Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Высшей наградой римскому полководцу был золотой

Триумф

Триумф (triumphus) во Риме – торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Т. выработался постепенно из простого вступления в город возвращавшихся по окончании войны солдат и из обычая военачальников приносить благодарение богам, даровавшим победу. С течением времени Т. стал допускаться лишь при наличности целого ряда условий. Т. считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь тот, кто имел imperium и вел войну в качестве главнокомандующего, не подчиняясь власти другого полководца. Т. могли получать как обыкновенные магистраты (консулы, преторы, проконсулы и пропреторы), так и диктаторы и лица, получавшие высшее командование в силу особого народного постановления (imperium extraordinarium). Т. определялся сенатом, но иногда, если сенат отказывал в Т., военачальнику удавалось получить его в силу постановления народного собрания, как это было, например, с диктатором Марцием Рутилом (первым из плебеев). Триумф давался лишь по окончании войны (бывали и исключения), и притом такой, которая сопровождалась тяжким поражением врагов. Существовало правило давать Т. лишь в том случае, если было убито не менее пяти тысяч врагов. Полководец, добивавшийся Т., ждал решения вопроса, будет ли ему дарован Т., находясь вне городской черты, в виду того, что вступление в город магистрата, не сложившего еще imperium, не допускалось. Поэтому и сенат собирался в таком случае за городом, на Марсовом поле, обыкновенно в храме Беллоны или Аполлона, и там выслушивал полководца. В силу специального закона, триумфаторы получали на день своего Т. imperium в городе. В день, назначенный для Т., участвовавшие в нем собирались рано утром на Марсовом поле, где в общественном здании (villa publica) пребывал в это время триумфатор. Последний облачался в особый роскошный костюм, подобный одеянию статуи Юпитера Капитолийского. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику (tunica palmata), украшенную золотыми звездами пурпуровую тогу (toga picta), позолоченную обувь, в одну руку брал лавровую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху; на голове его был лавровый венок. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряженной четырьмя конями. Когда Камилл впервые запряг во время своего Т. белых коней, это было встречено в публике ропотом, но впоследствии белые кони во время Т. стали обыкновенными. Вместо лошадей иногда впрягались слоны, олени и другие животные. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи). Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи. В древнейшую эпоху, пока Рим вел войны со своими бедными соседями, добыча была проста: главную часть ее составляло оружие, скот и пленники. Но когда Рим стал вести войны в богатых культурных странах Востока, победители привозили иногда так много добычи, что приходилось растягивать Т. на два, три дня. На особых носилках, на колесницах или просто в руках, несли и везли множество оружия, вражеские знамена, впоследствии также изображения взятых городов и крепостей и разного рода символические статуи, затем таблицы, на которых были надписи, свидетельствовавшие о подвигах победителя или объяснявшие значение проносимых предметов. Иногда тут же были произведения завоеванных стран, редкие звери и т. п. Часто несли драгоценную утварь, золотую и серебряную монету в сосудах и драгоценные металлы не в деле, иногда в громадных количествах. Культурные страны, особенно Греция, Македония и другие местности, где утвердилась эллинистическая образованность, давали для Т. много художественных сокровищ, статуй, картин и т. п. Неслись также золотые венки, поднесенные победителю разными городами. Во время триумфа Эмилия Павла их было около 400, а во время тpиумфов Юлия Цезаря над Галлией, Египтом, Понтом и Африкой – около 3000. Жрецы и юноши сопровождали белых жертвенных быков с позолоченными рогами, украшенных гирляндами. Особенно ценное украшение Т. составляли в глазах римских полководцев знатные пленники: побежденные цари, их семейства и помощники, вражеские военачальники. Некоторых из пленников во время Т. убивали, по приказу триумфатора, в особой тюрьме, лежавшей на склоне Капитолия. В древнейшую эпоху такое избиение пленных было обычным и, вероятно, имело первоначально характер человеческой жертвы, но можно указать примеры и из поздней эпохи: так погибли Югурта и противник Цезаря в Галлии Верцингеторикс. Перед триумфатором шли ликторы с фасцами, обвитыми лавром; скоморохи увеселяли толпу. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял государственный раб, державший над его головой золотой венок. За триумфатором двигались его помощники, легаты и военные трибуны верхами; иногда за ними шли освобожденные триумфатором из плена граждане, совершали шествие солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Они восклицали «Jo triumphe» и пели импровизированные песни, в которых иногда осмеивали недостатки самого триумфатора. Начинаясь на Марсовом поде, подле триумфальных ворот, шествие проходило через два наполненных народом цирка (Фламиниев и Большой, Maximus), затем по via sacra через форум поднималось на Капитолий. Там триумфатор посвящал Юпитеру лавры фасц и приносил пышную жертву. Затем шло угощение магистратов и сенаторов, часто солдат и даже всей публики; для последней устраивались еще игры в цирках. Иногда полководец давал публике и подарки. Подарки солдатам были общим правилом и достигали иногда значительных сумм (так, солдаты Цезаря получили по пяти тысяч денариев). Лица; получившие Т., имели право и впоследствии в праздники носить триумфальное одеяние. В императорский период Т. сделались исключительным достоянием самих императоров, что объяснялось как нежеланием последних давать своим подданным эту высшую почесть, так и тем обстоятельством, что император считался главнокомандующим всеми военными силами империи, и, следовательно, военачальникам этого периода недоставало одного из основных условий для получения Т. – права вести войну «suis auspiciis». Сохранив Т. лишь для себя и иногда для своих ближайших родственников, императоры стали давать другим полководцам взамен Т. лишь право одевать в торжественных случаях триумфальное одеяние (ornamenta, insignia triumphalia) и ставили статуи победителей среди статуй триумфаторов. Последний Т. был, кажется, справлен Диоклетианом. Менее важную и торжественную форму Т. представляла так называемая «овация».
Д. Кар.

Читайте так же:
2 Служебные части речи

Триумф

Триумф (лат.  triumphus ) в Риме — торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф выработался постепенно из простого вступления в город возвращавшихся по окончании войны солдат и из обычая военачальников приносить благодарение богам, даровавшим победу. С течением времени Триумф стал допускаться лишь при наличии целого ряда условий. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь тот, кто имел империй и вёл войну в качестве главнокомандующего, не подчиняясь власти другого полководца. Триумф могли получать как обыкновенные магистраты (консулы, преторы, проконсулы и пропреторы), так и диктаторы и лица, получавшие высшее командование в силу особого народного постановления (лат.  imperium extraordinarium ). Триумф определялся сенатом, но иногда, если сенат отказывал в триумфе, военачальнику удавалось получить его в силу постановления народного собрания, как это было, например, с диктатором Марцием Рутилом (первым из плебеев).

Триумф давался лишь по окончании войны (бывали и исключения), и притом такой, которая сопровождалась тяжким поражением врагов. Существовало правило давать триумф лишь в том случае, если было убито не менее пяти тысяч врагов. Полководец, добивавшийся триумфа, ждал решения вопроса, будет ли ему дарован триумф, находясь вне городской черты, ввиду того, что вступление в город магистрата, не сложившего ещё imperium, не допускалось. Поэтому и сенат собирался в таком случае за городом, на Марсовом поле, обыкновенно в храме Беллоны или Аполлона, и там выслушивал полководца. В силу специального закона, триумфаторы получали на день своего триумфа imperium в городе. В день, назначенный для триумфа, участвовавшие в нём собирались рано утром на Марсовом поле, где в общественном здании (лат.  villa publica ) пребывал в это время триумфатор. Последний облачался в особый роскошный костюм, подобный одеянию статуи Юпитера Капитолийского. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику (лат.  tunica palmata ), украшенную золотыми звёздами пурпуровую тогу (лат.  toga picta ), позолоченную обувь, в одну руку брал лавровую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху; на голове его был лавровый венок.

Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Когда Камилл впервые запряг во время своего триумфа белых коней, это было встречено в публике ропотом, но впоследствии белые кони во время триумфа стали обыкновенными. Вместо лошадей иногда впрягались слоны, олени и другие животные. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи). Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи.

В древнейшую эпоху, пока Рим вёл войны со своими бедными соседями, добыча была проста: главную часть её составляло оружие, скот и пленники. Но когда Рим стал вести войны в богатых культурных странах Востока, победители привозили иногда так много добычи, что приходилось растягивать триумф на два, три дня. На особых носилках, на колесницах или просто в руках, несли и везли множество оружия, вражеские знамёна, впоследствии также изображения взятых городов и крепостей и разного рода символические статуи, затем таблицы, на которых были надписи, свидетельствовавшие о подвигах победителя или объяснявшие значение проносимых предметов. Иногда тут же были произведения завоёванных стран, редкие звери и т. п. Часто несли драгоценную утварь, золотую и серебряную монету в сосудах и драгоценные металлы не в деле, иногда в громадных количествах.

Читайте так же:
Как называется тонкая ткань для ветровок

Культурные страны, особенно Греция, Македония и другие местности, где утвердилась эллинистическая образованность, давали для триумфа много художественных сокровищ, статуй, картин и т. п. Неслись также золотые венки, поднесённые победителю разными городами. Во время триумфа Эмилия Павла их было около 400, а во время триумфов Юлия Цезаря над Галлией, Египтом, Понтом и Африкой — около 3000. Жрецы и юноши сопровождали белых жертвенных быков с позолоченными рогами, украшенных гирляндами. Особенно ценное украшение триумфа составляли в глазах римских полководцев знатные пленники: побеждённые цари, их семейства и помощники, вражеские военачальники. Некоторых из пленников во время триумфа убивали, по приказу триумфатора, в особой тюрьме, лежавшей на склоне Капитолия. В древнейшую эпоху такое избиение пленных было обычным и, вероятно, имело первоначально характер человеческой жертвы, но можно указать примеры и из поздней эпохи: так погибли Югурта и противник Цезаря в Галлии Верцингеторикс. Перед триумфатором шли ликторы с фасцами, обвитыми лавром; скоморохи увеселяли толпу.

Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял государственный раб, державший над его головой золотой венок. Раб время от времени напоминал триумфатору, что тот всего лишь смертный (memento mori), и ему не следует слишком гордиться. За триумфатором двигались его помощники, легаты и военные трибуны верхами; иногда за ними шли освобожденные триумфатором из плена граждане, совершали шествие солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Они восклицали «io triumphe» и пели импровизированные песни, в которых иногда осмеивали недостатки самого триумфатора. Начинаясь на Марсовом поле, подле триумфальных ворот, шествие проходило через два наполненных народом цирка (Фламиниев и Большой, Maximus), затем по Via Sacra через форум поднималось на Капитолий. Там триумфатор посвящал Юпитеру лавры фасц и приносил пышную жертву. Затем шло угощение магистратов и сенаторов, часто солдат и даже всей публики; для последней устраивались ещё игры в цирках. Иногда полководец давал публике и подарки. Подарки солдатам были общим правилом и достигали иногда значительных сумм (так, солдаты Цезаря получили по пяти тысяч денариев).

Лица, получившие триумф, имели право и впоследствии в праздники носить триумфальное одеяние. В императорский период триумфы сделались исключительным достоянием самих императоров, что объяснялось как нежеланием последних давать своим подданным эту высшую почесть, так и тем обстоятельством, что император считался главнокомандующим всеми военными силами империи, и, следовательно, военачальникам этого периода недоставало одного из основных условий для получения триумфа — права вести войну «suis auspiciis». Сохранив триумф лишь для себя и иногда для своих ближайших родственников, императоры стали давать другим полководцам взамен триумфа лишь право надевать в торжественных случаях триумфальное одеяние (ornamenta, insignia triumphalia) и ставили статуи победителей среди статуй триумфаторов. Последний триумф был, кажется, справлен Диоклетианом. Менее важную и торжественную форму триумфа представляла так называемая «овация».

«Помни, что и ты смертен!»

Уже в глубокой древности, а именно в эпоху палеолита, у людей сложились три группы мистических верований, вошедших во все основные религии мира – анимизм, тотемизм и магия. «Душа моя поет!» – это анимизм, фамилии Волков, Синицын, Кобылин – тотемизм, ну а известная всем студенческая «халява приди» – типичная, пусть и очень примитивная магия. Ну, а жить в сложном мире духов и богов людям помогал церемониал. Праздники в честь богов и богинь должны были их умилостивить. Жертвы, подчас, кровавые – накормить. Ну и, конечно, все эти церемонии сильно действовали и на «простой народ», внушали ему покорность или напротив – заставляли его ликовать, когда это требовалось власть предержащим.

Для историков очень важно, что в эпоху империи римские императоры не только устраивали себе триумфы, но и начали строить в честь своих побед триумфальные арки и украшать их барельефами, повествующими об этих победах. Вот, например, один такой барельеф с триумфальной арки императора Константина в Риме. На нем исключительно точно показано снаряжение римских воинов этого времени, включая штаны бракка. Особенно интересен крайний левый легионер. На нем доспех из металлической чешуи с зубчатым подолом и почему-то такой короткий, что едва-едва прикрывает ему «причинное место». Хорошо видны его шлем, щит и меч на перевязи справа.

Читайте так же:
Чем отличается украинская вышиванка от русской

Особую роль играли церемониалы на войне. Всякие там клятвы на мече, на крови, целование знамен и штандартов должны были символизировать своего рода «завет» как с богами-покровителями, так и отцами-командирами, власть которых над душами и телами своих солдат освещалась божественной властью. Чем не сложнее общество – тем, как правило, сложнее были и его церемониалы. В Древнем Мире вершины достиг римский церемониал, связанный с празднованием победы. Тут в одно целое слилось и почитание богов, даровавших победу римскому оружию, и прославление воинов, ее добывших, и публичная награда полководцу за все, что он сделал для величия Рима.

Колонна Константина. Она огорожена забором, и подойти ближе к ней нельзя. Ну, а верхние барельефы снимать можно только при помощи квадракоптера.

Все это нашло свое воплощение в триумфах – праздничных шествиях, посвящавшимся победам римского войска по возвращении его домой. Сначала все было довольно-таки просто: при вступлении в город воины шли к храму и приносили благодарение богам, за то, что те даровали им победу, и жертвовали им часть захваченной добычи. Но затем триумфы превратились в грандиозные шествия (а спустя многие века, когда и Рим-то уже давно пал, в ничуть не менее грандиозные военные парады с прохождением войск, танков и ракет).

«Помни, что и ты смертен!»

Арка императора Траяна в Беневенто, Италия.

Но если в начале праздником было возвращение любого войска в Рим. То со временем триумф стал своего рода отличием и допускался при наличии ряда условий. Триумф стал считаться высшей наградой для военачальника, удостоиться которой он мог только в том случае, если имел сенатский жезл – imperium (лат. — власть), наделявший его широчайшими полномочиями, и вел войну, не подчиняясь власти другого полководца. Впрочем, римская демократия позволяла награждать триумфом и обыкновенных должностных лиц (консулов, преторов, проконсулов и пропреторов), его мог получить диктатор и те, кому была дарована высшая власть (imperium extraordinarium) по особому постановлению народного собрания. Обычно быть или не быть триумфу решал сенат. Но иногда, если он отказывал военачальнику в триумфе, тот мог получить его обратившись к народному собранию. Такое произошло, например, в случае с Марцием Рутилом (первым из плебеев, который стал диктатором и удостоился триумфа в Риме).

Арка императора Траяна в Каноссе.

Триумф давался полководцу лишь когда война была закончена (хотя, как и всегда, бывали исключения). Кроме того, и сама победа в ней должна была обязательно сопровождаться битвой, которая привела бы к большим потерям в неприятельских войсках. Правило было такое: давать триумф лишь в том случае, если в ней будет убито не меньше пяти тысяч вражеских воинов.

Полководец, который хотел получить триумф, должен был отправить «заявку» в сенат и ждать его решения, находясь непременно вне городской черты, так как вступление в город должностного лица, не сложившего с себя imperium, ни коим образом не разрешалось. Сенаторы также устраивали совещание на Марсовом поле, то есть вне городской черты, в храме богини Беллоны или бога Аполлона, где и рассматривали просьбу своего полководца дать ему триумф. В день, когда назначался триумф, все его участники должны были собраться ранним утром на Марсовом поле, куда в одно из общественных зданий (villa publica), облаченный в роскошные одежды, прибывал триумфатор. Интересно, что в своем одеянии он напоминал фигуру Юпитера Капитолийского – статую на Капитолийском холме. «Костюм» этот состоял из расшитой пальмовыми ветвями туники (tunica palmata), такой же украшенной золотыми звездами тоги пурпурного цвета (toga pieta). Сапожки-калиги по типу солдатской обуви, были из красной кожи и отделывались золотом. В одной руке он должен был держать лавровую ветвь, а в другой – скипетр из слоновой кости, навершием которого являлся золотой орел; голову триумфатора всегда украшал лавровый венок.

Триумфальная арка Траяна в Тимгаде, Алжир.

Въезжать в Рим он должен был на круглой позолоченной колеснице-квадриге, запряженной четырьмя белыми лошадьми. Когда триумфатор Камилл впервые появился на колеснице, запряженной белыми конями, публика встретила это ропотом, поскольку белые кони являлись символом божества, но потом они стали обыкновенным явлением. Иногда лошадей заменяли слоны, олени и другие редкие животные, связанные, так сказать, с местом победы триумфатора. Таким образом именно триумфальная колесница представляла собой центр процессии. Однако ее демократический характер подчеркивался тем, что впереди нее шли сенаторы и магистраты, позади шли трубачи, громко трубившие в серебряные или позолоченные трубы.

Вдоль всего длинного пути, по которому двигалась процессия, теснились жители Вечного города, охочие до хлеба и зрелищ, в своей лучшей одежде, с венками из цветов на головах и оливковыми ветвями в руках. Естественно, что многие стремились увидеть своих близких, возвращавшихся из похода, но особенный интерес публики вызывала та ее часть, в которой вслед за колесницей триумфатора везли захваченные им трофеи.

Читайте так же:
Венцы одевают или надевают

Арка Тита Флавия Веспасиана в Риме.

В древнейшую эпоху своей истории Рим воевал со своими соседями, людьми такими же бедными, как и сами римляне. Поэтому и трофеи у них были самые простые: оружие, скот и пленные. Когда Рим начал вести войны с древними и богатыми государствами Востока, то победители стали привозить оттуда так много всякой добычи, что триумф растягивался на два-три дня, а триумф Траяна, прошедший в 107 году, был настолько пышным, что продолжался 123 дня. На специальных носилках, повозках и просто в руках воины и рабы несли и везли захваченное оружие, знамена, макеты взятых городов и крепостей, и статуи поверженных божеств, захваченные в разоренных храмов. Вместе с трофеями несли таблицы с текстами, рассказывающими о подвигах римского оружия или поясняющими что, собственно, представляют собой проносимые перед публикой предметы. Иной раз это могли быть даже разные невиданные звери из покоренных стран, и редкие произведения искусства. Не стоит удивляться, что из Греции, Македонии и других стран эллинистической культуры вывозилось огромное количество художественных ценностей, драгоценной посуды, золотые и серебряные монеты в сосудах и слитки драгоценных металлов. Несли в процессии и золотые венки, которые триумфатор получал в разных городах. Так, во время триумфа Эмилия Павла таких венков было 400, а Юлию Цезарю в честь его побед над Галлией, Египтом, Понтом и Африкой таких венков было преподнесено… около 3000! И это не за все названные победы, а за каждую из них!

Барельеф с арки Тита Флавия Веспасиана, изображающий триумфальное шествие с трофеями из захваченного им Иерусалима.

В обязательном порядке в процессии шествовали и белые жертвенные быки с позолоченными рогами, украшенные цветочными гирляндами в сопровождении жрецов и юношей в белых хитонах и также с венками на голове. Но едва ли не главным украшением триумфа в глазах римлян были не быки и захваченные трофеи, а. знатные пленники: побежденные цари и члены их семей, а также их приближенные, и вражеские полководцы. Некоторых из этих пленников убивали по приказу триумфатора непосредственно во время триумфа в особой тюрьме на склоне Капитолия. В раннюю эпоху римской истории убийство пленных было самым обыкновенным явлением и имело характер человеческого жертвоприношения. Однако и впоследствии от этого обычая римляне не отказались. Именно так были умерщвлены царь Югурта и галльский вождь Верцингеторикс.

Тит Флавий Веспасиан на квадриге во время триумфа.

Демонстрируя всем власть триумфатора, перед ним шли ликторы с фасциями, обвитыми лавровыми ветвями; а вдоль процессии бежали шуты и акробаты, веселившие толпу. Причем интересно, что триумфатор на своей колеснице ехал не один, его окружали специально набранные дети и его родственники, демонстрировавшие наличие еще и тесных родовых связей, очень высоко ценившихся в Риме. Известно также, что позади триумфатора всегда стоял государственный раб, который держал над его головой золотой венок и время от времени шептал ему на ухо: «Помни, что и ты смертен!» За триумфатором шли его главные помощники, легаты и военные трибуны, а иногда и освобожденные им из вражеского плена римские граждане. И только после всего этого в город вступали легионеры в парадном снаряжении и султанами на шлемах, демонстрируя свои награды, полученные в боях. Они пели веселые песни, в которых позволялось осмеивать недостатки триумфатора, чем лишний раз ему намекали, что он тоже человек, а не бог!

Другой ракурс этого же барельефа.

Начинаясь на Марсовом поле, у триумфальных ворот, шествие двигалось дальше через два цирка: цирк Фламиниев и цирк Максимус («Большой»), а затем по Священной дороге и через форум поднималось на Капитолийский холм. Здесь к статуе Юпитера ликторы триумфатора складывали лавры своих фасций, а сам он приносил пышную жертву. Затем происходило угощение магистратов и сенаторов, а часто еще и солдат и даже всей собравшейся публики, для чего по улицам расставлялись столы, а прямо на площадях жарили быков и баранов. Частью «программы» были гладиаторские игры. Иногда полководец раздавал публике подарки. Подарки же солдатам были правилом и были порой очень значительны. Например, своим солдатам Цезарь выплатил как-то по пять тысяч денариев. Лица, удостоенные триумфа, получали право в праздники носить триумфальное одеяние, что также являлось одной из их привилегий.

Триумфальная арка Септимия Севера на Римской форуме.

Читайте так же:
Найти общее начало бурка горец книжник

В эпоху империи триумфы стали достоянием одних только императоров. Ни с кем они славой делиться не хотели, иногда разрешая триумф разве что своим ближайшим родственникам. Полководцам разрешалось лишь надевать триумфальное одеяние (ornamenta, insignia triumphalia) и устанавливать свои статуи среди статуй предыдущих триумфаторов. Однако пожаловаться они не могли. Ведь официально император являлся главнокомандующим и, следовательно, полководец действовал от его лица и под его командой.

Древний Рим: пышный доспех и кто имел право его посвятить

Посвящение пышного (другой перевод – тучного) доспеха (spolia opima) имел право сделать полководец Рима, лично убивший в бою вражеского полководца. Доспехи посвящались в храм Юпитера Феретрия. Личность основателя Рима Ромула считают легендарной. Тем не менее, поздние историки записали его деяния и войны по укреплению молодого города. Была среди них и победа над вражеским царем в поединке.

Как пишет Тит Ливий, первые римляне, последовавшие за Ромулом, нуждались в женах. Они похитили девушек из соседней общины Сабины. Жители города начали войну с народом Ромула и стали созывать союзников.

Ромул с доспехами Акрона

Соседние общины откликнулись на призыв сабинян. Царь города Ценины Акрон посчитал, что союзники слишком медлительны, и выступил против Рима в одиночку. В бою с римлянами ценинцы были разбиты, Акрон погиб от руки Ромула, а римляне взяли Ценину.

После возвращения с победой Ромул, неся доспехи Акрона на специально изготовленном остове, поднялся на Капитолий и положил их у священного дуба. Сразу после этого царь выбрал место для храма, который был посвящен Юпитеру с эпитетом Феретрийский (предположительно от слова ferire – бить поражать), божеству-покровителю воинов. В обращенном к Юпитеру посвящении Ромул высказал надежду, что храм этот станет вместилищем и для других доспехов, которые добудут в боях его наследники.

Завоевание Римом Италии: Авл Корнелий Косс

Второе посвящение пышного доспеха, сделанное во время войны Рима с Вейями, вызвало историческую дискуссию во времена императора Августа. Спор вызвал вопрос, имеет ли право на посвящение полководец без высшей военной власти.

В V веке до н.э. шла очередная война между Римом и Вейями – первым серьезным противником молодой Римской республики. В этом году римская колония Фидены перешла на сторону царя города Вейи Ларса Толумния.

Римляне посчитали ситуацию чрезвычайной и выбрали диктатора – Мамерка Эмилия, который повел войско на Фидены. Как пишет Ливий, пехота этрусков была обращена в бегство сразу, но конница сражалась стойко. Именно среди конников сражался Ларс Толумний, считавшийся выдающимся воином. Одетого в богатый доспех Толумния заметил военный трибун Авл Корнелий Косс. Он сшиб царя с коня копьем, затем спешился и добил его. Битва была выиграна римской армией.

Римляне против этрусков

После победы Мамерк Эмилий удостоился триумфа. Косс участвовал в триумфальном шествии и нес доспехи Толумния. Легионеры пели песни, в которых сравнивали военного трибуна с Ромулом. После триумфа Косс посвятил доспехи храму Юпитера Феретрия рядом с доспехами Акрона.

События древней войны между Римом и Вейями стали неожиданно актуальны в эпоху Августа. Главный вопрос вызывал ранг посвятившего доспех Косса. Поэтому, основываясь на данных римских историков, войну с Толумнием относят к 437 или 426 годам до н.э. В 426 году до н.э. Аврелий Косс был начальником конницы при том же диктаторе Мамерке Эмилии.

Сам Ливий, закончив изложение истории Косса, делает оговорку, что согласно изысканиям самого Августа в ветхом храме Юпитера Феретрия, Аврелий Косс был консулом во время войны с Толумнием. Это, по мнению Ливия, давало ему право на посвящение доспеха, которое могли сделать только вожди.

Галлы и римляне: Бритомарт и Марцелл

Накануне Второй Пунической войны римляне вели трудные войны с галльскими племенами в Северной Италии. В этих войнах проявили себя полководцы будущей войны с Ганнибалом, но особую славу стяжал Марк Клавдий Марцелл.

В 222 году до н.э. Марк Марцелл был консулом. В это время в Италию вторглось галльское племя гезатов под предводительством царя Бритомарта. Консул Марцелл оставил в городе Ацерры тяжелую пехоту, а сам с конницей и легкой пехотой пошел вслед за галлами, опустошавшими земли в долине реки По.

Марцелл догнал их около союзного римлянам галльского поселения Кластидии. Перед боем, как пишет Плутарх, консул дал обет посвятить храму Юпитера самый красивый доспех. Увидев Бритомарта, он понял, какой доспех самый красивый. Вождь вызвал консула на конный поединок, в котором Марцелл убил противника. После этого римляне выиграли бой, а Марцелл получил право на триумф.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector