Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сценарий внеклассного мероприятия; В тридевятом царстве

Сценарий внеклассного мероприятия "В тридевятом царстве"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие проводилось в актовом зале с участием команд 1-4 классов в виде викторины по сказкам.Предлагались задания по классам и общие для всех, использованы танцы и песни, подготовленные с детьми, разнообразные формы заданий. Предварительно каждый класс готовил инсценировку русской народной сказки (по выбору) в необычной форме: на новый лад, музыкальную, с дополнительными героями, в стихах и т.п.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия «В тридевятом царстве»»

Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы «В тридевятом царстве»

(музыка на выход)

-Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши русские сказки.

-А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответы детей)

Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.

-Я приглашаю вас сегодня в Тридевятое царство, царство русских народных сказок.

Исполняется песня «Приходите в гости к нам»

-Но чтоб попасть туда, слова заветные надо знать. Мы начнём, а вы подхватывайте.

Музыка “У Лукоморья дуб зелёный” – 3 класс рассказывает на фоне ролика начало стихотворения

— Ох, беда-то какая случилась. Да вы только посмотрите! Был у нас тут невежа, неряха, неумёха, ой-ой, сколько бед-то натворил. Всё затоптал, всё перемешал-запутал. И сам ничего не знает, так ещё и другим не даёт. Что же я теперь делать-то буду?? Это ж когда я тут одна-то во всём разберусь. Проверим, будет ли от вас польза, сможете ли вы помочь, знаете ли сказки…

Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: бабка, дедка, внучка? (Жучка)

Кто побывал в подводном царстве у царя Водяника? (Садко)

Назовите имена трех русских былинных богатырей (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович)

Имя кота в русских народных сказках (Баюн)

5. Сказочное существо, житель леса, так называемый дух леса (Леший)

6. Самый одинокий представитель нечистой силы (Водяной)

7. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)

8. Как звали царя, у которого Иван-царевич похитил Жар-птицу в сказке «Иван-царевич и серый волк»? (Афрон)

9. Где смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка яйцо, игла)

10. Как звали главного героя сказки «Поди туда- не знаю куда, принеси то — не знаю что» (Андрей-стрелок)

Яблоки, дающие молодость (Молодильные)

12. Оружие, которым пользовались сказочные богатыри (Меч)

13. Из чего сделана Снегурочка? (снег)

14. Какое яичко снесла Курочка Ряба? (золотое)

15. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)

16. Кого первым встречает героиня сказки "Гуси-лебеди", отправившаяся на поиски брата? (яблоньку)

17. Как называется струнный музыкальный инструмент, под звуки которого древнерусские певцы-сказители исполняли песни, былины и другие произведения устного народного творчества? (Гусли)

18. Как мужик разделил без обиды одного гуся на семерых: барина, барыню, сыновей и двух дочерей и себя не обидел? (Барину — голову, барыне — гузку, сыновьям ножки, крылышки дочерям, а себе — все туловище)

19. Что в русской народной сказке «Иван-царевич и серый волк» называется «живой» и «мертвой»? (Вода)

20. Что затеяли две главные героини русской народной сказки «Правда и Кривда»? (Спор)

21. Что размазала по тарелке лиса и подала как угощение журавлю в русской народной сказке «Лиса и журавль»? (Кашу)

22. Какой продукт питания помог курочке спасти жизнь петушку в русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко»? (Масло)

23. На чем ехали купец в город, а крестьянин — в лес, в русской народной сказке «Два мороза»? (Сани)

24. Что приказывал царь-батюшка своим невесткам,чтобы проверить их на мастерство?

(Испечь хлеб, соткать ковёр)

25. Сколько человек тянуло репку? (3)
26. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
27. Сколько животных встретилось Колобку по дороге? (4)

28. Какое самое популярное число в русских народных сказках? (3)

29. Какого героя провели на пирожках? (Медведя из сказки «Маша и медведь»)

30. Сказочная героиня, владелица первого в мире летательного аппарата (Баба Яга)

Да, может, вы мне и поможете, вроде ребята толковые.

Конкурс «Сказки водят хоровод» (ВСЕ)

По началу текста узнайте русскую народную сказку.

1. «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею; у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать. » («Царевна — лягушка».)

2. «Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. » («Иван-царевич и Серый Волк».)

3. «В некотором царстве в давние времена жили-были в маленькой избушке дед да баба, да дочка, и была у нее кукла. » («Василиса Прекрасная».)

4. «Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе — любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел. Пришло время старику умирать. » («Сивка-Бурка»)

«Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику» (3 медведя)

А давайте -ка получше вспомним эту сказку, как у нас там дела обстоят, всё ли в порядке.

(выступление 1 класса)

«Исправь ошибку» (ВСЕ)

Слушайте внимательно и постарайтесь исправить меня, если я вдруг ошибусь.

«По собачьему веленью»;

«Иван царевич и жёлтый тигр»;

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;

«Петушок — золотой пастушок»;

«У страха уши велики»;

Читайте так же:
Энимал джаз джинсы порезаны

«Лапша из топора»;

«Как мужик котят делил»

«Жар-птица и Серый Волк».

«Кощей — Ясный сокол»

«Волк и шестеро ягнят»

«Петушок и гороховое зернышко»

«Лисичка с кастрюлечкой»

«Кто лишний» (музыка) (ПО КЛАССАМ)

у каждого класса — 5 героев из сказок. Выбрать лишнего (5й — не из русских народных, а из авторских зарубежных)

Вот и у нас какая-то путаница — герои-то не русской сказки, а народной английской. Но есть люди, которые считают её русской народной сказкой. Посмотрим?

(выступление 2 класса)

«Угадай сказку» (музыка) (ПО КЛАССАМ)

по 5 картинкам назвать сказку — у каждого класса — своя

1 класс — «Маша и медведь»

2 класс — «Гуси- лебеди»

3 класс — «Царевна- лягушка»

4 класс — «По щучьему велению»

1) Какую песенку пел Колобок? А давайте все вместе исполним

(физкультминутка с движениями)

Я колобок, колобок,

По амбару я метен,

По сусекам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел….

2) Что пела коза своим козлятам?

Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!

3) Что говорил медведь, пытаясь отдохнуть по дороге в деревню? А Машенька медведю, сидя в коробе?

Сяду на пенек,

Съем пирожок. (Медведь.)

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке! (Машенька.)

4) Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?

— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое!

5)Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост? Что говорила в это время лиса?

— Ловись, рыбка, и мала, и велика.

Ловись, рыбка, и мала, и велика! (Волк.)

— Ясны, ясны, на небе звезды.

Мерзни, мерзни, волчий хвост! (Лиса.)

6) Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

7) Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?

По щучьему велению, по моему хотению!

Позовите Сивку-Бурку словами из сказки. Как звали хозяина этой лошади?

(«Сивка-Бурка, вещая каурка,

Встань передо мной, как лист перед травой!» (Иванушка-Дурачок)

(Танец)

Восстанови последовательность событий в сказках (ПО КЛАССАМ)

Детям выдаются карточки, в которых нужно восстановить правильный порядок событий.

1 класс — героев «Репки»

2 класс — героев «Колобка»

3 класс — героев «Теремка»

4 класс — героев «Лиса и заяц»
«Лиса и заяц»

Зайчик встретился с медведем.
Петушок выгнал лису.
У зайчонка была избушка лубяная, а у лисы ледяная

Зайчонок встретился с собакой.
Лисы выгнала зайца.
Зайчик живет с петушком.
Зайчик встретил петушка.

Машенька встретилась с речкой.
Девочка в избушке бабы-яги

Сестрица приводит братца домой.

Девочка встретилась с печкой.
Гуси-лебеди унесли Иванушку.

Мышка помогает Машеньке.

Девочка встретилась с яблоней.
Машенька бросилась догонять гусей.

— А давайте проверим, так ли на самом деле дела обстояли.

(выступление 3 класса)

Ну, а сейчас прошу внимание —

У нас серьезное задание:

В сказках многих скатерть есть,

Что не можно глаз отвесть.

Квас, картошка, пирожок —

Наедайся, мой дружок.

Вместо скатерти, ребята,

Показать уменье надо.

конкурс «Волшебные предметы» (ПО КЛАССАМ)

Назвать предмет и в чём его сила.

Волшебная игла + яйцо

Серебряное блюдце (Показывало города и поля, леса и моря, гор высоту и небес красоту, всю Русь-матушку)

блюдечко и яблочко

клубок

кольцо

4 класс

гусли-самогуды

меч-кладенец

живая и мёртвая вод

Я даю вам описание сказочного героя, а вы попробуете его узнать и назвать сказку, героем которой он является.

1. У него нет ни ручек, ни ножек, он имеет форму шара. (Колобок.)

2. Все звери остались без крова, а жить они стали все вместе в одном домике. И только один большой, косолапый зверь не вошел в их маленький домик и развалил его. («Теремок», медведь.)

Этот герой очень трудолюбив. Он посадил маленькое семечко, из которого вырос огромный овощ, который он один не смог вытащить. Ему пришлось звать на помощь всю свою семью. («Репка». Дед.)

Эта героиня искала своего братца, которого унесли гуси-лебеди. («Гуси-лебеди». Сестрица Аленушка.)

5. Этот герой очень коварен. Он съел маленьких козлят. («Волк и семеро козлят». Волк.)

6. Кто попил воды из копытца и стал блеющим животным? (Братец Иванушка)

7. Кто с кем такой делёж устраивал: "Твои вершки, а мои корешки".

(Мужик с медведем в сказке"Мужик и медведь")

8. Кого считали дурачком, а он оказался умным? (Иванушка-дурачок)

У кого были странные друзья — иголка, лапоть, а сам он от хохота лопнул? (Пузырь)

Кто варил кашу, применяя ум и смекалку? (Солдат в сказке "Каша из топора")

Сказку эту вы нам покажите.

Смелее, артисты, вперед,

Нас встреча со сказкою ждет!

( выступление 4 класса)

Собери имена (ПО КЛАССАМ)

Наш вредитель разорвал имена сказочных героев, и части имен перепутались, сложите карточки, на которых написаны имена. Нужно найти две части одного имени.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в Тридевятое царство, по чудесной стране русских народных сказок.

4 Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в Тридевятое царство, по чудесной стране русских народных сказок. Страна наша большая, добрая и мудрая. Ее населяют сказочные герои. И все-все русские сказки находятся в Волшебной Книге главной ценности нашей страны. И Книга эта была всегда распахнута настежь, и все дети могли легко попасть в этот загадочный, увлекательный мир. В сказке происходят разные чудеса и приключения. Волшебные, веселые и даже страшные — сказки всегда интересны. Читаешь, бывало, или слушаешь — аж, дух захватывает. Но случилась беда: злой колдун закрыл Волшебную Книгу, и сказки все перепутались, а некоторые исчезли. Он спрятал Книгу в сундуке за семью замками, а ключики заколдовал и раздал сказочным героям, которые позабыли все сказки, и не знают — не ведают, для чего они нужны.

Читайте так же:
Венец маховика зачем он нужен

7 Если ключики добыть, Можно и сундук открыть! И тогда Волшебная книга вновь развернет свои страницы, и старые сказки восстановятся и снова смогут радовать и учить уму-разуму детей. Ну, что ж, пора в путь дорогу. А чтобы была она гладкой, нам понадобятся ваши знания о сказках. Готовы ли вы?

9 ПОИСК КЛЮЧЕЙ И АРТЕФАКТОВ

10 1 станция Машенька Записка Здравствуйте, ребята! Я Машенька, та самая девочка, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили три медведя. Но когда злодей спрятал волшебную книгу, в моей голове все перепуталось и все я позабыла. Помню только, что очень люблю загадки. Если вы поможете мне их разгадать, отдам вам заветный ключик Загадки: 1) Красна девица грустна, Ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка! (Снегурочка). 2) Эта скатерть знаменита Тем, что кормит всех досыта, Что сама собой она, Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка) и т.д.

11 2 станция Иван-царевич Записка Здравствуйте, добры-молодцы и красны-девицы! Куда путь держите?мысль о Волшебной книге сказок не дает мне покоя. Когда-то я слышал о ней, но это было во сне Только связано это воспоминание вот с этой волшебной шкатулкой и этим ключиком. В шкатулке этой вопросы, на которые надо найти ответы. Я бьюсь над этими вопросами уже столько времени, а ответов не нашел. Помогите мне, друзья! Коли справитесь с заданием, ключик ваш. Вот вам шкатулка, удачи вам, ребята. Вопросы: 1. В каком государстве живут герои русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве) 2. Гордость Варвары-красы. (Коса) 3. Назовите имя сказочного царя-долгожителя. (Кощей) и т.д.

12 3 станция Волк и лиса «эстафета заяц-волк» Каждый участник команды по очереди бежит от входа в зал с абонемента до ёлки и обратно: в одну сторону прыгая как заяц, в другую как волк. Либо Игра «Хитрая лиса» Ребята становятся в круг. Один из них ведущий. Он кладет одному из участников на плечо плат и бежит вдоль круга. Тот, у кого платок бежит навстречу водящему. Задача каждого из них занять свободное место в круге. Выполнив задание, ребята получают шифр. Разгадка название сказки «Теремок. Находят книгу в ней следующий ключ.

13 4 станция Аленушка Записка Здравствуйте, милые! Я Аленушка. В недобрый час вы пришли в страну нашу. Но дело ваше благородное. И я готова отдать вам ключик, который храню, как зеницу ока. Но прежде прошу вас помочь и мне. Вышивала я картину, да не докончила. А потом случилась беда, все лоскутки мои перепутались. Теперь не разберусь. Помогите их собрать и дам вам в награду следующий ключик. Ребята собирают пазл.

14 5 станция Кикимора Записка Здравствуйте, ребята! Я — Кикимора болотная, водяного сестрица да лягушкам подружкам. Вижу я, что люди вы добрые да храбрые. Неужели не выручите бедную Кикиморочку? Позабыла я все нужные заклинания, а без этого не могу вернуться в родное болото к братцу да подружкамквакушкам. Уж как соскучилась! Надо мне вспомнить аж 6 заклинаний. Они помогут мне в пути, а без них я пропаду! Заклинания эти из разных сказок. Если поможете мне их вспомнить, я вам подарю волшебный ключик. Мне от него проку нету, а вам он пригодится в вашем деле. Ребятам нужно найти соответствие картинки сказки и заклинания 1)Сивка-Бурка вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой Сивка-Бурка 2)Земля, прощай! В добрый путь! Летучий корабль 3)Избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом! Баба-Яга и т.д.

15 6 станция Баба-Яга Записка Фу-фу, русским духом пахнет! Добра я давненько не видала. В том ли прок от вас, что на обед вас сварить, да косточки ваши поглодать? Ладно, пошутила я! Да, помощь мне нужна. Все я, старая, перепутала. В свой сундучок положила волшебные предметы, а теперь не могу разобраться, кому что принадлежит. Только вряд ли вы моей беде поможете. Ребята играют в волшебный мешок и угадывают, какому из персонажей принадлежит тот ли иной предмет 1.Игла (Кощея Бессмертного) 2.Стрела (Царевна лягушка) 3.Печка (По щучьему веленью) и т.д.

16 7 станция Кощей Бессмертный Записка Ха-ха-ха! Какая встреча! Сами в логово к Кощею прибыли! Ишь, храбрые какие! Ключик вам нужен? А за это задам я вам такое испытание, с каким вам вовек не справиться: позабыл я, как выглядит один сказочный герой. Только точки от него остались. Соедините по этим точкам фигуру и так уж и быть, отдам вам последний ключик! (Дети говорят: на конце иглы, а игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце, а ларец на дубу) Ребята! Какие вы молодцы! Все семь ключиков добыли! Осталось нам теперь сундук злого колдуна открыть, да Волшебную Книгу сказок спасти, тогда воцарится и в нашей сказочной стране, и во всем мире добро и радость.

18 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ АКТИВНОСТИ (мастер-классы, химическое шоу, совместная творческая деятельность с ребёнком)

19 Мастер-класс по созданию букета из сухоцветов

22 Ребята, в сундуке спрятаны, помимо Волшебной книги, достойные призы для юных героев! Давайте же поскорее откроем его!

МАГИЯ ЧИСЕЛ

Половинкина Татьяна Николаевна

Среди книг самые удивительные – сказки. Они не знают власти времени.

Мне очень нравится читать их. В них заложена какая-то тайна. Читая русские народные сказки, понимаешь, что в них отражается душа русского человека, уклад жизни, его вера, суеверия….

Особенно хочется понять, что это за полное расчудесных чудес царство – тридевятое-тридесятое ? Где оно находится?

Почему оно составлено из цифр? Может, потому что в древности, когда сказки сочинялись, люди каждому числу придавали особый магический смысл.

Читайте так же:
Жизнь воротника тэффи краткий пересказ

С числами, которые называют магическими, сталкивались все. В сказках, легендах, пословицах и поговорках, в календарях и на циферблатах, в ритуалах и культах мы встречаем Святую Троицу, три желания, семь дней недели, семерых козлят,

Числа повсеместно присутствуют в нашей жизни. Везде и всюду мы только и делаем, что считаем: когда идем в магазин, в зоопарк, путешествуем, делаем домашнее задание и многое другое.

Первобытные люди прожили много лет без всяких знаний о числах. Числа казались им чем-то таинственным. Любой предмет можно было увидеть и потрогать. Число потрогать нельзя. Но ведь числа существуют реально, все предметы мы можем посчитать. В далекие времена люди считали «один, два, много». Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное

Число 3 обозначало «все». Число 3 считалось в древности магическим и потому, что оно складывалось из суммы предыдущих чисел 1 и 2.

Долгое время число 3 было для многих народов пределом счета, счастливым числом.

Чем оно замечательно?

Тройка издревле почиталась всеми народами как символ гармонии. Но гармонии не бытовой, а духовной! У христиан это главная святыня – Святая Троица. В китайской Книге перемен – треугольник душевного равновесия человека – Космос, Земля, я.

У большинства древних народов земли мир покоился на трех китах, трех слонах, трех аллигаторах…. Действительно, если поверхности дать три опорные точки, она обретет спокойствие и устойчивость. Чтобы стол или стул не падали, им достаточно трех ножек.

Само наблюдение над природой наводило на мысль об особом значении этого числа. Люди всюду встречали или думали, что встречают, деление на 3. Они видели, что вселенная состоит из неба, земли и воды; перед ними стояли небесные светила — солнце, луна и звезды; в телах они наблюдали три измерения — длину, ширину и высоту ; во времени — прошлое, настоящее и будущее.

Любопытно, что число 3 рассматривали не только как счастливое («Бог троицу любит»), но и как несчастливое («треклятый»).

Поэтому число 3 стало у многих народов священным.

Число 3 – волшебное, оно используется в сказках, мифах древнего мира. Многие сказки имеют в названиях число 3. Это английская сказка «Три поросенка» , русская народная сказка «Три медведя»

Многие сказки начинаются со слов: « Жил был царь (мужик, старик) и было у него три сына (три дочери). Многие испытания сказочных героев происходят в тридевятом царстве, в тридесятом государстве или за тридевять земель.

Героям сказок приходится выбирать из трех дорог — одну, или одну из трех надписей на камне: «Налево пойдешь, голову потеряешь. Направо пойдешь, жизнь потеряешь. Прямо пойдешь, вообще не вернешься».

Герои сказок преодолевают испытания прежде, чем достигают цели. И этих испытаний, как правило — три.

В сказке «Сивка — бурка»

«Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали».

Каждый сын по очереди в ночь выходил стеречь пшеницу, погубляемую вором. На третью ночь Иванушка поймал Сивку-бурку.

Сивка-бурка говорила: «. свистни три раза молодецким посвистом. я тут и буду».

Три дня выезжали братья и Иванушка на Сивке-бурке в город посмотреть на Елену Прекрасную.

Иванушка в первой попытке на Сивке-бурке снять перстень с руки Елены Прекрасной, сидящей в тереме, не смог, не допрыгнул до царевны три бревна.

С третьей попытки Иванушка снял перстень с руки Елены Прекрасной.
«Через три дня царь клич кликнул»: чтобы весь народ в царстве явился к нему на пир.

В сказке ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА

«В некотором царстве. жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич»

Три брата пускают по стреле из лука в поисках невесты.

Иван ищет свою стрелу три дня.

Сыграли три свадьбы.

Трижды царь-отец дает задание своим невесткам:

В три этапа, соответственно, принимает задание.

Карета Василисы Премудрой запряжена тройкой гнедых лошадей.

Василиса Премудрая говорила: «Ах, Иван-царевич. Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве , у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня. »

Кощей наложил на Василису заклятье — быть лягушкой три года.

А вот в сказке «Марья Моревна» три раза догонял Кощей-Бессмертный Ивана-царевича и трижды отнимал Марью Моревну. Для ее спасения царевич добывал богатырского коня у Бабы – Яги, Иван служил ей не год, а всего-то три дня и помогали ему в этом заморская птица, лютые звери и пчелиный рой.

В сказке «Курочка Ряба» яйцо били 3 раза и только на третий раз оно разбилось.

Когда дело благополучно завершалось, то и пировали, как правило, три дня и три ночи.

Числительное три наиболее употребляемое в русских народных сказках

Однако вернемся к названию царства. Если учесть все вышесказанное, то вполне можно пофантазировать, что цифра три в начале названия намекает нам на то, что жизнь в этом царстве может быть задушевной, спокойной и гармоничной. Но почему-то сочинители присоединили к тройке еще и девятку? Тридевятое!

Число 9 находится в непосредственной связи и зависимости от числа 3. Иногда оно мыслится как число 3, только в усиленной форме: 9 = 3×3. Интересно, что если в древнейших преданиях говорится о трех музах, то в более поздних — преимущественно о девяти.

В речи ряда народов символом грозной опасности, могучей силы выступает «девятый вал».

От 3 х 3 = 9 делается шаг к 3 * 9 = 27. Это число тоже имеет магическую силу, например, при заклинании духов болезней. От него происходит и знаменитое сказочное «за тридевять земель».

А вот тридесятое государство – это выражение пошло от крестьян. Они не умели считать больше, чем до десяти. Поэтому, три раза по десять – это значит то, что место находится настолько далеко, что дойти туда просто нереально. Вот и получается, что для наших далеких предков числа 27 и 30 были тем пределом, за которым творились чудеса. А в чудеса люди верили всегда.

Читайте так же:
С чем носить широкие бежевые джинсы с завышенной

В сказках используются и другие числа. Но именно данные числа являются судьбоносными. Мы читали или слушали все эти сказки и не обращали внимания на тайный смысл этих чисел. А напрасно. Вот только откуда нам было знать о значении всех этих чисел. Хотя, надо отдать должное, что в детском сознании возникают вопросы о значении этих чисел. А взрослым ответить на эти вопросы далеко не всегда удается.

Мир чисел настолько загадочен и увлекателен, что занимаясь данной работой, я нашла для себя много нового и интересного. Я ближе познакомилась с числами три, девять и семь выявила связь между числами и устным народным творчеством, люди из древне поклонялись числам

Вывод: числа играет важную роль в жизни человека. Об особенностях чисел написано много разнообразных книг. Поэты посвящают им стихи, писатели используют в своих произведениях. Мир чисел полон интереснейших тайн, среди них есть и те, что до сих пор не познаны.

226. Иллюстрированные сказки: Волшебное кольцо. Россия (художники В.Шатунов, Б.Забирохин, Г.Бедарев, Ю.Васнецов, Г.Мосин, Б.Власов, Д.Арсенин и А.Павлов)

После японо-китайских и западно-африканских версий «Волшебного кольца» перехожу к русской народной сказке. Это не то же самое, что всем известный советский мультфильм — этот мульфильм основан на тексте Б.Шергина. Однако Шергин — это постмодернистская вершина. Посмотрим для начала исходную народную сказку, которая сама имеет несколько вариантов обработки.

Портрет А.Афанасьева (худ. Б.Забирохин)

Обнаружил следующие иллюстрированные издания с «Волшебным кольцом» в обработке А.Афанасьева: 1) «Сивка-бурка». — Минск: Юнацтва, 1989. Худ. В.Шатунов; 2) А.Афанасьев «Русские сказки». — СПб.: Вита Нова, 2008. Худ. Б.Забирохин; 3) «Кот Баюн». — М.: Стрекоза, 2018. Худ. Г.Бедарев .

"Сивка-бурка" (1989) "Русские сказки" (2008) "Кот Баюн" (2018)

Книги от «Вита Новы» у меня нет, весь комплект иллюстраций официально выложен «Вита Новой» в фэйсбуке.

Сказки в обработке А.Афанасьева вообще редко иллюстрировались в советское время: эти сказки больше воспринимались как материал для серьёзных исследований. Иллюстрировались сказки для детей, т.е. в упрощённой адаптации (или в большей литературной обработке — как посмотреть). Однако в наши дни иллюстрированных афанасьевских сказок стало выходить больше, и совсем необязательно потому, что не надо платить гонорар. Правда, афанасьевские тексты в современных изданиях для детей часто редактируются ножницами: вырезают кровавые подробности (это произошло и со сказкой в сборнике «Кот Баюн» издательства «Стрекоза»). Но подлинные тексты сказок Афанасьева легко доступны.

По академической нумерации «Волшебное кольцо» в сборнике Афанасьева — это сказки № 190 и 191 (см.). В моих изданиях помещён вариант № 191 (более увлекательный и со змеёй)

Пройдёмся по опорным пунктам сюжета применительно к этой афанасьевской версии.

Мартынка с матерью после смерти главы семейства вынуждены откупорить оставленную им в наследство кубышку с двумястами рублями. Сумма огромная. Вместо закупки хлеба на зиму, Мартынка купил за 100 рублей истязаемую собаку (подробно описываются её мучения), а на другой день — ещё за 100 рублей обречённого на смерть кота. И всё — деньги кончились. А как же змея?

Дальнейшие события — путанные. Мартынка работает у попа три года и получает расплату простым песком; видит девицу-красавицу в огне; присыпает огонь своим песком. Девица превратилась в высокопоставленную змею — дочь змеиного царя — и кинулась Мартынке на грудь. В награду за спасение Мартынка получает волшебное кольцо. Уф! Думаю, эти сложные ходы появились потому, что никакой рассказчик не заставил бы поверить слушателей-крестьян, будто можно пожалеть змею (гадюку, понятно) и что-то отдать за её спасение. Девушку спасти — другое дело.

В точном соответствии с афанасьевской версией — с девицей, окружённой огнём — сделал иллюстрацию к сказке Забирохин (собака на балалайке играет — это нормально с таким-то хозяином):

Бедарев сделал картинку, которая подойдёт к любой усреднённой версии «Волшебного кольца»: неразлучная троица.

Мартын с помощью слуг из волшебного кольца выполнил все задания короля (не царя!) — за сутки себе дворец выстроил, мост до королевского дворца с деревьями, да ещё пятиглавый собор — и женился на королевской дочке. Жене такой мезальянс не нравился, она выпытала у Мартынки тайну кольца, и велела слугам кольца:

Вот такой кульбит — желание королевны эмигрировать в мышиное царство.

Раз король — значит, европеец. Поэтому тесть соблюл все правовые процедуры:

Кот Васька и собака Журка обеспечили хозяина едой и отправились в мышье государство. Там кот устроил бойню мышей. Мышиный царь лично вёл переговоры с «сильно могучими богатырями». Договорились: мыши стащили кольцо у королевны, кот и собака прекратили убийства.

Художники были потрясены этим эпизодом. Шатунов, чьи иллюстрации во многом определили облик позднесоветской книжной графики (в детских книгах), в единственной иллюстрации к сказке изобразил мышиного царя.

Бедарев тоже нарисовал мышиного царя.

В африканских и дальневосточных вариантах сказки решающее значение придавалось ссоре кота и собаки в процессе возвращения волшебного кольца — этим объяснялась их взаимная неприязнь. Каково значение этого пункта для русской сказки? У Афанасьева на обратном пути при переправе через море кот Васька, будучи на спине у Журки, подвергся атаке ворона и, защищаясь, утопил кольцо. Решив повторить приём массовых убийств, кот и пёс «стали раков душить да в кучу складывать». Царь раков выдал им рыбу, которая заглотила кольцо. И тут-то кот Васька схитрил: схватил кольцо и пытался убежать к хозяину один. Собака Журка загнала кота на дерево.

И никто потом их статусы не устанавливал. У Мартынки были более важные дела, чем вершить суд чести над животинами.

Читайте так же:
Цыган снял варежку разворотил усы бороду скрывая

В русской сказке про волшебное кольцо коварство выказала жена героя (в отличие от иностранных версий, где кольцо выманивают друзья и соседи). Мартынка всё как было рассказал тестю. А тот (европеизированный король) проявил мужскую солидарность и повелел дочь свою казнить (без суда, кстати).

Сказки в обработке Любарской литературно отделаны, в них устранены нелепицы. Они глаже сказок Афанасьева, но и преснее. Иногда Любарская резко меняет содержание афанасьевской сказки (как с образом Бабы-Яги в «Василисе Прекрасной). Но версия «Волшебного кольца», которая в обработке Любарской называется «Чудодейное колечко», отличается от афанасьевской версии в основном формой.

У меня есть следующие сборники с версией Любарской: 1) «Русские сказки». — СПб.: Детгиз, 2008. Худ. Ю.Васнецов — это переиздание книги 1947 (первое издание так и называлось «Волшебное кольцо»); 2) «Русские народные сказки». — Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1976. Худ. Г.Мосин; 3) «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве». — М.: Детская литература, 1982. Худ. Б.Власов.

"Русские сказки" (2008) "Русские народные сказки" (1976) "В тридесятом царстве. " (1982)

И со сборниками, и с художниками мы уже встречались в связи с «Василисой Прекрасной». Пройдёмся по опорным пунктам, чтобы понять сходство и различия этой версии с версией Афанасьева.

Любарская завершила логическую цепочку, прерванную в версии Афанасьева. Мартынка, имея всего три золотых монеты, вместо хлеба последовательно выкупает у мучителей не только собаку с кошкой, но и змею (начались отличия от версии Афанасьева). Но всё же Мартынка со спасённой змеёй в контакт не вступает, просто позволяет уползти. Волшебное колечко Мартынка находит как бы случайно. Получив волшебное колечко, весело живёт с собакой и котом.

Дальше по накатанной — сватовство к царской дочке, постройка чудес, женитьба.

Жена Мартынки велела себя перенести, но не в мышиное царство, а в тридесятое царство — к «заморскому королю». Мартынку — в каменный столб.

Как и у Афанасьева, кот и собака сначала кормят хозяина — еду добывают хитростью (под ноги людям кидаются). Потом попадают в тридесятое царство и втираются в доверие к королевским слугам. Но кольцо добывает мышь, которую кот Васька ловит. Вот художник Власов на полях эти эпизоды изображает.

Отличие от версии Афанасьева — нет геноцида мышей.

Сюжет следует за афанасьевской версией: кольцо упущено в воду, кот и собака добывают его взятием в заложники рака (опять без массовых убийств обошлись).

Дальше произошла ссора из-за того, что кот Васька приписал себе перед хозяином все заслуги, а собака Журка обиделась.

В этой версии сказки также в центре внимания отношения не собаки и кошки, а Мартынки и царевны. Но вот концовка взята Любарской из сказки № 190 афанасьевского сборника. Это примиренческая концовка. Не захотел тесть свою дочку убивать почему-то.

Полярно противоположная концовка в двух версиях одной и той же сказки: очень непоследователен русский народ.

Выразительная иллюстрация у Мосина: жена вся такая в раскаянии, а Мартынка насупленный, зверушек чухает.

А что же кот и собака? Снова никто в русской сказке кота не возвышал за счёт унижения собаки: у них у самих такие фактические отношения сложились. В тексте Любарской упомянуто про их разногласия. А вот Васнецов их танцующими изобразил. Правда, танец такой яростный, что и не понять: милуются кот и собака или дерутся.

Редкий — региональный — вариант сказки. Вятка. Об авторе обработки ничего сказать не могу. Не исключено, что это больше литературная компиляция, чем обработка народной вятской версии. Сборник, где содержится эта версия под названием «Волшебное колечко», тоже региональный: «Волшебное колечко: Вятские народные сказки, песни и загадки». — Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1965. Художники Д.Д. Арсенин и А.Н. Павлов.

"Волшебное колечко" (1965)

Сказка достаточно подробно проиллюстрирована местными художниками. Рисунки выполнены в духе модных веяний графики 1960-х гг. — в линеарной манере, но являются заурядными.

Пройдёмся по опорным точкам.

В этой версии имя у героя не Мартынка, а Иванушка-дурачок (у Шергина — мультик вспомним — тоже героя Ваней зовут, и с «дурачком» давно пора было определиться).

Начало сказки традиционное: Иванушка выкупает за сто рублей у какого-то мужичка сначала кошку, потом собаку. Получает последнюю сотню, идёт в город — и сюжет внезапно сворачивает на рельсы сказки Андерсена «Огниво». Какой-то старичок предлагает Ване залезть в колодец и доставить ему колечко. Иванушка колечко не отдаёт, случайно раскрывает его волшебную силу и начинает ей пользоваться.

Произошла ожидаемая женитьба на царской дочери. Анна-царевна с помощью выведанного секрета волшебного кольца переносится в Счетин-город (?). Ивана за утерю царевны — в крепость.

В Счетине-городе кот и собака прислуживают во дворце, проявляя чудеса сообразительности. Колечко у Анны-царевны из рта им достаёт пойманная котом мышка. Затем на обратном пути кольцо тонет (из-за собаки — она попросила его на середине реки себе передать, да перехватить не успела). Сказителю так понравился эпизод с прислуживанием кота и собаки во дворце (где собака заслужила признание тем, что дрова таскала), что он решил этот эпизод повторить. Теперь кот и собака втёрлись в доверие рыбаку.

Замысел оправдался: рыбак обнаружил кольцо в пойманной щуке. Кот кольцо похитил, друзья отправились домой и передали кольцо хозяину.

Нет в этой версии конфликта кота и собаки: не было между ними соревновательности, не было и драки.

Мы уже поняли, что в русской сказке в концовке решается вопрос с царской дочерью: убить или простить. Оказывается есть и третий путь. Восстановив справедливость, Иванушка заявляет царю:

Шергин в своей легендарной переработке сказки взял кое-что существенное из этой вятской версии.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector