Mishki-tomsk.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Съёмные воротники

Съёмные воротники

Как говорила героиня Лии Ахеджаковой в «Служебном романе»-«. важна такая вещь, как «комбинаторность». Сегодняшняя статья посвящена съёмным воротникам, которые не выходят из моды с момента их появления. Эта деталь костюма может стать вашей палочкой-выручалочкой и освежит будничный костюм, платье или джемпер.

Съёмные воротники

Съёмные воротники стали самостоятельной частью одежды в 16 веке в Испании и сразу же стали неотъемлемым атрибутом костюма. Помните круглые воротники на картинах живописцев эпохи Возрождения? Это были первые съёмные воротники. Воротники в то время были такие же жёсткие и неудобные, как и другие детали одежды. Вспомнить хотя бы жёсткие корсеты и юбки на проволочном каркасе. Размер воротников менялся от огромных воротников в конце 16 века (мельничный жернов, фреза) до скромных отложных воротников (английский воротник).

мельничный жернов 1

мельничный жернов 2

На верхних фото воротник «мельничный жернов». Носить их было тяжело, так как из-за плохого обзора вокруг приходилось поворачиваться всем телом, из-за невозможности поднести столовый предмет ко рту все остатки трапезы также скапливались на воротнике, да и дышать в таком воротнике также было сложно. Не менее сложно было шить подобные воротники-сначала изготавливался проволочный каркас, затем отдельно крахмалилась и завивалась ткань, чтобы придать ткани нужный изгиб. Край воротника прошивался леской и готовый воротник водружали на проволочный каркас.

Конец 17 века ознаменовался модой на парики, что повлияло на форму воротника, он становится ниже и постепенно сходит на нет. В это время в моде воротник рабат-он лежит на плечах, впереди имеет прямоугольные углы чаще обшитые кружевом.

нагая 1

нагая 2

В начале 19 века ампирная мода не предполагала наличие воротника, женская шея максимально открыта. Ампирную моду называли «нагая», за смелые облегающие силуэты и открытые декольте.

декольте

К концу 19 века и началу 20 века в Америке победили съёмные воротнички в мужских сорочках. Простая американская домохозяйка Ханна Монтегю, которая устала от ежедневной стирки рубашек, взяла и отпорола воротник от рубашки своего мужа. Постирав воротник она пришила его обратно и скоро жёны знакомых тоже прибегли к этому методу, так и появились съёмные воротники. Благодаря женской смекалке выяснилось, что съёмные воротники экономят силы и время, позволяя мужчинам всегда выглядеть аккуратно и респектабельно. В Европе и России начала 20 века мужские сорочки тоже имели съёмные воротники и манжеты.

съёмные воротники

Мода на съёмные воротники прочно вошла в моду в 1905 году после выхода фильма «Питер Пэн». Благодаря Мод Адамс, сыгравшей в этой фильме Питера Пэна, круглые воротнички прочно вошли в моду и до сих пор пользуются успехом.

круглые воротнички

В период 1914-1917 годов в связи с первой мировой войной и революцией в России мода претерпела значительные изменения. С началом войны в Россию перестали поступать модные журналы из Парижа и Лондона. Многие женщины были вынуждены поступать на службу, чтобы помочь семье и исполнить гражданский долг. Дамы не думают о красоте, им важно удобство. Украшения, богатые драпировки, корсеты убраны в сундук до лучших времен. Модные дома прекращают свою работу. В женском костюме теперь играет роль удобство-появляются костюмы и женские мундиры. В мужской моде также главная роль за мундирами. В моду входит матросский стиль. Съёмные матросские воротники (матроски) носили и дети и взрослые.

Читайте так же:
Выкройка блузы кимоно женского

воротники матроски

Не удивительно, что мода на съёмные воротники вернулась, ведь эта маленькая деталь может украсить самый будничный костюм. Благодаря доступности различных материалов в наше время воротники шьют из любым материалов, начиная от кожи и заканчивая мехом. К съёмным воротникам присматриваются и ювелиры и ремесленники. Вы можете сделать воротник своими руками, используя старую рубашку со стоячим воротником или выкроить самостоятельно, в интернете не сложно найти выкройку на любой вкус.

Мода Испании XVI — XVII веке

Испания XVI века – морская колониальная Империя. В XVI веке Испания сильна и могущественна. При этом Испания остается католической страной, хотя по Европе уже вовсю распространяются идеи Реформации. Из-под власти Папы и Рима уходят Германия, Англия, Нидерланды.

В 1540 году в Испании был основан орден иезуитов и наступает период так называемой Контрреформации – борьбы католической церкви за свое влияние в Европе. Оплотом Контрреформации и католичества становится Испания.

История моды в Испании

Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты. Около 1659 г.
Юбка на каркасе с фижмами (иногда диаметр каркаса мог достигать до трех метром). Это XVII в. и во многом испанская мода уже подвержена французскому влиянию

И именно религия, в первую очередь, влияет на испанскую моду. Вторым, не менее значительным фактором, повлиявшим на моду Испании данного периода, станет стремление испанских аристократов отразить в костюме свои привилегии и принадлежность к избранному сословию.

Испанская мода XVI века это также борьба с роскошью и в то же время за неё. Ведь, с одной стороны, истинные католики предпочитают скромный черный цвет и минимум украшений, все должно быть скромно, одежда также полностью должна скрывать грешное тело. С другой же стороны, Испания – это Империя, сильная и влиятельная, а значит, ее представители несомненно должны носить одежду соответствующую их далеко не скромному статусу.

История моды в Испании XVI - XVII века

Тициан. Портрет Карла V

Борьба идет с переменным успехом. Во времена правления Карла V, который вошел в историю как «величайший церемониймейстер всех времен», одежда преимущественно темных цветов, однако невиданной роскоши. И уже в 1534 предпринимается попытка запретить испанским придворным носить золотые вышивки и парчу, однако особого успеха она не имела.

Платья начинают украшать выстроченными и вырезанными украшениями. В итоге испанский король Филипп II в 1556 году вступается за роскошь – испанкам разрешается украшать платья серебряными и золотыми бордюрами и пуговицами, драгоценными камнями, жемчугом, а также носить ранее попавшие под запрет шелковые ткани.

Таким образом, испанскую моду можно охарактеризовать таким весьма противоречивым понятием как «роскошная скоромность».

Портрет английской королевы Елизаветы I
Веерообразный воротник, появившийся под влиянием Испании на европейскую моду

С конца XVI века и в начале XVII испанская мода будет оказывать влияние на моду Европы – Нидерланды, Германия, Англия (в Англии по испанской моде одевались Мария Тюдор и Елизавета I), Франция (влияние испанской моды на моду Франции можно проследить по туалетам французской королевы Екатерины Медичи).

Однако, в XVII веке влияние Испании, в том числе и в моде, постепенно сходит на нет. Новым центром развития европейской моды становится Версаль и двор французского короля Людовика XIV. Сами испанцы французскую моду перенимают неохотно. Им не нравятся парики и мужские брюки с бантиками, они по-прежнему не любят ярких цветов в одежде.

Читайте так же:
Нарядные блузы для женщин после 50 лет

Эль Греко. Кабальеро, положивший руку на грудь. Около 1580
Черный испанский хубон с белым воротником фрезой и манжетами

Три главных правила испанской моды XVI века:

Правило первое – одежда должна быть похожа на броню. Массивные одежды скрывают все тело, при этом ткани плотные и тяжелые – бархат, парча. И что не менее важно с каркасами. У женщин это корсет и каркас для юбки. У мужчин кафтаны набитые ватой и картоном в областях груди и плеч для создания более мужественного, словно рыцарь в доспехах, силуэта.

Правило второе – цвета темные, желательно черный. Но при этом украшения позволительны и вышивки также, ведь ничто так прекрасно и дорого не смотрится как золото на черном фоне.

Правило третье – никогда не стоит забывать про воротник. Воротник обязателен. Воротник присутствовал как в мужском, так и в женском костюме. Головы, как замечали остряки, с испанскими воротниками выглядели словно их уложили на блюдо и вскоре подадут к столу. Воротники были неудобны – в них было очень трудно поворачивать шею, но зато осанке такие воротники придавали поистине царственный вид.

Корнелиус Джонсон. Портрет сэра Генри
Круглый воротник-фреза

Главное — воротник

В целом, воротники в испанском костюме XVI века это отдельная история. Изначально это был небольшой белый кружевной воротник в виде рюша. Воротник нижней рубашки, который выкладывался на верхнюю одежду. Однако со временем он трансформируется в воротник-фрезу или же «мельничные жернова» (также данный воротник называют «горгера» и «куэлло»).

Такой воротник имел круглую форму, делался из тонкого полотна и обшивался металлизированным серебряным и золотым кружевом. Крепился на металлическом каркасе.

В Англии воротник-фреза трансформировался в так называемый воротник Стюарт (названный в честь шотландской королевы). Воротник Стюарт не имел монолитную круглую форму, а раскрывался спереди. К началу XVII века появляется и такая разновидность испанского воротника как воротник Медичи – это был высокий кружевной веерообразный каркасный воротник.

Николас Хильярд. Портрет неизвестной женщины. 1602 г.
Английский вариант воротник с разрезом спереди – воротник Стюарт

О том, как одевались испанские аристократки, следуя придворному этикету XVI века:

Первое, что надевали испанки – это нижняя белая сорочка. Затем корсет. В XVI веке еще не знали такого материала для изготовления корсетов, как китовый ус. Испанкам, в отличие от француженок XVII века, приходилось носить достаточно грубые и тяжелые корсеты. Корсеты делались из металлической сетки или же лозы, покрытых с двух сторон тканью либо ватой.

Также с корсетом носили накладки из конского волоса, которые скрывали естественные формы груди. Считалось, что лиф платья должен быть плоским, таким, чтобы не было ни малейшего намека на существование у придворной дамы груди.

Крепились к корсету и пластины бюск – деревянные или металлические, предназначенные для уплощения живота и зрительного сужения талия. Корсеты девочки начинали носить с 10-12 лет. К слову, в те времена еще не существовало детской моды. И мальчики, и девочки носили взрослую одежду, лишь уменьшенную по размеру.

Читайте так же:
Модные джинсы 2022 для женщин после 50 лет

Портрет девочки в возрасте 10 лет
Детская мода в те времена ничем не отличалась от взрослой

Далее испанки надевали платья, а под юбку платья обязательным был каркас из металлических, уменьшающихся в диаметре кругов, закрепленных на кожаных ремнях.

Платья украшались вышивками, бантами и декоративными застежками. Обувь испанок была без каблука, чему в XVII веке удивлялись французские модницы. Также испанки носили обувь на высокой деревянной подошве, что-то вроде современной платформы.

Николас Хильярд. Юноша в розах. Около 1588 г.
Хубон с выпуклостями, воротник-фреза, белые чулки

О том, как одевались испанские аристократы, следуя придворному этикету XVI века:

Если женщинам религия и придворный этикет предписывали прятать все тело под платьями-футлярами и запрещали показывать носок туфли и шею. Шею скрывал тот самый воротник фреза. То мужчинам следовало демонстрировать свою принадлежность к рыцарскому сословию. И в этом им помогала одежда-доспехи.

Первое, что надевали на себя испанские аристократы XVI века, проснувшись утром, это нижние сорочки, пошитые из батиста либо полотна. Манжеты таких сорочек не прятались под одеждой и исполняли декоративную роль. Были они отделаны дорогим по тем временам кружевом.

Далее надевался хубон. Одежда длиной до талии или бедер, прилегающая по силуэту, с застежкой на пуговицы. По своему внешнему виду хубон был похож на панцирь или же рыцарские доспехи, так как изнутри его набивали пухом, сеном, конским волосом.

На ноги надевались короткие верхние штаны – кальсес. Они так же, как и хубон, состояли из двойной подкладки и набивались пухом или ватой, конским волосом, таким образом, создавая на бедрах шаровидную форму. Под штаны кальсес надевались чулки из шелка. В 1589 году была изобретена трикотажная машина и шелковые чулки стали вязаными.

Сверху на хубон могли надевать короткие плащи, а также ропу. Ропа – одежда как с длинными рукавами, так и без них, короткая, с широким воротником, пошитая из бархата, шелка или сукна и с контрастной по цвету подкладкой. Ропа в Испанию пришла из Италии. В Италии такую одежду называли симарра.

Костюм Нидерландов 17 века

Нидерландский костюм находился в основном под влиянием французской моды, хотя чувствовались также веяния из Германии и Испании.
Еще в 16 веке нидерландский костюм сформировался на основе бургундских фасонов с использованием испанских и французских образцов и некоторых местных особенностей.
Позже, когда Нидерланды оказались под властью Филиппа II, в стране начинает распространяться испанская мода. Высшее сословие принимало ее неохотно. Во время деспотического правления Альбы цвета светлых нидерландских одежд потускнели, одежда стала однотонной и темной. Они утратили народный характер и постепенно превратились в испано-французские. Но высшее сословие эту моду отвергло, и в 17 веке нидерландский костюм вернул свою самобытность.

Мужской костюм

Мужской нидерландский костюм 17 века настойчиво избавлялся от испанских форм. Из него изгоняется все то, что неудобно и мешает движениям — прежде всего, подушкообразные панталоны и подбитые прокладками рукава.
Военные отказались от несовместимой с их ремеслом тесной, сковывающей движения одежды. Пышные панталоны еще какое-то время носили, но затем их перестали набивать, и они стали свободно падать до колен. В воинском костюме появились также короткие шаровары.
После 1620 г. штаны еще больше расширяются и нависают над коленями. Все подбивки в одежде исчезают.
Из нидерландского мужского костюма устраняются также ленты и кружева, характерные для французской моды. Костюм стал простым и удобным.
Перенятые у французов короткая курточка и юбка, модные во времена детства Людовика XIV, удлиняются. Куртка стала более легкой и удобной — длиной до талии и ниже, разделенная внизу на восемь частей; нижняя часть пришнуровывалась к куртке. Рукава также стали длиннее и шире, иногда разрезные, на пуговицах. Юбка-ренграв иногда стягивалась шнуром и заправлялась в высокие сапоги.
Верхний кафтан — прямой, свободный, длиной ниже колен. Чтобы длинные полы не цеплялись за широкие штаны, сзади на кафтане делался разрез, каждая пола внизу заворачивались кверху и концы ее соединялись вместе. Позже этот фасон заимствовали французы.
Нидерландцы любили собранные в складки кружевные отложные воротники, закрывающие грудь, плечи и спину, или отделанные кружевом отложные воротники с вырезом впереди, под которыми была видна рубашка.
Жесткий круглый стоячий испанский воротник «мельничный жернов», он же «трубчатый воротник», появившийся в Нидерландах во 2-й половине 16 века, вышел из моды только около 1630 г. Позже его носили только пожилые люди.
В 50-е-60-е гг. 17 века вместе с модой на длинные парики появился белый воротник «рабат»: сзади короткий, а спереди — с прямоугольными концами.

Читайте так же:
Как выбрать бриджи в гардероб полной женщины

Женский костюм

Женский костюм 17 века, как и мужской, испытывал влияние французской моды.
Голландские женщины приспосабливали французские фасоны для себя, устраняя всякие крайности, непристойные по их мнению. Закрытый лиф дополнялся косынкой. Шея и грудь также прикрывались воротниками и пелеринами из тонкой ткани, отделанными кружевом.
До середины 17 века в моде были высокие кружевные воротники.
Закрытая роба с небольшим шлейфом скромно отделывалась бантами и кружевами. Внешний вид голландского женского костюма был очень элегантен, что сказывалось и в характере шнуровки, в покрое рукавов, в прическе.
Юбка уже не поддерживалась каркасом и толстыми подкладками на бедрах, а падала свободными складками.
Пышные рукава украшались разрезом от локтя до запястья, сквозь который была видна цветная подкладка, и перехватывались лентами, образовывая пышные буфы.
Женские платья шились из сукна, шелка, бархата и полотна, которое считалось довольно ценным.
Нарядные бархатные и шелковые дамские платья имели шлейфы, богато отделывались кружевами, вышитой каймой, украшались золотом, кораллами, драгоценными камнями. Кружева были особенно модными, и ими украшали воротники и манжеты.
Дамский костюм нередко дополнялся бархатной муфтой.

Интересно о модном. Воротники эпохи барокко

Воротники эпохи барокко настолько необычны, настолько хороши, что я решила посвятить им отдельную статью.

В начале 17 века очень популярны гофрированные кружевные воротники, мода на которые пришла из Испании. Воротники эти позволяют модникам эпохи барокко выделиться из толпы, сделать акцент на лицо и помпезную прическу. Белый или молочный цвет кружева освежает лицо, делая владельца воротника более модным и стильным. Размер воротников иногда достигает невообразимо больших и причудливых размеров. Порой кажется, что в таком воротнике необходимо особенно держать равновесие. И точно нужно иметь терпение и привычку его носить.

Читайте так же:
Форма карманов женских брюк

Рубенс

Маркиза Спинола Дориа 1606 г.

Мода на кружева охватывает всю Европу. Этой моде следуют и королевские дворы, и обычные горожане.

Неизвестный художник

Елизавета Стюарт, королева Богемии 1613 г.

Кружева используются везде – на воротниках, на чепцах, на передниках, на манжетах, на обуви, в детской одежде.

Корнелис де Вос

Семейный портрет 1631 г.

Моде на воротники не могла не затронуть и мужчин. Очарованию белого накрахмаленного изящества поддалась и сильная половина человечества.

Франс Пурбус

герцог Люинь 1617-21 гг.

Существует большое количество мужских портретов, где этот аксессуар акцентный. Спустя 4 века он нам кажется гипертрофированным. Согласны?

Ван Дейк

Джордж Дигби граф Бристольский

и Уильям Рассел герцог Бедфорский

1637 г.

Кружевное производство начинает распространяться по всей Европе. Венецианские кружева, нидерландские (голландские) кружева, фламандские кружева, кружева из Генуи… А что же у нас, в России? Хотят ли дамы и кавалеры выглядеть по последней европейской моде? В России мода на барокко, на воротники и кружево пришла позже, только после воцарения Петра I.

Тон задавала новая супруга Петра – императрица Екатерина. В одном из писем к Петру императрица упоминает «кружева на фантаж», которые просит привезти ей из Парижа.

Кратко опишу, что же такое «фантаж» или «фонтанж». Первоначально, этим словом назывались лента и банты, которые использовались для создания женской прически с кружевами. Позднее так начали называть саму высокую причёску с взбитыми кудрями, украшенную кружевом.

Королева Мария II, Ян дер Ваарт, 1688 г.,

из коллекции Национальной портретной галереи (Лондон)

«Фонтанж» из локонов, кружев и лент поднимался над головой, иногда напоминая высокую башню. Современники писали: «Стоит женщине шелохнуться, это сооружение начинает дрожать и кажется, что вот-вот упадёт».

Петр I, видимо, понимая необходимость собственного производства кружев в России, в 1725 году выписал из брабантских монастырей (современные Нидерланды) монахинь для обучения прядению голландских ниток и плетении кружев и поместил их в Новодевичий монастырь.

Ведь кружева были так прекрасны, они так подчеркивают красоту лица, его форму, и все российские дамы вслед за императрицей захотели себе такую же красоту:

Михаэль ван Миревельт

Женский портрет

Обратите внимание, что в то время в моде одновременно были как круглые воротники, так уже и «разрезанные» воротники, дающие большую свободу:

Но обязательными остались, конечно же, белизна и накрахмаленность воротника.

Удивительно, но в 2020 году воротники эпохи барокко вернулись в моду.

Как их только не называют – кукольные воротнички, отложные воротники, мушкетерские воротники, воротники Ван Дейка.

ОСЕНЬ-ЗИМА 2020-2021

READY-TO-WEAR

НЕДЕЛЯ МОДЫ МИЛАН

Gucci

ОСЕНЬ-ЗИМА 2020-2021

READY-TO-WEAR

НЕДЕЛЯ МОДЫ ПАРИЖ

Chanel

Мы можем видеть эти воротники и на модных показах, и в уличной моде:

Копенгаген январь 2020

Street style

Франция

Street style

Март 2020

И в нашем городе такие модницы уже тоже есть! Теперь мода добирается к нам чуть быстрее, чем во времена Петра I!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector