетейки расправляются, раскрываются с помощью стакана, запариваются 5 минут. Размягченные тюбетейки подвергаются окончательной обработке и в невысушенном состоянии в четвертый раз прессуются на 15 минут. После пресса тюбетейки расправляют, раскрывают с помощью стакана и оставляют до полного высыхания. Качество сушки определяется легким постукиванием. Наконец тюбетейки прессуют окончательный пятый раз. Чем дольше время окончательного прессования, тем качественнее и красивее будет тюбетейка. После пресса тюбетейки раскрывают, проверяют качество и упаковывают в сложенном виде.

Рисунок 1. Схема технологического процесса изготовления тюбетеек

Тюбетейки с чустским орнаментом подразделяются на следующие виды: сетора, таджик, нихол таджик (росток), таджмахал, марварид чок (изумрудная строчка), андижон гул (андижанский узор). Тюбетейки с андижанским узором пользуются популярностью в Сурхандарье, Кашкадарье и Таджикистане.

В принципе, изготовление тюбетейки дело рук нескольких мастеров одновременно. Например, узоры вышивают чустские мастерицы, стяжки у стегальщиц, соединение и отделку делают другие. Эти виды работ всегда считались очень трудоемкими. Но, несмотря на это получаемая прибыль удовлетворяет мастеров и мастериц этого дела. На сегодня стоимость тюбетеек колеблется от 15000 до 400000 сумов.

Выводы по проведенной работе следующие:

Национальная одежда, не зависимо от принадлежности, имеет неоспоримое значение в жизни людей. Но несмотря на это подробного и полного описания технологии изготовления национальной одежды, в частности одежды узбекского текстильного наследия в исторических рукописях, да и в современных изданиях тоже встретить невозможно. В основном сам процесс передачи знаний осуществляется по методу «мастер-ученик (подмастерье)» и письменные описания, как таковые, велись очень редко. Испокон веков этот метод имел широкое применение и был очень удобным с точки зрения сохранения традиций. На сегодняшний день, когда растет интерес к культурному наследию народов, скудность информации приводит к некоторым сложностям в исследовательском плане. Возникает необходимость систематизации процессов и методов изготовления национальной одежды, а также разработка подробного описания всего процесса.

Комплексное НОД (приоритет художественное творчество) «Тюбетейка»

Средняя группа

Комплексное НОД (приоритет художественное творчество) "Тюбетейка"

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, чтение.

Программные задачи

  • Продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами и узорами.
  • Учить детей на силуэте тюбетейки составлять узор из элементов татарского орнамента (листочки, волнистые линии, тюльпан и др.).
  • Учить самостоятельно создавать узор.
  • Продолжать учить наносить рисунок восковыми карандашами, затем красками.
  • Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
  • Умение обобщать и делать выводы.
  • Развивать умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами.
  • Воспитывать интерес к татарскому народному орнаментальному искусству
Читайте так же:
Тренировка боди шейп что это

Словарная работа: ярмарка, тюбетейка, орнамент, тюльпан, узор, калфак, камзул, фартук.

Форма проведения: ситуация-упражнение.

Материалы и оборудование: татарская национальная одежда, тюбетейка, калфак, камзул, фартук; образец рисунка, восковые карандаши, гуашь, кисть №5; силуэты тюбетеек, салфетки.

Предварительная работа с детьми

Коммуникация: беседа о праздниках.

Познание: рассматривание кукол в национальной одежде, рассматривание иллюстраций, экскурсия в мини-музей татарского народа.

Чтение художественной литературы: чтение стихов, загадок о посуде, одежде и обуви.

Социализация: национальные игры: подвижные, малоподвижные.

Труд: изготовление материалов к национальным играм.

Художественное творчество: лепка «Чашка с блюдцем», аппликация «Татарские сапожки».

Физическое развитие: физкультминутка «А теперь, ребята, встать. Руки медленно поднять…», малоподвижная игра «Тюбетейка».

Создание условий для самостоятельной деятельности: центр продуктивной деятельности, изготовление раздаточного материала, изготовление атрибутов к настольной игре «Укрась одежду».

Взаимодействие с семьей: шитье тюбетеек , фартука и калфак для детей; выставка национальных работ «Золотые руки мам и бабушек».

Взаимодействие со специалистами: обеспечение национальной одеждой.

Построение занятия

I​ вводная часть: 5 минут.

а) приход девушки в татарской национальной одежде;

б) рассматривание одежды, беседа;

в) рассматривание тюбетеек.

II​ основная часть: 13 минут.

а) показ воспитателя с объяснением;

б) самостоятельная работа детей;

в) индивидуальный подход к детям.

III​ заключительная часть: 3 минуты.

а) анализ детских работ;

б) татарская национальная игра «Тюбетейка».

Организация детей

1 часть – дети сидят полукругом.

2 часть – дети сидят за столом по 2.

3 часть – дети стоят полукругом; во время игры стоят в кругу.

Ход

(Дети сидят полукругом на стульях. Слышится стук в дверь, заходит девушка в татарской национальной одежде, в коробке национальная одежда: камзул, фартук, калфак, тюбетейка.)

Айсылу: — Здравствуйте, ребята. Я возвращаюсь с ярмарки и купила там разной красивой одежды татарского народа. А вы хотите посмотреть на них?

(Она достает из коробки одежду и показывает детям, обращает внимание на орнамент, узоры.)

— А что это такое, ребята?

Дети: — Камзул, калфак, фартук, тюбетейка.

Айсылу: — Правильно, молодцы. А как вы думаете, носят ли такую одежду сейчас?

Дети: — Нет, только по праздникам, на концертах. И можно увидеть на выставках и музеях.

Айсылу: — Да, ребята, вы говорите правильно. А как можно узнать, что эта одежда принадлежит татарскому народу?

Дети: — По узорам, по пошиву.

Айсылу: — Правильно, молодцы. Знаете, мне сказали, что скоро будет выставка тюбетеек. А не хотите ли участвовать на этой выставке и вы?

Айсылу: — Тогда, ребята, вам нужно будет нарисовать тюбетейки и отправить свои работы на выставку. А я оставлю вам тюбетейки, а самой пора попрощаться. До свидания, ребята.

Дети: — Спасибо вам, до свидания.

Воспитатель: — Ребята, Айсылу ушла и оставила нам свои тюбетейки. А давайте рассмотрим их по лучше. Посмотрите, какие они красивые и разные. А что на них нарисованы? Где находятся эти узоры?

Дети: — Цветы, листочки, волнистые линии. Они находятся по краям тюбетейки и в центре.

Воспитатель: — А вы хотите рисовать такие красивые тюбетейки и участвовать на этой выставке? Тогда берем свои стулья и садимся за столы тихо и спокойно.

(Дети садятся на свои места).

Воспитатель: — Ребята, а сейчас смотрите и слушайте меня внимательно, я вам покажу и объясню как надо рисовать. Я беру желтый восковой карандаш и по краям рисую волнистые линию. К ней я добавлю мелкие листочки и закрашиваю их. Можно добавить цветок – тюльпан. Его можно рисовать красным карандашом или желтым. Так же украшаю центр тюбетейки. Когда заканчиваю рисовать узоры, я беру кисть, гуашь и закрашиваю тюбетейку. Можно красить синей краской, можно зеленой. Цвет тюбетейки выбираете сами. Но можно ли взять краски много? А как правильно пользоваться водой? Можно ли сильно нажимать на карандаш? (Дети отвечают). Прежде чем приступить к работе, давайте сначала нарисуем в воздухе.

(Дети рисуют в воздухе).

Воспитатель: — А сейчас давайте встанем и отдохнем.

Физкультминутка.
А теперь, ребята, встать.
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь снова за дело.

Читайте так же:
Почему сашка рискуя жизнью пополз за валенками

Воспитатель: — Теперь сели красиво, правильно и начинаем работать. С чего начинаем работу?

Дети: — С края тюбетейки, узоры восковыми карандашами.

(Дети рисуют. Я хожу между ними, подсказываю, подбадриваю их, показываю приемы рисования затрудняющимся детям. За 5 минут до окончания занятия предупреждаю детей о завершении своих работ. Готовые работы ставлю на стол для анализа).

Воспитатель: — Ребята, посмотрите на эти тюбетейки. Каждый выбирает понравившуюся ему работу и расскажет нам о ней.

(Выслушиваю 3-4 ребенка).

Воспитатель: — Да, ребята, каждый из вас старался и у каждого получилась интересная и работа. А вы подумайте и скажите, все ли дети выполнили мои требования к выполнению работы? (Ответы детей). Правильно, только тогда получается интересная и красивая работа. А как вы думаете, можно ли ваши работы отправить на выставку тюбетеек?

Воспитатель: — Молодцы, ребята. А сейчас давайте поиграем в татарскую национальную игру «Тюбетейка».

Татарская национальная игра «Тюбетейка.

Автор: Алексеева Фанзиля Шамиловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для тубинфицированных детей №61»,
г. Нижнекамск.

Тысяча и одна тюбетейка

На Востоке многое наполнено символизмом. И традиционный головной убор − не исключение. Тюбетейка как голограмма отражает форму предметов повседневной жизни (купола мечети, юрту, пиалу) и содержит информацию о социальном статусе хозяина. И это еще не все секретные опции аксессуара.

Тюбетейка (от татарского «тюбе» − вершина), пожалуй, самый эффектный предмет национального костюма жителей Центральной Азии и мусульманских народов России.
По мнению востоковедов, «мирная» тюбетейка, вероятнее всего, имела военное происхождение. Под шлем тюркские воины надевали для лучшего прилегания войлочную шапку (подшлемник). Позднее ее стали носить и в мирное время, чтобы уберечь голову от палящего солнца.

Не исключено, что тюбетейку могли использовать как шлем. У некоторых туркменских народностей встречается шапка с чешуей из монет, похожая на скифский шлем.

Внешний вид тюбетейки зависит от региона, но обычно это круглая или квадратная шапочка с растительным и геометрическим орнаментом, который вышивают шелковыми нитями. Для тюбетеек используют самые разные ткани (бархат, сатин, сукно и др.). Самые дорогие модели – бархатные или парчовые с золотыми узорами и драгоценными камнями. Женские головные уборы и платья часто шьют из одинакового материала (как комплект).

Головной убор держит форму благодаря мелким стежках, которыми подкладка пришивается к верху. Для уплотнения подкладки может использоваться бумага с пропиткой.

khanifa_03

Виды тюбетеек различаются по полу, возрасту, национальности их владельцев, форме, сезону, оформлению. Головной убор может рассказать, откуда родом ее владелец, чем занимается, состоит ли в браке.

Женские модели имеют более яркую расцветку и декор, а также скругленные линии. Незамужние девушки носят помпон на левой стороне тюбетейки или украшения из перьев. Детские модели отличаются мягкой подкладкой, маленькими помпончиками и многочисленными узорами-оберегами.

Орнамент часто указывает на род занятий человека (или его семьи): бараньи рога – скотовод, цветы урюкового дерева – садовод.

У каждого региона свой декор. Например, квадратные тюбетейки со сказочными птицами – визитная карточка северного Таджикистана, красные с арийскими узорами – Памира, модели с золотым рельефным шитьем – Бухары.

Миф или правда?

Имеет ли тюбетейка сакральное значение?
Каждый элемент неслучаен. Многие узоры (змеиный след, завитки в форме перцев, солнечные знаки) являются оберегами от злых сил. Так, четыре «перца» узбекской черно-белой тюбетейки защищают человека со всех сторон света. Четыре ее грани символизируют детство, молодость, зрелость и старость. Белые вышитые арки показывают жизненный путь человека и напоминают о вечном цикле: малая арка – это колыбель, большая арка – смертное ложе. Обывательская трактовка орнамента – пожелание иметь большую семью и 16 детей.

С тюбетейкой связано много поверий. Чтобы избавиться от дурных мыслей, ее снимают и отряхивают. Тюбетейку нежелательно выбрасывать или передаривать.

значение тюбетейки

Связано ли ношение тюбетеек с предписаниями ислама?
В Центральной Азии тюбетейку носили еще до принятия ислама. Впоследствии ее стали надевать при совершении намаза. Сейчас для верующих она обязательна во время молитвы, религиозных праздников и важных событий (свадьба, похороны).

Тюбетейки носят только в Центральной Азии?
В видоизмененной форме они известны и другим народам. Его носят как основной головной убор либо поддевают под другой. Первый способ используют индусы, непальцы (топи) и евреи (черная кипа). Второй способ распространен у азербайджанцев (круглый арахчын) и арабов (хлопковая такия). Русские бояре под меховой шапкой носили тафью.

Читайте так же:
Венец папы римского пять букв Немного об одежде

Была бы цела голова, а тюбетейка найдётся

Такой головной убор — не просто украшение или элемент национального костюма. У него вполне конкретное предназначение и задачи, а значит, и шить его нужно уметь. Об этом не понаслышке знают ялуторовские мастерицы, которые с недавнего времени делают самые правильные тюбетейки по старинным лекалам. За продукцией — очередь.

Всё возможно

А началось все с идеи имама Раиля Махмутова. Беседуя с мусульманками, он часто сталкивался с тем, что многие пожилые женщины чувствуют себя будто за бортом жизни. Дети выросли, разлетелись из родительского гнезда, бывает, и внуков редко привозят… Как обрести смысл жизни, когда силы на разные свершения есть, а энергию применить негде? Так, с помощью тюменского психолога Альфии Кабировой, на базе мечети стартовал проект «Женщина в мире возможностей». В прошлом году еще никто не предполагал, что у этого начинания будет такое большое продолжение.

За несколько месяцев состоялись встречи с интересными людьми, различные мастер-классы, психологические тренинги и многое другое. Несколько семинаров Кабирова провела сама (беседовали о межличностных отношениях, о том, как правильно вести себя в семье, какие роли должны быть у ее членов, как общаться с женихом, мужем, мамой, детьми), остальные — приглашенные ею гости.

Среди них Мария Львова — уникальный человек, имеющий в своем активе множество званий и научных степеней. Она рассказала о профессиональном и карьерном развитии, о том, как совмещать учебу, работу и семью. Боˊльшую часть семинара посвятили вопросам организации собственного бизнеса, его юридических и экономических аспектов. Пожилым ялуторовчанкам и жительницам района запомнился день, проведенный с общественным деятелем, автором социальных проектов из Перми Надеждой Баглей. Она собственным примером показала, какой насыщенной может быть жизнь в период «золотого возраста».

После этих встреч участницы проекта убедились, что способны на многое, загорелись идеями. Организовали студию «Бабушки-внучки». Вышло здорово. У девочек и девушек появилась возможность приобрести самое ценное приданое — традиционные рецепты и кулинарные секреты, дошедшие до нас из глубины веков, а главное — простые, но такие важные в повседневной жизни советы. И действительно, кухня — самое сакральное женское место в доме, а за совместным рукоделием издавна пожилые учили молодежь уму-разуму. Так что чем бы ни занимались участницы студии — выпечкой, вышивкой или лепкой, главное — удивительно доверительное общение в этот момент.

Когда проект подошел к завершению, встал вопрос о том, что делать дальше и как быть со студией «Бабушки-внучки». Ее участницы не хотели останавливаться на достигнутом. Так родилась очередная идея, которая была обречена на успех.

Руками бабушки

— Мы понимали, что закрывать студию нельзя. Однако требуются финансовые вложения на проведение мастер-классов, нужно на что-то приобретать продукты и материалы для поделок, ведь участие во всех занятиях у нас бесплатное. Средства от гранта, которые мы использовали на проект «Женщина в мире возможностей», закончились. Решили заработать деньги для студии собственными силами, — рассказывает Раиль Махмутов.

На помощь пришла одна из участниц студии — Гашия Василевская. Она учила девочек шить тюбетейки. Это древнее искусство очень специфично и требует таланта. Решено было создать свой бренд и применить на практике полученные в ходе проекта знания по организации бизнеса. И, надо сказать, общими силами с этим успешно справились.

В августе создали организацию ООО «Социальные предприниматели» и зарегистрировали товарный знак с изумительно точным «именем» «Эбием», что в переводе с татарского означает «бабушка моя».

— Название полностью отражает наш посыл. Каждый, у кого была или есть бабушка, знает тепло ее рук, а «эбием» — удивительно емкое слово, наполненное любовью. Его энергию мгновенно чувствуют все носители татарского языка, — объясняет Альфия Кабирова.

— В августе, когда в мечети начались мастер-классы, каждый предлагал свои идеи, кто что умеет. Одна стряпает хорошо, другая вяжет, третья вышивает. Я по образованию швея, раньше шила шапки. Мне дали тюбетейку, я ее раскроила, поняла технологию, нашла в интернете разную информацию и мне стало очень интересно освоить это искусство. Ведь только на первый взгляд кажется, что шить тюбетейку просто. На самом деле тут очень много нюансов, — рассказывает Гашия Василевская.

Читайте так же:
С чем связывают назначение ширины венца червячного

Чуть позже к работе присоединилась еще одна участница проекта, тоже швея — Галия Кондратьева. За день мастерица может изготовить три тюбетейки. Наладили и торговую сеть. Разработали логотип, открыли интернет-магазин, группы в соцсетях, стали участвовать в различных национальных выставках и мероприятиях. Слава о «Эбием» вышла далеко за пределы региона. Заказы идут со всей страны, даже из-за границы. И неудивительно, ведь в головных уборах ялуторовских мастериц нет ни клея, ни синтетики. Только бязь, хлопковый наполнитель, плотная ткань, которая помогает держать форму, и бархат. Все это создает аутентичный внешний вид, а ассортимент постоянно расширяется.

— Люди сегодня стали ценить индивидуальную ручную работу. Отрадно, что многие заинтересовались культурой и обычаями своего народа. Это возвращение к корням и такая тенденция, безусловно, радует, — делится мастерица.

Секрет каляпушей

Оказывается, у тюбетейки удивительная история. Ее предшественница была головным убором воинов и служила в роли подшлемника — смягчала удар по голове, впитывала пот, чтобы он не застилал глаза во время битвы. А тюбетейки современные, жесткие и высокие — симбиоз турецкой культуры и местного колорита.

У татар же исконно известно два основных вида тюбетеек: такыя — полусферической формы и каляпуш — в форме усеченного конуса. Такыя, сшитая из отдельных клиньев, относится к наиболее старинным видам. Каляпуши с твердым краем и плоским верхом появились в середине XIX века и популярны по сей день. Их шили из бархата, украшали шелковой нитью, золотой или серебряной канителью, позже — жемчугом и бисером. Основное условие — ткани должны быть натуральные. Такая тюбетейка мягкая, ее можно сложить в карман, но в то же время она сохраняет форму, даже после стирки. Именно каляпуши и делают ялуторовские бабушки.

Первую тюбетейку под логотипом «Эбием» сшили по лекалам столетней давности благодаря имаму Раилю Махмутову. Он принес мастерицам настоящую семейную реликвию — каляпуш своего прадеда.

Это самый аутентичный головной убор, какой только можно представить. Верхний слой — вельвет, наполнитель — хлопок, подклад — высококачественная бязь. Такая тюбетейка действительно достойна передаваться по наследству детям и внукам.

Сейчас у ялуторовских бабушек — уйма творческих идей. Каляпуши мастерят разных размеров и видов. В данный момент в ассортименте несколько серий — из черного бархата, джинсовая коллекция с различными вариантами стежки и цветом подклада, а также тюбетейки премиум-класса для самых дорогих, любимых и уважаемых! И, конечно же, каляпуши для татарских мальчишек!

За день одна мастерица, набившая руку, может изготовить две-три тюбетейки. Причем, как признается швея, каждая — уникальна, не получится в точности двух одинаковых. Многое зависит от настроения.

— Когда я шью, мысленно представляю, кто будет носить тюбетейку, куда человек в ней будет ходить, а быть может, она станет подарком дорогому дедушке, отцу или любимому мужу? И работа спорится, и я получаю огромное удовольствие, особенно стало приятно, когда мы поняли, что наши старания высоко ценятся, — делится Гашия-апа.

Впереди — новые свершения

Мне кажется, иногда участницы проекта «Женщина в мире возможностей» да и сами его организаторы, немного удивлены тем, как все складно получается. Действительно, планов у них очень много — как по основному направлению деятельности, так и по дополнительным.

Например, уже сейчас наступает жаркая пора Сабантуев, а это значит, что предстоит большая работа по продвижению бренда. Кроме того, бабушки начали сотрудничать и с местными предпринимателями. Например, одна из компаний по производству меда предложила мастерицам декорировать их баночки со сладостью. Ажурные украшения мастерит Джамиля-апа — активистка проекта и одна из его главных выдумщиц. Про нее говорят: «Золотые руки и светлая голова».

Полным ходом идет и развитие линейки «Эбием». Теперь покупателям предлагают не только каляпуши, но и другие вещи с национальным колоритом, например, косметички, подушки, чехлы для сотовых телефонов, украшенные татарским орнаментом. Очень красиво и современно. Что дальше? Пока сложно сказать, но ясно одно — на достигнутом бабушки останавливаться не собираются.

— И Америку покорим, — улыбается Гашия Василевская и она не шутит. Недавно в мечети побывали заграничные музыканты, остались очень довольны, а тюбетейки им понравились так, что снимать не захотели — так в них и уехали.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector