Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Куклы в народных костюмах 46

Куклы в народных костюмах 46

АНОНС. Куклы в народных костюмах №46 — праздничный костюм Оренбургской казачки. Куклы в народных костюмах №46 — праздничный костюм Оренбургской казачки — в России кукла выходит 17 октября 2013 года. КУКЛА ВЫШЛА.

Ткань костюма — х/б. Великолепная коса.

В станицах, расположенных ближе к городам, на фасоны одежды оказывала влияние городская мода. Праздничный костюм девушки-казачки, проживающей в пригороде, был таков — ситцевое, шерстяное или шёлковое платье, плотно облегающее талию, с белым накрахмаленным воротничком и манжетами.

Фото куклы:

Куклы в народных костюмах №46 — праздничный костюм Оренбургской казачки.

Куклы в народных костюмах 46, казачка — с косой, украшенной бантом.

Куклы в народных костюмах — 5 кукол серии, казачка 46-го номера — в центре.

На голове либо чепец ( повязка, сшитая из атласной ткани яркого цвета), либо гребёнка. А в отдалённых станицах (Павловская, Нижнеувельская, Донецкая), вплоть до начала 20-го века казачки носили сарафаны. Особенность их косоклинного пошива была характерна для уральских казаков. Головным же убором служил шёлковый платок, повязанный у замужних женщин концами назад, а у девушек — под подбородком.

АНОНС. Куклы в народных костюмах 46 — праздничный костюм Оренбургской казачки.

Наиболее распространенным, а в некоторых станицах даже единственным типом женской одежды были кофта и юбка. Суконные, шерстяные, полушерстяные и ситцевые юбки отделывались кружевом с внутренней стороны для имитации нижней юбки. Кофты шились из ситцевых, атласных, полушерстяных тканей, украшались вышивками и аппликациями. Кофты всегда носили навыпуск, не заправляя в юбки.

Казачки Уральского, Оренбургского и Сибирского войск носили вплоть до 20-го века старинные костюмы, состоящие из рубахи и сарафана, характерные для русских северных и центральных губерний России.

Осенью и весной женщины-казачки, в зависимости от достатка, носили драповые или шерстяные пальто, а зимой – суконные шубы из овчинного меха, часто с лисьими воротниками, пуховые и шерстяные платки, валенки.

Праздничной обувью оренбургских казачек были высокие ботинки на шнурках. Сапоги женщины никогда не надевали: это считалось таким же грехом, как носить брюки и стричь волосы. Бытовали и черевички – обувь, у которой подошва делалась из толстой кожи, а верх — из тонкой. Выходной обувью считались калоши, но приобрести их для себя могли только зажиточные люди.

Несмотря на крестьянское происхождение, многие русские казаки не носили лапти.

Праздничные рубахи шили из кисейной, шелковой, атласной, полупарчовой ткани с широкими рукавами, которые украшали позументом, золотной вышивкой, металлическими блестками, фольгой. Косоклинные сарафаны шили из штофа, тафты (вид шёлковой ткани), бархата, красивых жаккардовых тканей. По центру переда сарафана вдоль застежки с металлическими филигранными пуговицами пришивали широкие дорогие позументы. До середины 19-го века казачки носили круглые объемные кокошники, затем им на смену пришли платки и косынки с золотной вышивкой. Завершали наряд пояса из тесьмы с металлической нитью с длинными, вплоть до подола сарафана, концами, заканчивающимися тяжелыми кистями из золотных и шелковых нитей.

Из украшений русские казачки носили ожерелья (их местное название — борки) из простых камней или стекла, серебряные, медные и, редко, золотые серьги, перстни и кольца, а нагайбакские женщины – ещё и браслеты и нагрудники, состоящие из серебряных монет старого чекана.

Главнейшие из украшений казачек назывались чикилики и перлы (коробчак). Чикилики вязали мелкой сеткой из крупного жемчуга. Они выходили из-под головного убора, висели над ушами, частично прикрывая щеки, крепились к широкой ленте из алого атласа, которая тоже была унизана жемчугом и обвита вокруг головы. Перлы низали из крупного жемчуга, они прикреплялись на плечах бантом из золотого, украшенного драгоценными каменьями, позумента и спускались по груди до пояса.

Мастер-класс «Народный костюм для куклы «Кубаночка»

Мастер-класс «Народный костюм для куклы «Кубаночка»

Недавно мне в руки попала кукла, которой требовалось заменить одежду. Тогда я решила сшить для нее не просто платье, а костюм в народном стиле. Захотелось, чтобы ребята не только увидели, как одевались женщины на Кубани, но и придумывали новые сюжеты для игр с участием нашей будущей казачки. Нашла в интернете подходящее изображение наряда кубанской казачки и приступила.Для создания этого наряда потребуются: ножницы, простой карандаш,измерительная лента, линейка, швейная машина, нитки красные и белые, отрезы красной и белой ткани (у меня хб, белое кружево, золотая косая бейка, бусины, тонкие ленты и маленькие цветы. Для начала измеряем окружность шеи и плеч куклы, длину от шеи до талии. После чего строим выкройку, учитывая припуски на швы, примерно 1,5 см.

Читайте так же:
Как сшить платье в греческом стиле для беременных

Переносим ее на ткань, разрезаем вдоль спины, для того, чтобы можно было продеть голову куклы. После примерки стачиваем боковые швы, к горловине с изнанки пришиваем кружево. Получается воротник-стойка.

Затем, измеряем длину руки куклы от плеча до кисти. Исходя из этого, выкраиваем два прямоугольника белой ткани. У моей машинки есть несколько вариантов декоративных строчек. Я использовала некоторые для украшения рукавов

. К нижнему краю с изнанки пришиваем кружево. Пришиваем рукава к проймам и сшиваем края вдоль всей длины.

Затем, измеряем нужную нам длину юбки от края рубашки и объем бедер куклы. Выкраиваем прямоугольник из белой ткани. Чем шире выкроим, тем свободнее и объемнее будет юбка. Пришиваем к нижней части с изнаночной стороны кружево. Подол необходимо украсить сразу, а длину регулировать удобнее сверху. Пришиваем юбку к блузке, сзади стачиваем края, оставляя место для липучки или застежки.

Нижняя одежда готова. Переходим к верхней. Выкраиваем прямоугольник по предыдущему принципу

Затем, отрезаем прямоугольник для волана на юбке. Он должен быть длиннее подола, поскольку его нужно будет стягивать. Обрабатываем края, низ обшиваем косой бейкой.

Пришиваем волан к низу прямоугольника — будущей юбки. Чуть выше шва с лицевой стороны пришиваем кружево. На всех этапах украшения можно проявлять фантазию, исходя из материалов, имеющихся под рукой.

Косую бейку я пришила над кружевом декоративной строчкой (Это может быть любая лента или тесьма)

Сделала бусы и сначала хотела остановиться на этом варианте, не считая украшения головы.

Но все же решила продолжить. По выкройке, указанной в самом начале поста, я выкроила будущую безрукавку. Только разрез делается впереди.

Обрабатываем горловину, проймы рукавов и края косой бейкой. Стачиваем боковые швы. Затем так же, как и для юбки, готовим и пришиваем волан к нижнему краю.

Готовое изделие украшаем. У меня это обрезки кружева, изнутри пришиваем липучку или крючки по своему усмотрению. После того, как костюм был готов, я привела в порядок волосы моей куклы, вплела ей в косу ленту. Надела еще одну нитку бус. К ободку, который был у нее изначально, приклеила симметрично с обеих сторон цветные ленты, сверху наклеила маленькие цветы.

Красавица готова, и мне скорее хочется показать ее моим ребятишкам. Так состоялся мой дебют в пошиве кукольной одежды. После того, как работа была окончена, я уже стала думать, какой следующий наряд я хочу сшить, потому что это оказалось очень увлекательно. Спасибо за внимание. Успехов в творчестве!

Дидактическая игра-раскраска по номерам «Русский народный костюм»Дидактическая игра-раскраска по номерам «Русский народный костюм» Перед вами — черно-белые раскраски, но по мотивам русского народного костюма! Можно их просто раскрасить, а можно, придерживаясь определенных.

Лэпбук «Русский народный костюм»Лэпбук «Русский народный костюм» В рамках программы мы проходили модуль «Народная культура и традиции». В ходе педагогического наблюдения было выявлено, что многие ребята.

Исследовательская работа «Край родной-ты свет души моей» номинация «Народный костюм» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Октябрьский Перелюбского муниципального района Саратовской области» Исследовательская работа.

Читайте так же:
Туника халат пляжная крючком

Костюм клоуна. Мастер-классКостюм клоуна. Мастер-класс Костюм клоуна – это универсальный наряд для любого веселого детского праздника. Он подходит как для школьного карнавала на новый год,.

Мастер-класс для музыкальных руководителей. Тема «Русский народный танец. Кадриль» (Слайд 1) Танец это один из самых древнейших видов искусства. Он родился постепенно, из разнообразных движений и жестов, связанных с эмоциональными.

Мастер-класс для педагогов и специалистов «Народный танец» в логопедической группе детей с ФФНР Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад комбинированного вида № 10»Казачок» г. Новокубанск Муниципального.

Мастер-класс «Костюм цыпленка за 10 минут»Мастер-класс «Костюм цыпленка за 10 минут» В предыдущей публикации я рассказала о том, как мы поздравляли наших мам с 8 марта. Спектакль был задуман как сюрприз, поэтому все костюмы,.

Мастер-класс «Костюм Нептуна»Мастер-класс «Костюм Нептуна» Прошел праздник Нептуна. Мне выпала роль властителя морей и океанов. Первая мысль — как и из чего, сделать костюм быстро и без больших.

Мастер-класс «Русский народный сарафан»Мастер-класс «Русский народный сарафан» Нашла подходящую куклу для нижней рубашки взяла белую ткань, обмерила модель,кроила все на глаз, рукава можно просто прямоугольники,.

Новый костюм для куклыНовый костюм для куклы Доброго времени суток,уважаемые маамовцы! Давненько меня здесь не было. Исправляюсь,-выкладываю новый аутфит для куклы, сшитый довольно-таки.

Сценический костюм казачки

Казачки – женщины не менее храбрые, чем их мужчины. Им приходилось и быт вести и снаряжать на поле боя мужей и сыновей. Возможно такие условия повлияли на их характер, сила которого отразилась в танце.

Сценический костюм казачки в народном танце.

В танце казачек акцент делается в основном на движения ногами и плавные движения руками. Он может быть более спокойным или активным. В том и другом случае сценический костюм казачки прекрасно подчеркивает движения.

  • В костюме можно выполнять сложные технические элементы, прыгать или даже бегать.
  • Подол костюма красиво развевается в танце, особенно когда артистка кружится.
  • Длина юбки до колена. Благодаря этому видны движения ног. Особенно это актуально в быстром и экспрессивном танце.
  • В медленном танце платье подчеркивает грациозность артистки, прибавляет её движениям женственности.

Элементы сценического костюма.

Костюм казачки состоит из юбки и жакета. Костюм выделяет артистку в окружающей обстановке. Он броский, из тканей насыщенных цветов.

В данном варианте жакет и юбка разных цветов: красный и зеленый. Но при желании сценический костюм казачки сшить можно из тканей других цветов. Костюм щедро украшен вставками из парчи. Обшит прямой и вьющейся тесьмой.

Ткань для пошива костюма.

Сценический костюм казачки сшить можно на выбор из трёх тканей:

    • Костюмная ткань. Плотная и легкая одновременно. Она будет отлично развеваться в танце и завораживать зрителя. Ткань при контакте с телом не вызывает аллергии и отлично пропускает воздух.
    • Хлопчатобумажная ткань. Одна из самых простых в использовании и одна из самых приятных для тела. Хлопчатобумажная ткань гипоаллергенна и гигроскопична. Помимо этого, она проста в уходе.
    • Габардин. Эта ткань достаточно плотная, рельефная и очень прочная. По этой же причине её используют для одежды сцены. Сценический костюм из такой ткани нарядный, яркий и лёгкий.

    Все эти ткани отлично подходят для танцевальных постановок. В них артистка будет чувствовать себя свободно и уверенно.

    Не стоит забывать, что в костюме используется парча. Поэтому в уходе за костюмом отталкиваться нужно именно от этого факта. Парча подразумевает собой торжественность события, в данном случае выступления. Лучше всего отдавать костюм в химчистку. При самостоятельном уходе стирать нужно костюм при низкой температуре и без отжима. Сушить костюм нужно на плечиках, тогда не придётся его гладить. Если вдруг костюм оказался мятым. Самой парчи утюгом лучше не касаться. А другая ткань проглаживается утюгом на низкой или средней температуре.

    Заказать сценический костюм.

    Сценический костюм казачки купить можно быстро более чем в 400 городах России. Это условие возможно благодаря транспортным компаниям. Также доставка возможна во все города, где есть почта России. Также сценический костюм казачки можно купить в городах СНГ. Подробные условия оплаты и доставки, а также возникшие вопросы можно обсудить с нашим менеджером.

    Ещё больше новостей про нашу продукцию Вы найдёте в нашей группе вКонтакте и Instagram

    *Это образец костюма, который мы можем пошить. Фото взято с просторов интернета.

    Одежда донских казачек: стереотипы и реальность

    Эта статья мало удивит заядлых реконструкторов и специалистов по казачьей одежде, но большинству многая информация будет к удивлению. К сожалению, область народного костюма полна разного рода мифов и стереотипов. Я часто встречаю такие заявления как «казачки никогда не носили шаровар», «все казачки одеваются одинаково», «одежда казачки — это парочка». Большинство представляет себе костюм казачки как кофту с юбкой в кондитерском или флористическом стиле.

    По своим наблюдениям я составила топ 10 стереотипов об одежде казачек:

    1. Костюм казачки — это приталенная кофта с баской и юбка.

    2. У казачек не было традиционной одежды, они надевали одежду той местности, откуда их украли.

    3. До парочек казачки носили одежду турчанок.

    4. Казачки никогда не носили шаровар.

    5. Казачки носили шаровары: на Нижнем Дону и на Кавказе — широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике — узкие, похожие на брюки-дудочки.

    6. Казачки носили кафтан — казакин или чапан, а на голове тюрбан.

    7. Все казачки одевались одинаково. (Все казачки носили кубелек / парочку.)

    8. Головной убор казачки — шлычка.

    9. Казачки носили кофты «казачок», полусапожки «казаки», а в холода «казакин».

    10. Казачки одевались как казаки — в чекмени, гимнастерки и папахи.

    Действительность, конечно же, далека от буйной фантазии авторов таких костюмов. И даже привычная всем парочка казачки — это всего лишь городская мода, в которой щеголяли женщины по всей России. И, конечно же, казачки не называли свою одежду казакинами, казаками и казачками. Действительно народный казачий костюм был совсем иным и индивидуальным для каждой местности, где жили казачки.

    Одежда донских казачек стереотипы и реальность, фото № 1

    В исторических и этнографических документах донских казаков принято разделять на низовых и верховых, что обусловлено разностью образа жизни и занятий: казаки низовых станиц были склонны к легким видам промыслов, а верховцы занимались тяжелым изнурительным трудом, что сказалось и на характерах, быте и культуре одежды. Низовцы одевались изысканнее и щеголеватее верховцев, для которых свойственны практичность и сдержанность.

    Казачки нижнего Дона.

    «. В залу вошла женщина, одетая в традиционную одежду казачек ХVIII века. На ней был парчовый кубелек (вид распашной одежды, платье), шелковая рубаха и шаровары, на голове была парчовая шапка, украшенная драгоценными камнями и жемчугом. Перед их взором открылась живописная картина: женщины, одетые в кубелечные костюмы и шелковые шаровары, сидели на широких диванах, поджав ноги по-азиатски, перед ними стоял огромный стол с конфетами, фруктами и вином. Когда мужчины вошли, все женщины встали и поклонились». (Тучков С.А. Черкасск. 1800)

    Одежда донских казачек стереотипы и реальность, фото № 2

    Кубелек — традиционное распашное платье казачек Нижнего Дона. Происхождение этого слова имеет татарские корни («кубэлэк») и переводится как «бабочка». Первоначально кубелек представлял собой кафтан длиной немного ниже колен с короткими до локтей рукавами, из-под которых выпускались широкие рукава рубахи, которые и создавали эффект крыльев бабочки. Впоследствии кубелек удлинялся и к 19 веку же походил больше на длинное платье.

    Застегивался кубелек только до пояса на воздушные петли и пуговицы или крючки. А по правому борту лифа пришивался второй ряд пуговиц, которые служили исключительно для декора, имели форму капли или сливы и именовались вислыми.

    Отдельное внимание стоит уделить и поясам, которые кроме прямого назначения, имели и декоративную функцию. Низовые казачки употребляли в гардеробе два типа поясов — металлические татауры, состоящие из различных звеньев и бархатные, вышитые жемчугом в технике сажение по бели.

    Головные уборы и прическа заслуживают отдельного внимания, потому как именно они играли функцию демонстрации статуса женщины или девушки. Так, незамужние девицы обязательно заплетали волосы в одну косу и надевали платок таркич или праздничную шапочку челоуч (челоух), которая была похожа на скуфью, шилась из бархата и украшалась жемчугом и каменьями. Из-под головного убора девицы всегда была видна коса как символ девичьего положения. Коса также не обходилась без украшения. На нее вешали лопастник и махор (треугольная металлическая пластина с монетками на цепочках).

    Одежда донских казачек стереотипы и реальность, фото № 3

    После замужества женщина делала бабью прическу из двух кос, которые укладывались на голове и полностью были скрыты под головным убором. Повседневным головным убором низовых казачек был повойник — высокий (около 30 см) головной убор в виде шапочки, сужающейся к верху. Изготавливался на вате из парчи, держался на голове при помощи платка, завязанного у основания. В праздники женщины одевали кички в форме большой треугольной лопаты, которую покрывали кисейною или флеровой фатой — салником. Зимой носили шапки с меховым околышем и парчевым или бархатным верхом квадратной формы.

    Подобные головные уборы были достаточно тяжелыми и дорогими, поэтому к 19 веку уже вышли из употребления (кроме таркича и зимней шапки) и сменились колпаками — трикотажными мелко связанными мешочками с красной кисточкой у вершины. Он одевался сверху на пучок волос (волосы убирались сзади в узел («кугулю», «куль», «шиш»), широкий край загибался внизу обшлагом и за этот обшлаг закладывался верхний конец. При выходе на улицу поверх колпака надевали платок, который в помещении снимали, оставаясь в колпаке. На голове он имел вид облегающей повязки.

    На ногах казачки кожаные чулки без жесткой подошвы, называемые «ичитки» (ичики или ичиги), предпочтительно желтые, выстроченные узорчато серебром или золотом. Ичиги служили и комнатной обувью, а вместе с туфлями и уличной. Сафьяновые преимущественно красные остроносые туфли надевали сверху ичигов. Эта мода, как и само слово «ичиги» имеет татарские корни.

    Казачки верхнего Дона.

    Костюм верховых казачек более схож с южнорусской одеждой. Они носили «с двумя рожками посредственные и малые кички, с сороками, шитыми шелками и красною бумажною пряжею, так точно как в Русии деревенские бабы, и также в панёвах и в мужниных кафтанах, лаптях, портнях и сапогах, а летом босиком».

    В начале 19 века распространенной одеждой женщин на Верхнем Дону в верховьях реки Бузулука являются сукман и сарафаны с высоким цельным нагрудником, узкими проймами, соединявшимися на спине.

    Сукман по своей природе является родом туники с короткими узкими рукавами; спереди от ворота короткий прямой разрез на медных пуговицах, называемый пазька, обшитый широкой шелковой лентой по краям. Петли создает цветной шнур по одному из краев пазуки. Ленты и пуговицы бывали иногда и «скрозные до подла». Вдоль подола сукман украшали широкой шелковой лентой, обычно красной или синей, а пониже, по самому краю, узеньким, обыкновенно красным шерстяным гърусском, — род тесьмы, плетеной, особым образом на пальцах или на «рашках» (ст. Сергиевская — деревянная рогулька). Подпоясывался сукман широким плетеным шерстяным кушаком, обычно красного или синего цвета. Девушки же до венца ходили в одних длинных рубахах.

    Одежда донских казачек стереотипы и реальность, фото № 4

    Важной частью верхнедонского женского костюмного комплекса является запонили завеска.

    Завеска — это женский передник (фартук) без нагрудника. «Завескахвартук биз нагруднай части» (ст. Манычская).

    За´пон (или запо´н) — род короткого фартука из холста с пришитой небольшой грудинкой и небольшими сборками по шву на талии. Завязывался запон тесемками вокруг талии узлом впереди и вокруг шеи. Запоны были праздничные и расхожие (будничные). Праздничные украшались ткаными узорами — переткаными запонинамивесь чиста ф перетыках»). Подол запонана ½ вершка обшивался синей китайкой или кумачом. Будничный запон был белым, а по низу украшен узорами или менее широкой полосой.

    В старину в общем употреблении верховых казаков были лапти и кожаные поршни; ноги обертывались онучами, которые упутывали ремешками или веревкой.

    Праздничной обувью считались чирики — туфли с гладкой подошвой и вырезом сверху, носимые на шерстяных чулках как казачками, так и казаками. Грубые белые бумажные или шерстяные чулки молодые казачки носили без подвязок, особым щегольством считались толстые складки на узкой части ноги над щиколоткой. Назывались чулки карпетками или чулапками.

    На волосы замужние казачки одевали шлычку — особого кроя колпачок, который удерживал прическу под головным убором, а поверх нее разного рода платки: колотовочку, казимирку, зануздалку. Помимо упомянутой выше кички с малыми рожками, верховые казачки носили кички с плоским верхом невысоким околышем высотой с вершок. И если кичка с малыми рожками изображена на казачках, занятых полевыми работами, кичка с плоским верхом была праздничной, поскольку шилась из дорогой ткани и украшалась золотным шитьем.

    Отдельно следует выделить костюм казачек Верхне-Курмоярской, Есауловской и других станиц Второго Донского округа Области Войска Донского, располагавшихся чуть выше Цимлянской (средний Дон). Несмотря на то, что эти станицы относят к верховым, культура народного костюма этих станиц похожа на нечто среднее между вышеописанными комплексами одежды казачек и нижнего и верхнего Дона.

    Как и низовые, серединные казачки носили кубелеки с вислыми пуговицами и татаурами, однако кичка замужних казачек заслуживает отдельного внимания, поскольку они были с высокими рогами. На кичку надевали сороку, высаженную япраками. В районе лба — круг, называемый прямок, вокруг лба до ушей «рогатые висюльки», а с тыла — подзатыльник, вышитый золотом или серебром. К кичке цеплялись нитки, унизанные разноцветным бисером с серебрянными копейками на конце. На висках висят такие же нитки, называемые чикилики. Кичка накрывается сырцовым сальником, свисающим с рог по спине ниже пояса.

    Одежда донских казачек стереотипы и реальность, фото № 5

    Девушки этой станицы повязывали по лбу широкую ленту, называвшуюся повязкою, которая была «вдвое или втрое раскрашена разными цветами, обвешена корольками, бисером, малою Российскою серебряною монетою, медными копейками, свинцовою наподобие старинных серебряных копеек сделанною монетою, и другими разными, по возможности каждого, украшениями. По обеим сторонам повязки пущены лопасти, на которых висят такие же прикрасы, как на самой повязке. От ходьбы приходят они в движение, и происходящий от того звук показывает в нарочитом отдалении приближение молодой девки.» (Гмелин Самуил Готлиб. 1768-1769).

    В итоге хочу сказать, что «в полную голову стереотипов тяжело вложить новые мысли», однако надеюсь, что мне удалось дать вам что-то новое. 😉

    Автор — Алена Яблокова.

    (при копировании статьи прошу указывать активную ссылку на эту страницу).

    Иллюстрации из электронной книги «Казачья старина», авторы — Е.Малкина, А. Яблокова. 2016 г.

    1. Сухоруков В.Д. Статистическое описание Земли Донских казаков, составленное в 1822-32 годах. Издание Областного Правления войска Донского. Новочеркасск, 1891 г.

    2. В.Броневский «История Донского войска. Описание Донской земли», 1834 год.

    3. Е.Кательников «Историческое сведение Войска Донского о Верхне-Кумоярской станице. 31.12.1818 г.», изданной в 1886 году.

    4. А.И. Ригельман. История о донских казаках, 1846 год.

    5. Н.Яковлев «Материалы по одежде донских казаков».

    6. А.И. Яблокова. «О природе одежды некрасовских казачек на основе сопоставления с костюмным комплексом донских казачек» XVIII века. // «Дикое поле».

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector